• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2018/2019

Социально-политические традиции стран Востока

Статус: Курс по выбору (Востоковедение)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 3-й курс, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Социально-политические традиции стран Востока» представляет собой базовый курс, нацеленный на приобретение обучающимися базовых фактических и теоретических знаний, необходимых для дальнейшего всестороннего изучения выбранного региона. В практическом плане задачей курса является системное ознакомление студентов с процессом складывания социально-политических традиций в странах Ближнего и Дальнего Востока, имевших место преимущественно в новое и новейшее время. В теоретическом плане предполагается знакомство обучающихся с базовыми концепциями политологии и социологии, а также предполагает наличие знаний о составе населения стран Востока и основных исторических процессов, протекавших в данном регионе. В целом курс рассматривает: процесс формирования социально-политических традиций стран Востока, понятия социально-политических традиций; их развитие и эволюцию в рамках исторического процесса; религиозные идеологические и философские системы, как структурообразующий фактор в формировании социально-политических традиций; основные типы и виды социально-политических традиций стран Востока их сходства и различия со странами Запада; традиционные политические институты и социально-политические классы стран Востока; современные уникальные идеологические системы стран Востока и их роль в международной политике. Таким образом, по результатам прохождения курса студент должен обладать как теоретическими знаниями в области основных концепций и категорий социологии и политологии, так и конкретными – о социально-политических традициях конкретных стран и регионов Востока.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью курса является формирование у обучающихся комплексного представления об основных этапах становления и формирования социально-политических традиций странах Ближнего и Дальнего Востока в древности, средневековье, новом и новейшем времени.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает: общие принципы и закономерности становления социально-политических традиций в странах Востока; их основные черты и особенности, причины их специфики, сходства и отличия по сравнению с социально-политическими традициями в других регионах.
  • Умеет: различать общее и особенное в формировании социально-политических традиций стран Востока, находить истоки исторической специфики социально-политических традиций стран региона; понимать, излагать и критически анализировать информацию об истории, особенностях и закономерностях формирования социально-политических традиций стран Востока.
  • Умеет: использовать полученные теоретические знания на практике, в том числе при подготовке информационно-аналитические материалов и справок, реферирования и рецензирования научной литературы, и т.д.
  • Владеет: навыками последовательного анализа, техникой реферирования текстов по исторической, социологической, и культурологической тематике; способностью распознавания проявлений социально-политических традиций при анализе межкультурных и межгосударственных контактов.
  • Владеет: способностью квалифицированного использования терминологии для понимания текстов по культурологи, социологии и политологии; навыками корректного применения понятийного аппарата в сфере изучения социально-политических традиций стран Востока.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел I. Социально-политические традиции стран Ближнего Востока
    Лекция 1. Эволюция социально-политических доктрин Турецкой Республики В лекции рассматривается эволюция и актуальное состояние социально-политических доктрин, которые в настоящее время определяют многие аспекты внешней и внутренней политики Турецкой Республики. Последовательно будут рассмотрены: туркизм/кемализм, как идеологические доктрины Турецкой Республики, эволюция данной доктрины, процессы по-степенного отхода от первоначальных принципов Ататюрка; современная полуофициальная доктрина нео-османизма - как вариант имперской политической утопии. Пантюркизм (туранизм), как разновидность политической утопии. Отдельное внимание будет уделено современному варианту пантюркизма (туранизм), который, будучи имперской политической утопией, дополняет, особенно во внешней политике, доктрину нео-османизма.
  • Раздел I. Социально-политические традиции стран Ближнего Востока
    Лекция 2. Исламский фактор во внутренней и внешней политике Турецкой Республики В лекции рассматривается эволюция и динамика вовлечения исламского фактора во внутреннюю и внешнюю политику Турецкой Республики: от жесткого секуляризма к первым шагам Демократической партии по реисламизации страны; от партии национального спасения к конституции 1982 года и реформам Т. Озала; деятельность Ф. Гюлена и партий Рефах и Фазилет; современное состояние. Процесс реисламизации Турции в 21 веке и партия Справедливости и развития. Темы для выступлений и дискуссий: • Два пути управляемой модернизации: османо-турецкий и иранский • Курдский национализм • Курды Турции в новейшее время • Исламизация и европеизация • Политический ислам и системная оппозиция в Турции • Турецкая модель гражданского общества
  • Раздел I. Социально-политические традиции стран Ближнего Востока
    Лекция 3. Социально-политические традиции Ирана и стран Центральной Азии: традиционные объединения оседлого населения Ирана и Центральной Азии и их взаимовлияние с торгово-ремесленным сословием в Новое и Новейшее время Структура мусульманского города/поселения в Иране и Средней Азии в Новое и новейшее время. Традиция и модернизация: феномен «старого» и «нового» города. Квартальная община. Квартальные институты. Традиционное торгово-предпринимательское сословие (ахл-и базар). Формальные и неформальные объединения оседлого (городского) населения: (аснафы, гапы, гаштаки, зурхана, чайхана/кахвахана и т.д.) и эволюция их функций. Темы для выступлений и дискуссий: • Аснафы и представители мусульманской религии. • Аснафы в современной политической и социально-экономической жизни Ирана. • Социальный и коллективный характер экономической модели ИРИ. • Торгово-предпринимательское сословие и частный сектор в программе «Экономики сопротивления» (Иктисад-и мукавимати) ИРИ.
  • Раздел I. Социально-политические традиции стран Ближнего Востока
    Лекция 4. Кахтанидско-аднанидское противостояние в истории ислама Родословные арабских племен и их значение в доисламский и мусульманский периоды. Фальсификации генеалогического предания в первые десятилетия ислама с целью конструирования двух основных генеалогических и этнополитических группировок: «южных» арабов, или кахтанидов, и «северных» арабов, или аднанидов. Их противоборство, вылившееся в кальбитско-кайситский конфликт, в Омейядском халифате. Битва при Мардж Рахите 684 г. как его апогей и переломный момент во второй гражданской войне. Борьба кахтанидов и аднанидов как одна из причин гибели Омейядского халифата. Конфликт «южных» и «северных» арабов в последующие столетия: его регионализация и маргинализация.
  • Раздел I. Социально-политические традиции стран Ближнего Востока
    Лекция 5. Арабы-мусульмане: встреча с колониализмом В XIX в. баланс между европейскими христианскими государствами и мусульманским миром был утрачен. В Европе сложилось однозначное мнение о закате былого величия Османской империи. Вторая половина XIX в. ознаменовалась началом колониальной экспансии, объектом которой стала большая часть мусульманского мира в Азии и Северной Африке. Ответом Османской империи стало стремление представить себя как безусловного лидера на Востоке. Такая защитная реакция вскоре сказалась как на социальном, так и на политическом уровне. Мусульманский Восток стал переосмысливать свое место в новом меняющемся мире.
  • Раздел I. Социально-политические традиции стран Ближнего Востока
    Лекция 6. Богословские споры в Эфиопской Церкви: социально-политическая и этнорегиональная составляющие Движения евстафиан и стефанитов в Эфиопской Церкви как формы социального протеста. Нестяжание – главный принцип евстафиан на начальном этапе их существования как реакция на колоссальный рост землевладения южных общежительных монастырей в XIV в., постепенный отказ от него и встраивание евстафиан в церковно-государственные структуры. Христологический спор между сторонниками «соединения» и «помазания» как результат специфически эфиопского развития богословской мысли. Его использование для дальнего обособления южной (Дабра-Либаносской) и северной (Тиграйско-годжамской) монашеских конгрегаций. Позиция царей Эфиопии в этом споре. Темы для выступлений и дискуссий: • Значение родословия арабских племен в доисламский период и в начале ислама. • Южно-арабское эпическое предание как отражение кахтанитско-аднанитского соперничества. • Британский мандат в Ираке. • Защитная реакция мусульманского востока перед лицом колониальных агрессоров. • Богословское содержание спора сторонников «соединения» и «помазания». • Конфликт сторонников «соединения» и «помазания» в политической истории Гондарской монархии.
  • Раздел II. Социально-политические традиции Китая и Японии
    Лекция 1. Императорская власть и чиновничество в дореволюционном Китае Ритуал власти и власть ритуала – сакральное значение фигуры императора. Элементы архаических верований в культе императора. Роль государя в китайском обществе. Моральный идеал и административная рутина. Древнекитайские принципы совершенного управления государством. Китайская теория бюрократии и вопрос ее эффективности. Эволюция и механизмов формирования чиновничьего класса. Табели о рангах. Экзаменационная система.
  • Раздел II. Социально-политические традиции Китая и Японии
    Лекция 2. Перерождение властных элит Китая в 1850-1900-х гг. Роль чиновничества и армии в традиционном Китае. Дезинтеграционные процессы в Китае в середине XIX века и их роль в начале перерождения чиновничьих элит. Традиционный конфликт интересов между центральной властью и провинцией. Борьба с народными восстаниями и создание частных армий. Процесс милитаризации китайского общества и влияние этого процесса на социально-политические традиции. Темы для выступлений и дискуссий: • Общественные классы в традиционном Китае. • Евнухи в политической истории Китая. • Профессиональные корпорации и землячества в традиционном Китае. • Тайные общества в традиционном Китае. • Наказания и суд в традиционном Китае. • Принципы построения отношений с варварскими государствами.
  • Раздел II. Социально-политические традиции Китая и Японии
    Лекция 3. Эволюция социально-политических традиций в Китае в 20-40 гг. XX в. Первые политические партии и политическая борьба. Милитаризм и милитаристы. Партийный блок Гоминьдана и КПК. Структура Гоминьдана и КПК на раннем этапе. Нанкинское десятилетие с точки зрения социально-политических традиций Китая. Борьба Гоминьдана и КПК. Национально-государственное строительство с точки зрения Гоминьдана и КПК. Опора на насилие как основной механизм разрешения конфликтов.
  • Раздел II. Социально-политические традиции Китая и Японии
    Лекция 4. Социально-политические традиции в Китае на современном этапе Культурно-идеологические течения в период реформ. Распространение западных либеральных идей и духовные ориентиры китайской элиты 80-х гг. XX в. Консервативный поворот и усиление националистических настроений. Укрепление позиций нового конфуцианства. Идеология «синтезирующей инновации». Полемика с Западом и стремление к глобальной проекции китайских ценностей. Китайские концепции цивилизационных конфликтов. Социально-политические традиции и внешнеполитическая стратегия Китая. Концепция «мягкой экспансии». Темы для выступлений и дискуссий: • КПК и коррупция внутри нее. • КПК: проблема взаимоотношений центра и регионов. • КПК и деловые круги Китая. • Идеология и логика китайской модернизации. • Политическая культура КНР.
  • Раздел II. Социально-политические традиции Китая и Японии
    Лекция 5. Социально-политические традиции Японии в раннем средневековье Социально-политическая система Японии в раннее средневековье. Тенденции развития и характер трансформации японского общества в 8 – 12 веках. Возникновение сословия самураев и роль воинских союзов в политической жизни Японии. Установление военно-феодального правления «бакуфу». «Бусидо» и его влияние на формирование социально-культурных особенностей японского общества. Формирование национального своеобразия японского общества.
  • Раздел II. Социально-политические традиции Китая и Японии
    Лекция 6. Социально-политические традиции Японии в новое и новейшее время Революция Мэйдзи и ее социально-политические последствия. «Нихондзинрон». Власть и современное государственное устройство Японии. Политическая и управленческая культура современной Японии. Особенности градоустройства в Японии: Токио. Традиции и практика делового общения в Японии. Темы для выступлений и дискуссий: • Возникновение сословия самураев и роль воинских союзов в политической жизни средневековой Японии. • «Бусидо» и его влияние на формирование социально-культурных особенностей японского общества. • Революция Мэйдзи, ее политические и социально-экономические последствия. • Уменьшение количества трудоспособного населения: причины и экономические последствия.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Доклад
    Студенты записываются на доклады заранее на определенные даты и доклад должен быть представлен на соответствующем семинаре. В случае пропуска семинара по уважительной причине (преподаватель получает уведомление из Учебного офиса), на котором студент должен представить доклад, дата выступления с докладом согласуется с преподавателем или куратором курса. Также студенту может быть предложено выполнить другое задание или сдать доклад в письменном виде, чтобы получить оценку по данному типу контроля. При отсутствии уважительной причины студент получает «0» по данному типу контроля. Доклад начинается с представления аудитории названия, плана, целей и задач выступления, и завершается выводами и перечнем источников и исследований, использованных при его подготовке.
  • неблокирующий Реферат
    Реферат представляет собой изложение содержания одной или нескольких монографий или научных статей по проблематике курса. В реферате студент должен продемонстрировать умение логично и последовательно излагать содержание реферируемых научных работ, выявлять и формулировать главные идеи реферируемого материала, авторские концепции, обобщать изученный материал, академически корректно цитировать чужой текст, составлять библиографическое описание реферируемого материала в соответствии с ГОСТом. Библиографическое описание статьи (статей) или раздела (разделов) монографии по теме курса дается в начале реферата. В обязательном порядке выделяются и снабжаются отдельными заголовками все относительно самостоятельные в смысловом и композиционном отношении фрагменты реферируемого текста; на каждый такой фрагмент дается ссылка с указанием страниц оригинала.
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.25 * Доклад + 0.25 * Реферат + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Abrahamian, E. (2008). A History of Modern Iran. Cambridge, UK: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=234374
  • Mansfield, P., & Pelham, N. (2013). A History of the Middle East : Fourth Edition (Vol. Fourth edition revised and updated by Nicolas Pelham). New York: Penguin Books. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1113506

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Elleman, B. A., & Paine, S. C. M. (2019). Modern China : Continuity and Change, 1644 to the Present (Vol. Second edition). Lanham: Rowman & Littlefield Publishers. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2007069
  • Gordon, A. (2003). A Modern History of Japan : From Tokugawa Times to the Present. New York: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=120926