• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2018/2019

Этнографические методы

Статус: Курс по выбору (Современный социальный анализ)
Направление: 39.04.01. Социология
Когда читается: 1-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Современный социальный анализ
Язык: русский
Кредиты: 2
Контактные часы: 28

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина относится к вариативной части цикла дисциплин программы. Изучение данной дисциплины базируется на "Современной социологической теории". Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при написании курсовой работы и выпускной квалификационной работы. Настоящая рабочая программа дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента, а также определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих дисциплину «Этнографические методы», учебных ассистентов и студентов направления подготовки 39.04.01 «Социология», обучающихся по образовательной программе “Современный социальный анализ». Курс состоит из семинарских занятий, которые предполагает индивидуальную и групповую работу. При чтении курса используются метод проектов, метод групповой дискуссии, разбор практических кейсов. В рамках преподавания курса широко применяются мультимедийные средства демонстрации визуальных (фотографии и видеозаписи) и аудиоматериалов (аудиозаписи). Также в обучении используются методы формирования критического мышления, в первую очередь — метод проблемных ситуаций
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Показать студентам исследовательские преимущества и ограничения этнографических методов исследований
  • Познакомить студентов с ключевыми подходами и теоретическими основаниями этнографических методов социологических исследований
  • Познакомить студентов с различными типами этнографических данных и стратегиями их анализа
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Обосновывает применение этнографических методов в зависимости от цели исследования; интерпретирует результаты применения этнографических методов; оценивает связь между теоретическими предпосылками качественного исследования и эмпирическими данными
  • Имеет навыки полевой работы
  • Осваивает профессиональную литературу на русском и английском языках
  • Выделяет специфику изучаемого феномена
  • Владеет профессиональной этикой
  • Владеет навыком концептуализации изучаемого феномена на основе имеющихся данных; обосновывает выбор концептуальной рамки исследования и теоретических оснований анализа
  • Разрабатывает программу исследования учитывая специфику исследования
  • Самостоятельно разрабатывает программу исследования с релевантной методологией и инструментом
  • Анализирует и концептуализирует эмпирический материал, опираясь на актуальные теоретические разработки и профессиональную этику.
  • Осуществляет рефлексивную полевую работу
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Эпистемология и методология этнографического исследования
  • Тема 2. Понятие поля
  • Тема 3. Планирование и этика этнографического исследования
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
    Участие в обсуждении на семинарах
  • неблокирующий Домашние задания
    Предоставление полевых данных. Домашние задания состоят из регулярного ведения полевого дневника, с записью наблюдения по крайней мере один раз в неделю. Объем каждой записи должен быть не менее страницы тек-ста. В записи должны быть отражены результаты наблюдения, поставлены этнографические вопросы, авторская рефлексия по поводу собственного полевого опыта.
  • неблокирующий Экзамен
    Презентация собственного этнографического исследования, проведенного в ходе курса. Итоговый контроль осуществляется в форме презентации результатов этнографического наблюдения. Она должна показать 1) понимание концепции «поля» и умение локализовать свое поле; 2) умение поставить рабочий вопрос и изменить его формулировку в ходе полевого исследования; 3) понимание этических норм при проведении полевого исследования; 4) знание литературы по курсу и умение ее использовать в свое работе; 5) способность к рефлексии над удачами и ошибками собственного этнографического исследования
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.35 * Аудиторная работа + 0.35 * Домашние задания + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Laine, M. de. (2000). Fieldwork, Participation and Practice : Ethics and Dilemmas in Qualitative Research. London: SAGE Publications Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=251294
  • Методы социологического исследования: Учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко - М.: ИНФРА-М, 2013. - 768 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование). (п) ISBN 978-5-16-003457-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/394159

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Leavy, P. (2014). The Oxford Handbook of Qualitative Research. Oxford: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=779511