• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2018/2019

Социология детства и подростковости

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс по выбору (Современный социальный анализ)
Направление: 39.04.01. Социология
Когда читается: 1-й курс, 3 модуль
Формат изучения: Full time
Прогр. обучения: Современный социальный анализ
Язык: русский
Кредиты: 2

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина относится к дисциплинам по выбору Вариативной части. Для освоения дисциплины необходимы компетенции, полученные в ходе изучения дисциплин: "Современная социологическая теория"; "Методология и методы исследований в социологии". Целями освоения дисциплины «Социология детства и подростковости» являются формирование представлений о феноменах детства и подростковости, а также освоение современных социологических подходов к их изучению.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование представлений о феноменах детства и подростковости
  • Освоение современных социологических подходов к их изучению
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент умеет обобщить и воспроизвести материал занятий, оценить его, высказать/написать свою точку зрения, предлагает свою трактовку, интерпретацию.
  • Студент может осуществлять самостоятельный поиск релевантных научных источников, осуществлять их самостоятельный анализ.
  • Студент владеет навыками работы с научными источниками на английском языке, знает основные направления с современной мировой социологии детства и подростковости.
  • Студент применяет полученные знания о теоретических подходах к планированию социологического исследования детства и подростковости
  • Способен на основе анализа материала выявлять социально значимые проблемы детства и подростковости и предлагать пути их решения на основе полученных в рамках курса знаний.
  • Студент демонстрирует умение выбора методологической рамки, разработки программы и инструментария социологического исследования.
  • Студент демонстрирует владение методами социологического исследования в ходе анализа феноменов детства и подростковости
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. «Ребенок» и «подросток»: история феноменов и концептов
    Возраст и подходы к его анализу. Социологический и культурологический подход к анализу возрастных групп. Формирование и развитие в обществе представлений о детстве и подростковости. Ф. Арьес об истории детства. Н. Постман об исчезновении детства. Историческая эволюция образов детства в обществе. Подросток как феномен ХХ века. Кидалтизм как социальное явление
  • Тема 2. Социология детства и подростковости: история развития, основные теоретические подходы и эмпирические исследования
    Исследования детства и подростковости: история и основные дисциплинарные подходы. Становление социологического изучения детства и подростковости, основные парадигмы анализа этих феноменов. Социология детства и подростковости в России. Современные эмпирические исследования детства и подростковости
  • Тема 3. Детство и подростковость в контексте современных структурных условий
    Институцианализация мира детства и подростковости. Ребенок и подросток в контексте семьи, образования, политических и экономических институтов. Теории социализации. Социализация в контексте современных структурных условий. Воспитание: эволюция практик и подходов
  • Тема 4. Повседневность и культурные практики детства и подростковости
    Культурный мир детства и подростковости, структура и функции. Игра, язык, фольклор в контексте мира детства. Предметный мир детства. Подростковая культура: структура, функции, становление. Мир советского и постсоветского детства и подростковости
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Экзамен
    Устный экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.42 * Аудиторная работа + 0.18 * Домашнее задание + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Максаков А. Д., Максакова В. И.-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ 6-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-293-Авторский учебник-978-5-534-01590-4: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/pedagogicheskaya-antropologiya-432041

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Отюцкий Г. П., Кузьменко Г. Н. ; Под ред. Кузьменко Г. Н.-СОЦИАЛЬНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-423-Бакалавр. Академический курс-978-5-9916-8288-6: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/socialnaya-antropologiya-433006