• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящихЛичный кабинет сотрудника ВШЭПоиск
Бакалавриат 2018/2019

Научно-исследовательский семинар "Процессно-ориентированнные информационные системы"

Статус: Курс по выбору (Программная инженерия)
Направление: 09.03.04. Программная инженерия
Когда читается: 3-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Основу работы семинара составляют разбор и решение практических задач в области Process Mining, а именно, задач ежегодного международного конкурса по анализу реальных логов Business Process Intelligence Challenge, BPIC (http://www.win.tue.nl/bpi/doku.php?id=2017:challenge). Конкурс BPIC проводится с 2011 года в рамках Международного семинара по анализу биз-нес-процессов (International Workshop on Business Process Intelligence 2017). Бизнес-компании предо-ставляют в качестве конкурсного задания реальные анонимизированные логи и вопросы, на кото-рые они хотят получить ответы. Решения подаются в виде исследовательских статей с ответами на поставленные вопросы, рекомендациями по улучшению бизнес-процессов и их обоснованием. Ар-хив лучших решений за предыдущие годы выложен на сайте конкурса и общедоступен. Эти реше-ния являются отличными case studies для овладения методами анализа процессов по журналам со-бытий и применения результатов самых последних исследований в этой области. Работа на семинаре организована вокруг выложенных решений конкурса BPIC. Сначала студенты изучают основные подходы и методы Process Mining, а также программные инструменты, используемые для анализа логов информационных систем. Основные инструменты, применяемые для анализа логов, это Celonis (http://www.celonis.com/), Disco (http://www.fluxicon.com/products/) и ProM (http://www.promtools.org/). Программные системы Celonis и Disco являются коммерческими, но производители дают студентам университетов бесплатную лицензию для их использования. Система ProM общедоступна. Затем студенты разбиваются на группы по 3-4 человека, и каждая группа готовит доклад по одному из решений конкурса. Важным условием при этом является то, что студенты должны не просто разобрать и пересказать решение, но и повторить все описанные в решении преобразования данных и численные эксперименты. Для этого студенты используют имеющиеся программные продукты, а также пишут собственные программные приложения для обработки данных. В последнем третьем модуле, когда появляется новое задание конкурса, студенты могут ор-ганизовать группу для участия в конкурсе, и несколько семинаров посвящяется обсуждению этого задания и подходов к его решению. Решение конкурсного задания должно использовать самые по-следние результаты и достижения исследований в области Process mining. Поэтому в программу семинара входят реферативные доклады по материалам новых публикаций в этой области, а также приглашенные доклады исследователей.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины являются формирование у студентов теоретических знаний в об-ласти моделирования, анализа и совершенствования процессно-ориентированных информаци-онных систем и практических навыков анализа поведенческих свойств таких систем, которые могут быть применены в ходе решения задач создания надежного программного обеспечения. Также студенты получат опыт ведения самостоятельного научного исследования, представле-ния результатов своей работы на научном семинаре, участия в научных дискуссиях.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать основные подходы, использующиеся при моделировании и анализе процессов, назначение тех или иных методов анализа информационных систем и область их применения
  • Уметь проводить аналогии между формальными моделями
  • Иметь навыки анализа моделей бизнес-процессов, представленных на языках высокого уровня, с точки зрения формальных моделей, лежащих в их основе, ведения самостоятельных исследований, выступлений с научными докладами
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Семантика последовательных и параллельных программ.
  • Формальные модели параллельных и распределенных систем.
  • Методы верификации параллельных и распределенных программ и систем.
  • Темпоральные логики как средство спецификации реактивных систем.
  • Дедуктивные методы верификации.
  • Моделирование распределенных систем взаимодействующими автоматами. .
  • Алгебры процессов.
  • Сети Петри.
  • Алгоритмы model checking для верификации программ.
  • Моделирование и анализ потоков работ (workflow).
  • Извлечение и анализ бизнес-процессов (process mining).
  • Структурные методы семантического анализа моделей программных систем.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Доклады
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.5 * Доклады + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Aalst, W. van der. (2016). Process Mining : Data Science in Action (Vol. Second edition). Heidelberg: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1203872

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Wil van der Aalst, & Kees van Hee. (2004). Workflow Management: Models, Methods, and Systems. The MIT Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.b.mtp.titles.0262720469