• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2018/2019

Современные вопросы образовательного права

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс обязательный (Управление образованием)
Направление: 38.04.04. Государственное и муниципальное управление
Когда читается: 2-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Волкова Наталья Владимировна, Дрыга Светлана Валерьевна, Заиченко Наталья Алексеевна
Прогр. обучения: Управление образованием
Язык: русский
Кредиты: 5

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина относится к вариативной части цикла дисциплин программы. Содержание дисциплины предусматривает такие аспекты , как знание основ теории образовательного права, основ трудового и ювенального права. В тематический план дисциплины включены разделы, связанные с освоением базовых категорий и понятий образовательного права; основных нормативных актов регулирующих образовательные отношения и деятельность образовательных учреждений, органов управления и иных участников отношений в сфере образования; международно-правовые стандарты в сфере образования и пр. Освоение курса проходит с через интерактивные технологии, в результате которых формируются и укрепляются умения анализировать механизмы и гарантии реализации конституционного права каждого на образование, самостоятельно разбирать практические ситуации в виде конкретного спора между участниками образовательных правоотношений, формулировать правовую позицию в интересах соответствующей стороны, анализировать правовые нормы для решения конкретных практических задач.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • уточнение и осмысление механизмов нормативно-правового регулирования образовательных отношений в Российской Федерации, а также основ международно-правовых стандартов в сфере образования
  • изучение основных институтов образовательного, семейного, трудового и ювенального права и особенностей систематизации данного законодательства в РФ
  • выявлении основных направлений совершенствования правового регулирования отношений в сфере образования, а так же отношения в сфере трудового, семейного и ювенального права
  • анализе правоприменительной (административной и судебной) практики, сложившейся в сфере образовательных отношений, а так же трудовых и семейных отношений в части, касающейся проблем образования и воспитания детей
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Определяет понятие «образовательное право»
  • Выделяет основные отрасли права, влияющие на формирование программ развития образовательной организации
  • Определяет степень «свободы» законодательства в сфере образования РФ и других стран Европы
  • Интерпретирует законодательные конструкции развития образования применительно к поставленной задаче, решению конкретной проблемы
  • Владеет знаниями об основных предпосылках формирования ювенального права в европейских странах
  • Выделяет источники ювенального права, описывает базовые характеристики
  • Владеет инструментами поиска информации о статистических данных по ювенальной юстиции
  • Выделяет особенности правового положения несовершеннолетних в РФ
  • Выделяет основные нормативно-правовые документы, оговаривающие статус, права и обязанности участников образовательного процесса
  • Демонстрирует знание базовых пунктов договоров, структуры договоров, условия, обеспечивающие их реализацию, изменения, расторжения
  • Ориентируется в трудовом законодательстве
  • Определяет основные социальные и экономические риски и типичные нарушения в системе управления персоналом конкретной организации
  • Различает ключевые признаки «трудового договора» и «эффективного контракта»
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Образовательное право: основы.
    Методологические основы образовательного права. Эволюция правовых основ образования. Предмет образовательного права. Метод правового регулирования образовательных отношений. Место образовательного права в системе Российского права. Правовые аспекты государственной политики в области образования. Система образовательного права. Особенности правового регулирования отношений в сфере образования: трудовых, имущественных, управленческих, финансовых, педагогических. Эффективность законодательства и семантический анализ законов об образовании в Российской федерации и странах Евросоюза. Содержание образовательных отношений в контексте нормативно-правовых актов 21 века. Соотношение понятий «правоотношение в сфере образовании» и «образовательное правоотношение». Возникновение, изменение и прекращение образовательных правоотношений. Правовое регулирование педагогических отношений в системах дошкольного образования; в общеобразовательной школе; в системе начального, среднего и высшего профессионального образования. Правовое регулирование педагогических отношений в системе послевузовского профессионального образования. Правовое регулирование педагогических отношений в системе дополнительного образования. Правовое регулирование педагогических отношений в системе специального образования.
  • Раздел 2. Основы ювенального права.
    Предпосылки создания ювенального права, его Основные понятия и источники. Основы конституционно-правового статуса несовершеннолетних. Особенности правовой защиты несовершеннолетних и необходимость ее усиления. Понятие ювенального права, его предмет, метод и система. Наука ювенального права. Ювенальная политика. Понятие конституционно-правового статуса ребенка в Российской Федерации. Личные права и свободы ребенка. Социальные, экономические и культурные права и свободы ребенка. Правовое положение несовершеннолетних в сфере гражданских отношений. Несовершеннолетний как субъект гражданских правоотношений. Гражданская правоспособность и дееспособность несовершеннолетних. Полная дееспособность. Эмансипация. Неполная (частичная) дееспособность. Ограничение дееспособности. Участие несовершеннолетних в предпринимательстве. Опека и попечительство над несовершеннолетними. Управление имуществом ребенка. Законодательное регулирование права ребенка на жилище. Гражданско-правовая ответственность малолетних и несовершеннолетних. Правовое положение несовершеннолетних в контексте семейного права. Семейные правоотношения. Права ребенка, предусмотренные семейным законодательством. Содержание договора о приемной семье. Основания и последствия прекращения договора о передаче ребенка в приемную семью. Патронатная семья: понятие, порядок образования. Имущественные права ребенка. Общая характеристика родительских прав и обязанностей. Равенство прав и обязанностей родителей. Трудовые права несовершеннолетних по российскому законодательству. Ответственность несовершеннолетних по административному праву: понятие и признаки административной ответственности. Особенности административной ответственности несовершеннолетних. Правовое положение несовершеннолетнего как участника гражданского процесса.
  • Раздел 3. Общие положения договорного права и договоры в сфере образования.
    Предмет договорного права. Понятие договора и содержание договорных правоотношений. Цена договора. Содержание принципа «свободы договора». Правовая природа возмездных и безвозмездных договоров. Соотношение положений закона и содержания договора. Действие договора. Отдельные виды договоров: особенности заключения, изменения и расторжения.. Понятие публичного договора.Договор присоединения, особый правовой статус присоединившейся стороны. Предварительный договор и его условия. Договор в пользу третьего лица.. Преддоговорные споры. Основания изменения и расторжения договоров. Отказ от договора и его правовые последствия. Изменение и расторжение договора в связи с существенным изменением обстоятельств. Порядок изменения и расторжения договора и правовые последствия. Возникновение образовательных отношений в договорной форме. Договор об образовании, стороны договора, существенные условия договора, основания расторжения. Правовая природа договора об образовании. Договоры в сфере оказания дополнительных образовательных услуг, их специфика.
  • Раздел 4. Основы трудового права.
    Социальное назначение трудового права. Социальное партнерство в сфере труда. Понятие и формы социального партнерства в сфере труда, его значение в условиях рыночных отношений. Стороны социального партнерства. Правовая характеристика соглашений и их виды: генеральное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное. Стороны и участники соглашений. Содержание и структура соглашений. Порядок разработки, заключения и изменения соглашений. Ответственность сторон соглашения. Понятие коллективного договора, его содержание и структура. Стороны коллективного договора. Понятие трудового договора. Его отграничение от смежных гражданско-правовых договоров, связанных с трудом. Содержание трудового договора. Необходимые (существенные) условия трудового договора Виды трудовых договоров по срокам. Порядок заключения трудового договора, его письменная форма. Гарантии при заключении трудового договора. Испытательный срок. Предварительный медицинский осмотр. Документы, необходимые при приеме на работу. Трудовая книжка. Оформление приема на работу. Аттестация работников. Порядок проведения аттестации. Понятие перевода на другую работу и его отличие от перемещения. Виды переводов. Переводы по инициативе работодателя и по инициативе работника. Постоянные и временные переводы. Переводы на другую работу в той же организации, в другую организацию , другую местность. Изменение существенных условий трудового договора. Отстранение от работы. Основания прекращения трудового договора. Расторжение трудового договора по инициативе работника. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя. Участие выборного профсоюзного органа в рассмотрении вопросов, связанных с расторжением трудового договора по инициативе работодателя. Расторжение трудового договора в связи с истечением срока его действия. Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон. Прекращение трудового договора вследствие нарушения установленных Трудовым кодексом или иным федеральным законом обязательных правил при заключении трудового договора. Гарантии при увольнении некоторых категорий работников (женщин, имеющих детей; беременных женщин; несовершеннолетних и др.). Порядок и оформление увольнения. Производство расчета. Выплата выходного пособия. Выдача трудовой книжки и иных документов. Правовые последствия незаконного перевода и увольнения работников. Понятие и виды рабочего времени. Понятие и виды трудовых споров. Индивидуальные трудовые споры. Исковые (давностные) сроки разрешения индивидуальных трудовых споров. Понятие и виды коллективных трудовых споров. Этапы примирительных процедур разрешения коллективных трудовых споров: разрешение коллективного трудового спора примирительной комиссией; с участием посредника; в трудовом арбитраже. Право на забастовку, порядок ее проведения. Признание забастовки незаконной и ее правовые последствия. Гарантии работников в связи с проведением забастовки. Локаут.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий контрольная работа
    Методические рекомендации к решению задач: При решении задач-казусов необходимо тщательного проанализировать изложенные фактические обстоятельства, определить нормативные правовые акты, подлежащие применению, изучить имеющуюся по данному вопросу судебную практику и лишь затем сформулировать мотивированное решение. Решение должно содержать грамотные аргументированные развернутые ответы на поставленные вопросы со ссылкой на конкретные применяемые в данном случае нормы законов и (или) иных нормативных правовых актов. Предлагаемый перечень нормативных правовых актов является основным, но не исчерпывающий. При решении задачи также могут быть использованы и иные нормативные правовые акты, а также судебная практика.
  • неблокирующий кейс
  • неблокирующий домашнее задание: эссе или реферат
    : Эссе или реферат по современным вопросам образовательного права Эссе или реферат выполняется в одном из двух вариантов. Вариант 1 (эссе). Выбираем любую статью из размещенных в LMS в меню дисциплины и по этой статье пишем эссе. Формат эссе – до 5 страниц не включая титул (кегль 14; 1,0 интервал ). Структура эссе : 1- ключевая идея статьи ( как ВЫ поняли замысел автора?) 2- новизна идеи ( новизна решения задачи, проблемы, поставленных вопросов) 3- что нового удалось узнать из текста статьи лично ВАМ 4- критическое отношение к статье ( что НЕ понравилось; что показалось не аргументированным в.т.ч. Ваше отношение к стилю изложения) 5- какие источники использовал автор для написания статьи - оцените соответствие теме и годы написания использованных автором источников 6- оцените соответствие содержания названию статьи Вариант 2. (реферат). Знакомимся с текстом Национального проекта «Образование» (размещена в LMS) и текстом Государственной программы РФ «Развитие образования» на 20188-2025 годы Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 (ред. от 19.12.2018) №1642 [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286474/
  • неблокирующий аудиторная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.3 * аудиторная работа + 0.3 * домашнее задание: эссе или реферат + 0.2 * кейс + 0.2 * контрольная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Шкатулла, В. (2007). Правовые Аспекты Современной Системы Образования В России. Журнал Российского Права, (4 (124)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15342936

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Болотникова, Ю. (2008). Российское Образовательное Право: Источники И Особенности. Пробелы в Российском Законодательстве. Юридический Журнал, (1). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.14513468
  • МАЗУРИНА А.О. (2014). Образовательное право как комплексная отрасль в системе российского права. Наука и Современность, (34). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16040815
  • Сморгунова, В. (2009). Образовательное право и устав университета. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.2ADDE9A6
  • СТЕПАНОВ ОЛЕГ ВАСИЛЬЕВИЧ, САМЫГИН СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ, & САМЫГИН ПЕТР СЕРГЕЕВИЧ. (2015). Образовательное Право И Проблемы Формирования Правосознания Российской Учащейся Молодежи. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.6A00012C