2018/2019
Театр и театральность в современной культуре
Статус:
Майнор
Кто читает:
Школа культурологии
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1, 2 модуль
Преподаватели:
Ганжа Анна Геннадиевна,
Камаева Юлия Арсеновна,
Рогинская Ольга Олеговна,
Россман Элла Юрьевна,
Саламова Земфира Каурбековна,
Шулятьева Дина Владимировна
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
76
Программа дисциплины
Аннотация
В курсе анализируется место и роль театра в современном культурном процессе. Театр рассматривается и как культурная практика, и как социальный институт. Основные вопросы курса: какова специфика современного театра и взаимоотношений его агентов (продюсеров, режиссеров, актеров и т. д.), какие театральные формы востребованы массовым зрителем и почему, что им противопоставляет театр авангарда и эксперимента? При каких условиях театр обретает статус политического жеста? Как и в каком виде повседневная культура усваивает элементы театрального мышления (ролевого поведения, драматического и мелодраматического воображения, эффекта зрелища и др.)? Широкий теоретический контекст осмысления эпохи «модерности» реализуется через конкретные кейсы из области как собственно театра, так и социального ритуала (в частности, праздника), перформанса, телешоу, флэшмоба, спорта и т. д.
Цель освоения дисциплины
- Знакомство слушателей с методами анализа современного театра и шире – театральной культуры, которые существуют на стыке разных дисциплин (театроведение, performance studies, cultural studies, социология театра, социология культуры).
- Освоение особенностей истории развития и функционирования современной театральной культуры: специфики ее институционального функционирования, ее жанровых и текстовых особенностей; а также места театра в современной культуре.
- Формирование представлений о принципах написания истории театра сегодня.
- Знакомство слушателей с разными типами работы с театральным материалом.
- Формирование навыков обращения с конкретными театральными высказываниями (анализа спектаклей, театрального критического дискурса и т.п.) и ориентации в современной театральной ситуации.
Планируемые результаты обучения
- Уметь выделять основные характеристики театрального события, знать условия его осуществления.
- Понимать, что именно придает событию или явлению качество театральности.
- Знать основные вехи в истории театра во всем разнообразии его форм.
- Разбираться в понятиях ритуала и церемонии, уметь применять их при анализе театральных событий.
- Понимать, какие исследовательские вопросы могут быть заданы по отношению к театральному материалу.
- Знать и понимать проблематику хора в истории театра и культуры.
- Уметь выявлять и анализировать практики соприсутствия и соучастия в современной культуре.
- Разбираться в проблематике звучащей речи в культуре.
Содержание учебной дисциплины
- Театр в истории и теории культуры. Категория театральности.Основные характеристики театрального события. Театральные контексты (Что такое театр?). Как писать историю театра? Категория театральности. «Театральный факт». История театра: основные вехи. Как можно писать историю театра? Основные проблемы театральных исследований.
- Театр и ритуал. (Со)присутствие и (со)участие в театре. Проблема театрального зрителя.Антропологический подход к анализу ритуалов. Перформативный ресурс ритуала. Ритуалы и церемонии в повседневной жизни. Лиминальность. Ритуалы и церемонии в повседневной жизни. Лиминальность. Театр как «другое место». Понятие гетеротопии (М. Фуко). Хор и его место в истории театра. Хор как память о ритуальном прошлом театра. Практики соприсутствия и соучастия в современном театре: обзор. Практики соприсутствия и соучастия в современном театре: кейс-стади с элементами практикума по анализу спектакля.
- Как звучит и как молчит спектакль? Текст, речь, голос и звук в театре.Звучащая речь в театре: исторические и теоретические аспекты темы. Поэзия и проза на сцене: исторический и практический аспекты. Звучащая речь в современном театре: постдраматические эффекты. Музыка и вокал в современном театре. Категория театральной паузы. Как современный театр работает с категорией отсутствия (речи и звука). Кейс-стади: монодрама.
- Цирк, спорт, танец. Театр и тело.Тренированное тело и исполнительские искусства. Театр и спорт. Эстетизация тела в исполнительских искусствах. Тело как язык. Танец и балет. Кейс-стади: Ненормативное тела в современном театре и перформансе. Риск и лиминальность в исполнительских искусствах. Цирковое искусство. Кейс-стади: канадский цирк.
- Театр и перформанс. Театр и медиа. Эффекты сиюминутности в истории культуры. Ситуация прямого эфира в современной культуре. Театр и экран.Театр и перформанс: проблематика открытых временных границ. Эффект сиюминутности в театре и перформансе. Концепция постдраматического театра Х.-Т.Лемана. Театр и медиа. Значение экрана в современном театре: обзор приемов и практик. «Сейчас и больше никогда»: эффекты сиюминутности в современном театре и смежных культурных контекстах. Кейс-стади: функция экрана в спектаклях современных российских режиссеров.
- Жестокость и насилие как темы театра и перформанса. Театральный авангард. Театр и политика. Театр как «вещь в себе». Театр без зрителя. Театр и эксперимент. Лабораторный театр.Жестокость и насилие как темы театра и перформанса: исторические и теоретические аспекты. Театр и политика: исторический и теоретический аспекты. Концепция политического театра у Пискатора и Брехта. Кейс-стади: феномен советского театра. Театральный авангард. «Левое» театральное искусство. Театр и эксперимент. Возможен ли театр без зрителей? Кейс-стади: Театральная лаборатория Ежи Гротовского. Фестивальные аспекты современного театра: между политикой и лабораторией.
Элементы контроля
- Работа на семинарах
- Итоговый тест по итогам лекций
- Итоговый тест по итогам семинаров
- Презентация коллективного проекта
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.25 * Итоговый тест по итогам лекций + 0.25 * Итоговый тест по итогам семинаров + 0.25 * Презентация коллективного проекта + 0.25 * Работа на семинарах
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Fischer-Lichte, E. (2001). Introduction: contemporary theatre and drama in Europe. European Review, (03), 275. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.cup.eurrev.v9y2001i03p275.276.00
Рекомендуемая дополнительная литература
- Wihstutz, B., & Fischer-Lichte, E. (2013). Performance and the Politics of Space : Theatre and Topology. New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=507474
- Станиславский К. С. - РАБОТА АКТЕРА НАД СОБОЙ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 171с. - ISBN: 978-5-534-07313-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/rabota-aktera-nad-soboy-v-2-ch-chast-1-438046
- Станиславский К. С. - РАБОТА АКТЕРА НАД СОБОЙ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 215с. - ISBN: 978-5-534-07315-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/rabota-aktera-nad-soboy-v-2-ch-chast-2-438056