• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2018/2019

Философия

Направление: 39.03.01. Социология
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Преподаватели: Каплун Виктор Львович, Тискин Даниил Борисович
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 20

Программа дисциплины

Аннотация

Помимо обращения к современному состоянию философских проблем, курс предлагает знакомство и с основными этапами в истории западно-европейской философии, начиная с философских направлений в древней Греции и вплоть до конца XIX-го века. Однако историко-философский материал курса выстраивается на основе проблемного и методологического подхода, ориентированного, прежде всего, на современное понимание данных проблем и их решений.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • знакомство с основными проблемами и вопросами философии, а также с основными философскими концепциями как современной философии, так и из истории философии.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Способность понять принципы философского мышления
  • Знание основных философских подходов к решению различных проблем - как в современной философии, так и в исторической перспективе
  • Способность анализировать философские тексты.
  • Способность сравнивать разные подходы к анализу философских проблем
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Что такое философия?
    Ключевые проблемы: философия как метод и как образ жизни; задачи и методы философии. Логика и ошибки аргументации. Вопросы к семинару: • Что такое мировоззрение? Какие типы мировоззрений вы можете назвать? • Что такое концептуальный анализ наших наиболее общих понятий? • Что такое здравый смысл и как он может быть связан с философией? • Можете ли вы дать свое собственное определение философии? • Есть ли от философии какая-то польза?
  • Основания этики
    Ключевые проблемы: утилитаризм; этика и религия; моральный реализм и антиреализм. Вопросы к семинару: • Существуют ли объективные критерии добра и зла? • Как можно понимать утверждение о том, что моральные нормы субъективны? • Что такое моральный релятивизм, и является ли он приемлемым? Если да, то почему, или в каком смысле? • Какие аргументы против морального релятивизма вы знаете? • Существует ли связь, и если да, то какая, между религией и нравственностью? • Что такое моральные дилеммы и как их можно решать? • Зависят ли моральные нормы и ценности от того, как мы о них говорим? • Какие теории происхождения морали вы знаете? • Чем мораль отличается от нравственности? • Что такое нравственный поступок с точки зрения И. Канта? • Существуют ли критерии нравственного поведения, и можно ли построить теорию такого поведения?
  • Проблема знания
    Ключевые проблемы: скептицизм; мысленный эксперимент «мозги в бочке»; релятивизм и его критика. Понятие знания и попытки его определения. Специфика математического знания. Вопросы к семинару: • Каковы источники нашего знания? • Какова роль разума и опыта в нашем познании? • Должно ли (и если да, то всегда ли) наше знание быть обоснованным? • Какие виды знания и способы его обоснования вы можете назвать? • Что такое эпистемологический скептицизм? Какие скептические аргументы вы знаете? Можно ли их опровергнуть? • Возможно ли объективное знание и существуют ли универсальные истины? • Что такое прагматизм и инструментализм в отношении знания? • Познание – это в большей степени открытие или изобретение? • Как соотносятся практическое и теоретическое знание?
  • Справедливость и равенство
    Ключевые проблемы: свобода и равенство; справедливость и проблема компенсации врождённого неравенства; справедливость и границы сообщества. Вопросы к семинару: • Что для вас важнее: личная свобода или социальное равенство? • Что такое позитивная и негативная свобода? • Все ли виды неравенства несправедливы? • На что человек имеет право от рождения? Какие вообще бывают права человека? • Как социальная справедливость может быть связана с экономикой? С чем еще она может быть связана? • Что такое социальное государство? • Для чего вообще необходимо государство как форма правления? Какие еще формы политического правления вы знаете? • Чем отличаются либерализм, либертарианство и коммунитаризм в своем понимании справедливости? • В чем смысл идеи о том, что «государство – это ночной сторож»? Согласны ли вы этим? • В чем смысл понятий «занавес неведения» и «рефлексивное равновесие» у Дж. Ролза?
  • Философия сознания
    Ключевые проблемы: психофизическая проблема; скептицизм относительно чужих сознаний; квалиа; дуализм и его виды; физикализм. Вопросы к семинару: • Как связаны сознание и тело? Является ли сознание особой вещью или особым свойством тела? • Какие виды дуализма вы знаете? • В чем смысл психофизической проблемы? • Какие способы решения этой проблемы вы знаете? • Можно ли научно объяснить феномен сознания? С какими трудностями может столкнуться такое объяснение? • Как с проблемой сознания связана проблема свободы воли? • Как мы понимаем, что имеем дело с разумным существом, обладающим сознанием? • Какие аргументы вы знаете против скептицизма относительно чужих сознаний? Ключевые проблемы: искусственный интеллект; мысленный эксперимент «китайская комната»; эволюционный аргумент в поддержку физикализма; интенциональная установка. Вопросы к семинару: • Всегда ли необходимо сознание для того, чтобы обладать интеллектом? • Что значит мыслить, и умеют ли машины это делать? Если нет, то почему? • В чем смысл теста Тьюринга? • О чем еще мы спрашиваем, когда спрашиваем о возможности искусственного интеллекта?
  • Тождество личности
    Ключевые проблемы: понятие тождества, количественное и качественное тождество; тождество личности и его основные теории (биологическая, теория потока, нарративная). Вопросы к семинару: • Как бы вы сформулировали проблему тождества личности? • Какие бывают виды тождества в принципе? • Какие критерии тождества личности вы знаете? • Почему это может быть так важно - решить проблему тождества личности? • Петли причинности и параллельные миры: возможны ли путешествия во времени?
  • Философия науки. Научный реализм
    Ключевые проблемы: проблема демаркации; фальсификационизм; соотношение теоретического и эмпирического в науке; регулярность, чудеса и законы природы. Вопросы к семинару: • Что такое научное знание, и чем оно отличается от ненаучного? • В чем заключается проблема индуктивного обоснования знания? • Существует ли врожденное знание? • Каким критерия должна отвечать научная теория? Как ученые выдвигают свои гипотезы? • Что такое научное объяснение, и каким оно бывает?
  • Свобода воли
    Ключевые проблемы: формулировка проблемы свободы воли; детерминизм и либертарианство; компатибилизм и инкомпатибилизм; свобода и моральная ответственность. Вопросы к семинару: • Что значит действовать свободно? В чем смысл слова «свободно» в этом случае? • Каковы критерии свободного поступка? Что может ограничивать нашу свободу? • В чем заключается философская проблема свободы воли? • Какие решения этой проблемы вы знаете? • Как эта проблема связана с моральной ответственностью?
  • Философия языка
    Ключевые проблемы: понятие значения и основные теории значения; констативы и перформативы; теория речевых актов; языковое поведение как элемент практик и языковые игры. Вопросы к семинару: • Как звуки становятся речью? Что такое осмысленная речь? • Что может быть значением наших слов? Есть ли разница между их значением и их смыслом? • Что значит понимать чью-то речь? Что именно происходит, когда мы кого-то интерпретируем? • Что такое наивная семантика, и как с ней связаны размышления философов о значении слов? • Как связаны речь и мышление? • Что значит говорить правильно? Как связаны речь и мышление с правилами языка? • В чем заключается парадокс следования правилу? • Возможен ли индивидуальный язык? Если нет, то почему? • Как связаны значение и употребление слова? • Можно ли сказать, что речь служит только для выражения мыслей и эмоций?
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа (в формате эссе)
  • неблокирующий Реферат
  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен представляет собой эссе, написанное в аудитории на одну из тем курса. Оценка за эссе выставляется по 10-балльной шкале.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.3 * Аудиторная работа + 0.15 * Контрольная работа (в формате эссе) + 0.15 * Реферат + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Философия: Учебник / Под ред. А.Н. Чумакова. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 432 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-9558-0325-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/418733

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Философия и история науки: Учебное пособие / А.Л. Никифоров. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 176 с.: 60x88 1/16. - (Высшее образование: Аспирантура). (обложка) ISBN 978-5-16-009251-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/429039