• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2018/2019

Театр и театральность в современной культуре

Статус: Майнор
Кто читает: Школа культурологии
Когда читается: 1, 2 модуль
Преподаватели: Ганжа Анна Геннадиевна, Камаева Юлия Арсеновна, Рогинская Ольга Олеговна, Россман Элла Юрьевна, Саламова Земфира Каурбековна, Шулятьева Дина Владимировна
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 76

Программа дисциплины

Аннотация

В курсе анализируется место и роль театра в современном культурном процессе. Театр рассматривается и как культурная практика, и как социальный институт. Основные вопросы курса: какова специфика современного театра и взаимоотношений его агентов (продюсеров, режиссеров, актеров и т. д.), какие театральные формы востребованы массовым зрителем и почему, что им противопоставляет театр авангарда и эксперимента? При каких условиях театр обретает статус политического жеста? Как и в каком виде повседневная культура усваивает элементы театрального мышления (ролевого поведения, драматического и мелодраматического воображения, эффекта зрелища и др.)? Широкий теоретический контекст осмысления эпохи «модерности» реализуется через конкретные кейсы из области как собственно театра, так и социального ритуала (в частности, праздника), перформанса, телешоу, флэшмоба, спорта и т. д.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство слушателей с методами анализа современного театра и шире – театральной культуры, которые существуют на стыке разных дисциплин (театроведение, performance studies, cultural studies, социология театра, социология культуры).
  • Освоение особенностей истории развития и функционирования современной театральной культуры: специфики ее институционального функционирования, ее жанровых и текстовых особенностей; а также места театра в современной культуре.
  • Формирование представлений о принципах написания истории театра сегодня.
  • Знакомство слушателей с разными типами работы с театральным материалом.
  • Формирование навыков обращения с конкретными театральными высказываниями (анализа спектаклей, театрального критического дискурса и т.п.) и ориентации в современной театральной ситуации.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Уметь выделять основные характеристики театрального события, знать условия его осуществления.
  • Понимать, что именно придает событию или явлению качество театральности.
  • Знать основные вехи в истории театра во всем разнообразии его форм.
  • Разбираться в понятиях ритуала и церемонии, уметь применять их при анализе театральных событий.
  • Понимать, какие исследовательские вопросы могут быть заданы по отношению к театральному материалу.
  • Знать и понимать проблематику хора в истории театра и культуры.
  • Уметь выявлять и анализировать практики соприсутствия и соучастия в современной культуре.
  • Разбираться в проблематике звучащей речи в культуре.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Театр в истории и теории культуры. Категория театральности.
    Основные характеристики театрального события. Театральные контексты (Что такое театр?). Как писать историю театра? Категория театральности. «Театральный факт». История театра: основные вехи. Как можно писать историю театра? Основные проблемы театральных исследований.
  • Театр и ритуал. (Со)присутствие и (со)участие в театре. Проблема театрального зрителя.
    Антропологический подход к анализу ритуалов. Перформативный ресурс ритуала. Ритуалы и церемонии в повседневной жизни. Лиминальность. Ритуалы и церемонии в повседневной жизни. Лиминальность. Театр как «другое место». Понятие гетеротопии (М. Фуко). Хор и его место в истории театра. Хор как память о ритуальном прошлом театра. Практики соприсутствия и соучастия в современном театре: обзор. Практики соприсутствия и соучастия в современном театре: кейс-стади с элементами практикума по анализу спектакля.
  • Как звучит и как молчит спектакль? Текст, речь, голос и звук в театре.
    Звучащая речь в театре: исторические и теоретические аспекты темы. Поэзия и проза на сцене: исторический и практический аспекты. Звучащая речь в современном театре: постдраматические эффекты. Музыка и вокал в современном театре. Категория театральной паузы. Как современный театр работает с категорией отсутствия (речи и звука). Кейс-стади: монодрама.
  • Цирк, спорт, танец. Театр и тело.
    Тренированное тело и исполнительские искусства. Театр и спорт. Эстетизация тела в исполнительских искусствах. Тело как язык. Танец и балет. Кейс-стади: Ненормативное тела в современном театре и перформансе. Риск и лиминальность в исполнительских искусствах. Цирковое искусство. Кейс-стади: канадский цирк.
  • Театр и перформанс. Театр и медиа. Эффекты сиюминутности в истории культуры. Ситуация прямого эфира в современной культуре. Театр и экран.
    Театр и перформанс: проблематика открытых временных границ. Эффект сиюминутности в театре и перформансе. Концепция постдраматического театра Х.-Т.Лемана. Театр и медиа. Значение экрана в современном театре: обзор приемов и практик. «Сейчас и больше никогда»: эффекты сиюминутности в современном театре и смежных культурных контекстах. Кейс-стади: функция экрана в спектаклях современных российских режиссеров.
  • Жестокость и насилие как темы театра и перформанса. Театральный авангард. Театр и политика. Театр как «вещь в себе». Театр без зрителя. Театр и эксперимент. Лабораторный театр.
    Жестокость и насилие как темы театра и перформанса: исторические и теоретические аспекты. Театр и политика: исторический и теоретический аспекты. Концепция политического театра у Пискатора и Брехта. Кейс-стади: феномен советского театра. Театральный авангард. «Левое» театральное искусство. Театр и эксперимент. Возможен ли театр без зрителей? Кейс-стади: Театральная лаборатория Ежи Гротовского. Фестивальные аспекты современного театра: между политикой и лабораторией.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Итоговый тест по итогам лекций
  • неблокирующий Итоговый тест по итогам семинаров
  • неблокирующий Презентация коллективного проекта
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.25 * Итоговый тест по итогам лекций + 0.25 * Итоговый тест по итогам семинаров + 0.25 * Презентация коллективного проекта + 0.25 * Работа на семинарах
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Fischer-Lichte, E. (2001). Introduction: contemporary theatre and drama in Europe. European Review, (03), 275. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.cup.eurrev.v9y2001i03p275.276.00

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Wihstutz, B., & Fischer-Lichte, E. (2013). Performance and the Politics of Space : Theatre and Topology. New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=507474
  • Станиславский К. С. - РАБОТА АКТЕРА НАД СОБОЙ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 171с. - ISBN: 978-5-534-07313-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/rabota-aktera-nad-soboy-v-2-ch-chast-1-438046
  • Станиславский К. С. - РАБОТА АКТЕРА НАД СОБОЙ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 215с. - ISBN: 978-5-534-07315-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/rabota-aktera-nad-soboy-v-2-ch-chast-2-438056