• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2018/2019

Язык и общество

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 39.03.01. Социология
Когда читается: 3-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Баранова Влада Вячеславовна
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 56

Программа дисциплины

Аннотация

Основная задача курса – знакомство с основными понятиями и теориями в области социолингвистики и выработка у студентов профессиональных навыков исследовательской работы в данной области. В результате освоения данного курса программы студенты должны: знать основные понятия и ключевые теории в области социолингвистики; уметь подготовить проект социолингвистического исследования: построить выборку, провести интервью или запись устной речи, обрабатывать и интерпретировать полученные данные.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • выработка профессиональных навыков самостоятельной исследовательской работы в области взаимодействия языка и общества и социолингвистического изучения многоязычия
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Усвоит основную терминологию социолингвистики
  • Овладеет основными методами изучения социальных различий в языке, языкового выбора, отношения к языку
  • Научится критически анализировать социолингвистические исследования
  • Научится строить программу собственного социолингвистического исследования
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Задачи курса. Методы социологии языка
    Социальные диалекты и регистры. Включенное наблюдение, анкетирование, интервью.
  • Социальные и языковые переменные
    Социальная вариативность: основные переменные. Использование диалекта/регионального варианта произношения для демонстрации солидарности. Гендер в выборе языковых форм
  • Язык и бедность
    Особенности языковой социализации в низкостатусных сообществах. Язык и образование
  • Язык и возраст
    Языковая социализация. Коммуникация взрослый-ребенок в разных культурах. Языковые особенности поведения подростком, молодежи, старшего поколения. Молодежный жаргон – функции и лингвистические особенности
  • Язык и мобильность
    Социолингвистика миграций
  • Многоязычие и городское пространство
    Типы языковых контактов. Языковые контакты в городе. Новые группы и смешанные коды. Визуализация данных
  • Многоязычное общество в России
    Основные языки РФ. Языковая политика в РФ. Язык и идентичность
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Доклад
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.35 * Доклад + 0.35 * Домашнее задание + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Гостенина, В.И. Социология массовой коммуникации : учебник/ В.И. Гостенина, А.Г. Киселев. — 2-е изд., перераб. — Москва : Альфа-М ; ИНФРА-М, 2013. - 336 с. (Бакалавриат). - ISBN 978-5-98281-338-1 (Альфа-М) ; ISBN 978-5-16-006569-4 (ИНФРА-М). - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/404699

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Коммуникология: социология массовой коммуникации: Учебное пособие / Шарков Ф. И. - 2-е изд. - Москва : Дашков и Ко, 2012. - 320 с.: ISBN 978-5-394-01463-5. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/354026