• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2018/2019

Латинский язык

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Когда читается: 1-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 86

Программа дисциплины

Аннотация

Изучение древних языков, в частности латинского языка - база гуманитарного образования вообще и подготовки специалиста по лингвистике в частности и в особенности. Изучение латинского языка необходимо в рамках лингвистического образования в силу целого ряда принципиальных причин: 1) Латинский язык - один из языков-носителей кода античной цивилизации, той культурной парадигмы, которая лежит в основе развития европейской культуры. Изучение латинского языка, обогащенное историческим, культурологическим, литературным комментарием, приобщает студентов к наследию античного мира. 2) Грамматическая структура латинского языка отличается особой стройностью и рационализмом; соответственно, изучение латинского языка представляет собой уникальный способ развития логического мышления, умения воспринимать язык как систему, видеть имплицитные и эксплицитные законы его функционирования; развитое же логическое мышление и осознанный подход к изучению языка представляются совершенно необходимым качеством для специалиста в области лингвистики. 3) На примере латыни органично рассматриваются вопросы общелингвистического характера, то есть проблемы природы языка, связи между языком и мышлением, языком и обществом, так как латинский язык в диахроническом аспекте представляет собой материал для изучения динамики возникновения и складывания грамматических категорий, частей речи, их семантики, ее исторического развития - а изучение языка в подобном аспекте формирует осознанное отношение к языковым фактам вообще. 4) Знание латинского языка необходимо для изучения современных романских языков, генетически связанных с латынью: история этих языков, многие фонетические и грамматические явления, особенности лексики могут быть адекватно поняты и систематизированы только на основе знания латинского языка. Латынь оказала существенное влияние и на формирование германских языков (в частности, немецкого и английского), на их грамматическую и особенно лексическую систему. Знание латинского языка необходимо и для лучшего владения русским языком; так, через латынь легко объяснимы многие проблемные случаи русской орфографии, владение латинской лексикой помогает различать паронимы латинского происхождения в русском языке. 5) Латинский язык (наряду с древнегреческим) служил и служит в настоящее время источником образования международной общественно-политической и научной терминологии; умение же оперировать терминами и понимать их значение - основа научного мышления в любой сфере, особенно в гуманитарной.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • усвоение элементарного курса латинской лексики и грамматики
  • уяснение места латинского языка в системе индоевропейских языков
  • выстраивание системы связей новых языков и латыни
  • расширение общелингвистического кругозора
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знает историю латинского языка, его фонетической системы
  • знает систему латинского именного словоизменение
  • знает латинское глагольное словоизменение
  • знает латинское словообразование
  • знает синтаксис простого и сложного предложения латинского языка
  • умеет читать и анализировать прозаические и поэтические фрагменты из латинских авторов
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Латинский язык
    Ознакомление студентов с общей проблематикой сравнительно-исторического и диахронически-типологического языкознания; усвоение студентами знаний о законах и принципах языковой эволюции; развитие представлений о факторах регионального и диахронного языкового варьирования; усвоение знаний о периодизации латинского языка; формирование умений читать и анализировать грамматический и стилистический строй памятников латинской письменности.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольные работы по латинскому языку
  • неблокирующий экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.6 * Контрольные работы по латинскому языку + 0.4 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Куликова Ю. В. - ЛАТИНСКИЙ ЯЗЫК. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 359с. - ISBN: 978-5-9916-9441-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/latinskiy-yazyk-434570