Бакалавриат
2018/2019
Римская литература: чтение в подлиннике
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Кто читает:
Департамент филологии
Когда читается:
2-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Шмараков Роман Львович
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
92
Программа дисциплины
Аннотация
Курс посвящен ознакомлению студентов с реалиями римской культуры. В ходе занятий студенты знакомятся с понятийным аппаратом фонетики, морфологии, синтаксиса, лексикологии и стилистики латинского языка; основами стихосложения и навыками чтения стихотворного и прозаического текста; основами анализа и профессиональными приёмами комментирования оригинального и адаптированного текста на латинском языке; а также формируют навык использования знания латинского языка для повышения своей профессиональной квалификации и приобретения новых квалификаций.
Цель освоения дисциплины
- Обеспечение студентов филологической программы знанием реалий римской культуры, основ латинской версификации, навыками чтения оригинальных текстов на латинском языке классического и постклассического периода, а также их художественного перевода.
Планируемые результаты обучения
- Студент ознакомлен с историей римского ораторства и знает основных представителей, а также их наиболее значимые работы и способен к художественному переводу текста.
- Студент осведомлен о жанрах и стилях александрийской поэзии и имеет навык художественного перевода.
- Студент имеет представление о месте Цезаря в римской и мировой литературе, способен к переводу и анализу текста.
- Студент знает, что такое архаизирующий стиль, понимает место Саллюстия в этапах римской историографии, имеет навык перевода текста.
- Студент владеет навыками анализа произведений Вергилия. Понимает, в чем их сущностное отличие от работ других авторов и способен к художественному переводу.
- Студент осведомлен о влиянии Горация на римскую литературу, умеет различать эподы, оды и послания; студент знает, что такое алкеева строфа и сапфическая строфа и умеет отличать их.
- Студент понимает место Тита Ливия в римской литературе, способен к художественному переводу.
- Студент имеет представление о римской элегии и знает её основных представителей. Студент получает навыки художественного перевода.
- Студент понимает особенности римской сатиры и обладает навыком её перевода.
- Студент ориентируется в основных работах Овидия и способен к переводу его фрагментов.
- Студент ориентируется в трактатах Петрония и способен художественно перевести отрывок "Сатирикона".
- Студент имеет целостное представление об эпиках флавианской эпохи и способен художественно переводить фрагменты текстов.
- Студент понимает особенности жанра эпиграммы, а также знает основных представителей римской литературы, работавших в этом жанре. Студент способен к переводу текстов.
- Студент понимает жанровое своеобразие Светония
- Студент понимает особенности влияния произведений Курция Руфа на европейскую литературу
- Студент знает историю возникновения жанра диалога в римской литературе, понимает его особенности. Ориентируется в работах Тацита.
- Студент ознакомлен с возникновением и особенностями эпистолярного жанра в литературе
- Студент знает, что такое вторая софистика. Ориентируется в основных представителях данного направления.
- Студент ориентируется в работах основных представителей поздней римской поэзии
Содержание учебной дисциплины
- Некоторые сведения из истории римского ораторского искусства.Цицерон. Речи (Против Верреса. I; Против Катилины. I. В зашиту поэта Архия). Философские трактаты (О природе богов; О дивинации). Трактаты об ораторском искусстве (Об ораторе, Брут).
- Катулл, биографические сведения.Александрийская поэзия в Риме: жанры и стиль.
- Цезарь.Биографические сведения, его место в римской и мировой литературе. Записки о галльской войне; Записки о гражданской войне.
- Саллюстий.Биографические сведения. Отношение к предшествующим этапам римской историографии. Архаизирующий стиль. «Заговор Катилины».
- Вергилий.Светоний, «Жизнь Вергилия». Буколики (IV, VII), Георгики (миф об Аристее, IV), Энеида (падение Трои, II; схождение в преисподнюю, VI). Сведения о гекзаметре.
- Гораций.Светоний, «Жизнь Горация». Эподы, оды, послания. Сведения о лирических размерах (алкеева строфа, сапфическая строфа). Гораций в русской литературе.
- Тит Ливий.Первая декада, Ганнибалова война.
- Римская элегия, общие сведения.Тибулл и Проперций.
- Римская сатира.Гораций, Персий, Ювенал.
- Овидий.Сенека Старший и Квинтилиан о нем. Любовные элегии. Героиды. Метаморфозы. Тристии.
- Петроний.Тацит о нем (Анналы, XVI). Поэтика «Сатирикона». Пир у Трималхиона.
- Эпики флавианской эпохи.Стаций, «Фиваида». Смерть Тидея (кн.VIII).
- Жанр эпиграммы.Катулл. Марциал. Клавдиан.
- Светоний.Жанровое своеобразие. Влияние на европейскую литературу. Эйнхард, «Жизнь Карла Великого».
- Курций Руф, «История Александра».Легенда об Александре в Средние века. Вальтер Шатильонский, «Александреида»
- Тацит.«История», «Анналы». Жанр диалога в римской литературе. «Диалог об ораторах».
- Эпистолярный жанр в римской литературе.Цицерон, Плиний Младший, Симмах.
- Вторая софистика.Апулей. Жанровое разнообразие его прозы. «Метаморфозы» как аллегорический роман. Tumor Africus. Миф о Психее в европейской литературе.
- Поздняя римская поэзия.Авсоний, Клавдиан, Пруденций.
- Новый стиль. Сенека.Драматургия (Медея), философские трактаты (О гневе, Нравственные письма). «Апоколокинтосис» и традиции мениппеи.
- Лукан. Светоний«Фарсалия» и ее отношение к «Энеиде». Эпизод Эрихто.
- «Римская история на пуантах» и собрание назидательных примеровФлор и Валерий Максим.
- Христианская литература.Минуций Феликс. Киприан Карфагенский. Августин.
- Боэций, биографические сведения.«Утешение Философией» и средневековые прозиметры.
Элементы контроля
- Проверочная работаПроверочная работа проводится в аудитории, выполняется письменно. Задания для проверочной работы разработаны на основе пройденного материала. Пользоваться материалами семинаров не разрешается, пользоваться словарем допустимо. Время выполнение лексического диктанта – 30 минут.
- Лексический диктантЛексический диктант проводится в аудитории, выполняется письменно. Задания для лексического диктанта разработаны на основе пройденного материала. Пользоваться материалами лекций и семинаров не разрешается, пользоваться словарем допустимо. Время выполнение лексического диктанта – 30 минут.
- Художественный переводВнеаудиторная письменная работа по вариантам, представляющая собой перевод присылаемого преподавателем фрагмента текста с латинского языка на русский с указанием характерных синтаксических конструкций и стилистических фигур.
- Экзамен (контрольная работа)Выполняется письменно в аудитории по вариантам. Задания для контрольной работы разработаны на основе пройденного материала. Время выполнения – 80 минут. Во время написания работы разрешается пользоваться только словарем.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.21 * Лексический диктант + 0.35 * Проверочная работа + 0.14 * Художественный перевод + 0.3 * Экзамен (контрольная работа)
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Clackson, J. (2011). A Companion to the Latin Language. Chichester, West Sussex: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=510034
Рекомендуемая дополнительная литература
- Benjamin Hall Kennedy. (1850). Palæstra Latina; or, A second Latin reading-book, adapted to the Elementary Latin grammar, by B.H. Kennedy. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edseur&AN=edseur..9200143.BibliographicResource.2000069379876
- Подосинов А.В., Козлова Г.Г., Глухов А.А. - Латинско-русский словарь - Издательство "ФЛИНТА" - 2011 - 376с. - ISBN: 978-5-9765-1304-4 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/2643