2018/2019
Академическое письмо (русский язык)
Кто читает:
Департамент филологии
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Бодрова Алина Сергеевна,
Делазари Иван Андреевич,
Димитриев Виктор Михайлович,
Казарцев Евгений Вячеславович,
Шерстинова Татьяна Юрьевна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
54
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина посвящена формированию у студентов навыков написания академических текстов, таких как реферат, эссе, аннотации, обзор литературы и пр., навыков создания и редактирования докладов и презентаций и навыков корректного составления библиографического описания.
Цель освоения дисциплины
- Ознакомление студентов-филологов с основными разновидностями научного дискурса;
- Изучение особенностей научного стиля речи, его основных жанров;
- Формирование навыков создания письменных и устных академических текстов;
- Овладение базовыми принципами коммуникации в академической среде
Планируемые результаты обучения
- Студент различает основные этапы формирования научного стиля русского литературного языка и основные особенности ораторского мастерства
- Студент использует приемы сжатия информации при устном изложении материала
- Студент различает основные жанры научного стиля
- Студент различает основные речевые фигуры и тропы
- Студент анализирует устные выступления с риторической точки зрения
- Студент использует нормы речевого этикета в дискуссии
- Студент учитывает правила аргументации и логику изложения в устных и письменных выступлениях
- Студент составляет аннотации и рефераты в соответствии с правилами академического письма
- Студент различает литературное, философское и академическое эссе
- Студент разрабатывает тему научного исследования, коррелирующую с содержанием исследования
- Студент работает с источниками, ищет необходимую для исследованию информацию в каталогах и интернет-ресурсах, составляет библиографию, различает правила цитирования
- Студент разрабатывает структуру исследования, учитывая требования, предъявляемые к академическим работам
- Студент делает доклады и презентации, а также учитывает правила оформления при подготовке текстов
Содержание учебной дисциплины
- Формирование образа ритора. Ученый-оратор. Основы речевого мастерства и научный дискурс.Типы ораторов. Внешний облик оратора и его связь с характером выступления и аудиторией. Знаменитые ораторы. История русского ораторского искусства. «Риторика» М. В. Ломоносова и реформа русской словесности. Известные российские ораторы. Что отличает хорошего оратора? Основные навыки речевого мастерства. История формирования научного стиля русского литературного языка. Прагматика научного дискурса. Ученый-оратор. Особенности риторически оформленной научной речи. Риторика научного стиля. Ораторское мастерство в ученом диспуте.
- Мышление и речь. Навыки речевого выражения мыслиВопрос о связи языка и мышления. Значение языка в процессе порождения и восприятия мысли. Мысль и язык в трудах В. фон Гумбольдта и А. А. Потебни, современные представления о связи мышления и языка (американская лингвистика). Умение выражать мысль. Приемы упрощения и усложнения при изложении. Лаконичность речи. Как сделать нашу речь понятнее?
- Стилистика. Функциональные стили русского языка. Общие свойства научного и научно-публицистического стиля. Жанры научного стиля(обзор, резюме, эссе, проект, доклад, курсовая работа, научная презентация)Стилистика и основные функциональные стили. Стилистический характер письменного и устного текста. Особенности устного выступления по сравнению с письменным изложением. Приемы стилистической обработки текста в соответствии с аудиторией и прагматикой. Понятие языковой нормы. Языковая норма в речи и стиль публичного выступления. Иностранная лексика. Роль лексических заимствований. Социолингвистические особенности речи. Научный и публицистический стили. Их особенности. Жанры научного стиля: обзор, эссе, диплом, доклад, курсовая работа, диссертация, резюме, аннотация, статья, рецензия, тезисы, научный проект, научно-критическая статья.
- Средства выразительности в тексте. Речевые фигуры и тропы. Правильность речиИспользование специальных стилистических средств. Употребление интонационных конструкций. Использование адекватной лексики. Правильное употребление синтаксических конструкций и фразеологических оборотов. Поиск синонимов и адекватных лексических замен. Правила лексической сочетаемости. Основные фигуры речи. Основные тропы: метафора и метонимия. Употребление фигур речи и тропов. Прагматика образной составляющей научного дискурса. Разработка специальной лексики, создание собственной терминологии. Метафоричность и метонимичность научных терминов. Значений научных терминов и способы их толкования. Научный жаргон. Как избежать жаргонизмов в научном стиле? Формирование подстиля и подъязыка в той или иной научной отрасли. Ученый и его идиостиль.
- Анализ устных и письменных образцов «идеального» научного дискурсаАналитическое чтение научных и научно-популярных статей с установкой на выявление риторической составляющей текста. Анализ научных выступлений известных ученых с риторической точки зрения. Установка на создание «идеального» научного дискурса. Характерные признаки научного дискурса «высокого класса».
- Полемика. Искусство научной дискусии.Структура и цель ученого диспута. Основные правила ведения дискуссии. Речевой этикет. Способы достижения признания отстаиваемой точки зрения. Организация и проведения нескольких коллоквиумов, содержащих дискуссию на определенные научные темы в области литературоведения и/или лингвистики.
- Особенности академического письма. Способ подачи материала в разных научных традициях. Аргументация и композиция. Логика изложения.Особенности академического дискурса. Способ подачи материала в разных научных традициях: «объективированный» стиль изложения или влияние личности исследователя, авторизация. Стилистический шов – научно-популярные тексты. Формирование структуры научного текста. Правила логики, действующие при создании текста. От идеи к структуре. Аргументация и композиция в научном дискурсе. Логика изложения.
- Реферирование и аннотирование в рамках научного дискурса.Порядок чтения статьи при беглом просмотре и так называемое аналитическое (медленное) чтение. Анализ удачных и неудачных сторон той или иной научной публикации. Опыт составления литературного обзора. Структура аннотации. Выбор ключевых понятий. Краткий пересказ статьи. Особенности редактирование научных текстов. Умение воспринимать текст «как читатель». Формирование и выражение собственной позиции по поводу прочитанного. Составление научного реферата.
- Научная эссеистика и научно- популярный очерк. Эссе как учебная письменная работа.Эссе как жанр академического письма. Эссе в российской и американской научной традиции. Краткий обзор истории эссе как научного и литературного жанра. Прототипы научного текста в истории жанра эссе. Конфликт точного научного письма и философской эссеистики. Жанр научно-популярного очерка. Жанр историко-культурного очерка. Обращенность к широкой аудитории читателей. Специфика жанра автобиографического эссе. Структура и типология эссе. Эссе в контексте художественной критики. Как и для чего пишутся эссе? Опыт написания эссе.
- Опыт создания текста научно- исследовательской работы: выбор темы, формулировка названияКорреляция между содержанием и темой научного исследования. Тема исследования и название (заглавие) научной работы. Два компонента в заглавии: тема и рема. Понятие ключевых слов. Формулировка темы. Типичные ошибки при формулировании темы. Трудности при работе над заглавием статьи, доклада, презентации, курсовой работы.
- Опыт создания текста научно- исследовательской работы: материал и библиография. Обзор литературы. Правила цитирования.Отбор материала для научной работы. Специфика литературоведческого и лингвистического материала. Работа с источниками (архивы, библиотеки, полевые наблюдения, звучащая речь, грамматики и словари, компьютерные корпуса, правила формирования собственного корпуса или подкорпуса). Электронные библиотечные ресурсы. Опасность плагиата. Компьютерные программы в исследовании текстов. Где и как следует сказать о материале и о программном обеспечении исследования? Обзор научной литературы. Цитирование источников и принципы оформления справочно-библиографического аппарата по ГОСТу, «оксфордской системе» и др. Предыстория исследования. Метод исследования и научная традиция, школа, научная парадигма. Как отразить в тексте работы методологию исследования?
- Опыт создания текста научно- исследовательской работы: структура работы (введение – основная часть – заключение).Навык создания научного текста (обзор, эссе, резюме, проект, доклад). Роль и структура введения к научной работе. Главное правило: введение пишется уже тогда, когда готова вся работа целиком. Ракурс представления всей работы. Тема исследования, подход к теме, формулировка проблемы исследования, организация текста статьи. Тема исследования: апелляция к известным фактам, создание общей с читателем базы знания. Подход к теме: обозначение собственного места в существующих научных парадигмах. Новизна и актуальность работы. Упоминание наиболее важных научных источников, обозначение используемых методов. Сужение темы. Формулировка основной проблемы исследования. Основная часть: материал и методы исследования; основные гипотезы; их испытание; результаты исследования. Изложение результатов, выводы и последовательность их аргументации. Разделы и подразделы исследования: нумерация подразделов и допустимая глубина нумерации. Роль заключения в тексте работы: квинтэссенция работы. Компоненты заключения: переход от основной части, формулировка результатов, последствия исследования и перспективы, финал. Научная этика. Благодарность: где и как выразить свою признательность коллегам.
- Приемы оформления научной работы в письменной и устной форме. Опыт формирования презентации-доклада на тему научного исследования. Визуальное представление Логически оправданное расположение материала и его наглядность.Основные приемы подачи исследовательского материала в письменной и устной форме. Различие этих двух форм представления научной работы. Суть письменной формы научного дискурса. Особенности устной презентации (в форме доклада). Различные типы визуальной презентации: таблицы и графики. Разнообразие типов графиков. Выбор типа графика в зависимости от характера представляемых данных. Подписи к иллюстрациям и таблицам как самостоятельный элемент научного текста. Визуальное сопровождение устных докладов. Основные принципы составления презентаций, типичные ошибки. Логика отбора материала и порядок формирования слайдов. Разнообразие стратегий презентации. Визуальная риторика: связь графической презентации и текста выступления. Составление презентации в PowerPoint: отбор материала, структура слайдов. Составление хэндаутов.
Элементы контроля
- Контрольная работаВыполняется письменно в аудитории. На написание контрольной работы отводится 180 минут. Не разрешается пользоваться никакими источниками. Контрольная работа состоит из трех частей: - исправление логических ошибок в тексте; - написание аннотации к статье; - реферирование предложенной преподавателем статьи.
- Аудиторная работаАудиторная работа предполагает выступление студентов с устными ответами, участие в дискуссии, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий. Каждое семинарское занятие предполагает обсуждение одной темы (содержит (содержит несколько сформулированных вопросов) по материалам лекционных занятий.
- Самостоятельная работаВыполняется письменно и состоит из небольших упражнений, проверяющих усвоение материала лекций и семинаров. Направляется студентам по электронной почте. Студенты направляют ответ преподавателю также по электронной почте. Преподаватель дает обратную связь студентам на следующем семинаре, разбирая основные ошибки.
- ЭкзаменЭкзамен проводится в аудитории устно по билетам. Студенту требуется ответить на 3 вопроса (в билете). Вопросы составлены на основе пройденного материала, студент имеет возможность подготовиться к экзамену, источниками на экзамене пользоваться не разрешается. На подготовку студенту отводится не более 30 минут. На устный ответ не более 15 минут. Пользоваться дополнительными материалами не разрешается.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.062 * Аудиторная работа + 0.113 * Контрольная работа + 0.125 * Самостоятельная работа + 0.7 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Walker, J. (2000). Rhetoric and Poetics in Antiquity. Oxford: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=144019
- Методология научного исследования: Учебник / А.О. Овчаров, Т.Н. Овчарова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 304 с.: 60x90 1/16 + ( Доп. мат. znanium.com). - (Высшее образование: Магистратура). (переплет) ISBN 978-5-16-009204-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/427047
Рекомендуемая дополнительная литература
- Reading, Translation and Style: лингвостилистический и предпереводческий анализ текста: Учеб. Пособие: Монография Учебное пособие / Шуверова Т.Д. - М.:Прометей, 2012. - 146 с.: ISBN 978-5-7042-2443-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/524609