Бакалавриат
2018/2019
Латинский язык
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс обязательный (Фундаментальная и компьютерная лингвистика)
Направление:
45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Кто читает:
Школа лингвистики
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
86
Программа дисциплины
Аннотация
Изучение древних языков, в частности латинского языка - база гуманитарного образования вообще и подготовки специалиста по лингвистике в частности и в особенности. Изучение латинского языка необходимо в рамках лингвистического образования в силу целого ряда принципиальных причин: 1) Латинский язык - один из языков-носителей кода античной цивилизации, той культурной парадигмы, которая лежит в основе развития европейской культуры. Изучение латинского языка, обогащенное историческим, культурологическим, литературным комментарием, приобщает студентов к наследию античного мира. 2) Грамматическая структура латинского языка отличается особой стройностью и рационализмом; соответственно, изучение латинского языка представляет собой уникальный способ развития логического мышления, умения воспринимать язык как систему, видеть имплицитные и эксплицитные законы его функционирования; развитое же логическое мышление и осознанный подход к изучению языка представляются совершенно необходимым качеством для специалиста в области лингвистики. 3) На примере латыни органично рассматриваются вопросы общелингвистического характера, то есть проблемы природы языка, связи между языком и мышлением, языком и обществом, так как латинский язык в диахроническом аспекте представляет собой материал для изучения динамики возникновения и складывания грамматических категорий, частей речи, их семантики, ее исторического развития - а изучение языка в подобном аспекте формирует осознанное отношение к языковым фактам вообще. 4) Знание латинского языка необходимо для изучения современных романских языков, генетически связанных с латынью: история этих языков, многие фонетические и грамматические явления, особенности лексики могут быть адекватно поняты и систематизированы только на основе знания латинского языка. Латынь оказала существенное влияние и на формирование германских языков (в частности, немецкого и английского), на их грамматическую и особенно лексическую систему. Знание латинского языка необходимо и для лучшего владения русским языком; так, через латынь легко объяснимы многие проблемные случаи русской орфографии, владение латинской лексикой помогает различать паронимы латинского происхождения в русском языке. 5) Латинский язык (наряду с древнегреческим) служил и служит в настоящее время источником образования международной общественно-политической и научной терминологии; умение же оперировать терминами и понимать их значение - основа научного мышления в любой сфере, особенно в гуманитарной.
Цель освоения дисциплины
- усвоение элементарного курса латинской лексики и грамматики
- уяснение места латинского языка в системе индоевропейских языков
- выстраивание системы связей новых языков и латыни
- расширение общелингвистического кругозора
Планируемые результаты обучения
- знает историю латинского языка, его фонетической системы
- знает систему латинского именного словоизменение
- знает латинское глагольное словоизменение
- знает латинское словообразование
- знает синтаксис простого и сложного предложения латинского языка
- умеет читать и анализировать прозаические и поэтические фрагменты из латинских авторов
Содержание учебной дисциплины
- Латинский языкОзнакомление студентов с общей проблематикой сравнительно-исторического и диахронически-типологического языкознания; усвоение студентами знаний о законах и принципах языковой эволюции; развитие представлений о факторах регионального и диахронного языкового варьирования; усвоение знаний о периодизации латинского языка; формирование умений читать и анализировать грамматический и стилистический строй памятников латинской письменности.