Магистратура
2018/2019
Молодежные исследования: субкультуры, солидарности, поколения
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Курс по выбору (Современный социальный анализ)
Направление:
39.04.01. Социология
Кто читает:
Департамент социологии
Где читается:
Санкт-Петербургская школа социальных наук
Когда читается:
1-й курс, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Прогр. обучения:
Современный социальный анализ
Язык:
русский
Кредиты:
2
Контактные часы:
28
Программа дисциплины
Аннотация
Настоящая дисциплина относится к вариативной части цикла дисциплин программы. Изучение данной дисциплины базируется на дисциплине "Современная социологическая теория". Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при написании курсовой работы и выпускной квалификационной работы. В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции: способность рефлексировать (оценивать и перерабатывать) освоенные научные методы и способы деятельности, способен к самостоятельному освоению новых методов исследований, изменению научного и производственного профиля своей деятельности, организовать многостороннюю коммуникацию и управлять ею, вести профессиональную, в том числе научно-исследовательскую деятельность в международной среде, формулировать цели, ставить конкретные задачи исследований в фундаментальных и прикладных областях социологии и предлагать научно-обоснованные пути их решения, прогнозировать социальные явления и процессы, выявлять социально значимые проблемы и предлагать пути их решения на основе использования соответствующих научных теорий, концепций, подходов и социальных технологий. Задачей является обработка и интерпретация социальной, демографической, экономической и другой релевантной эмпирической информации с использованием объяснительных возможностей современной социологической теории.
Цель освоения дисциплины
- Овладение студентами знаниями о реализации научного исследования
- Овладение студентами знаниями о формировании профессиональных навыков в исследованиях молодежи
- Овладение студентами знаниями о методах сбора и анализа социологических данных
Планируемые результаты обучения
- Демонстрирует способность оценивать и перерабатывать освоенные научные методы и способы деятельности.
- Демонстрирует умение самостоятельно осваивать новые методы исследований, изменять научный и производственный профиль своей профессиональной деятельности
- Демонстрирует умение вести многостороннюю коммуникацию и управлять ею
- Демонстрирует способность ведения профессиональной, научно-исследовательской деятельности в международной среде
- Демонстрирует умение формулировать цели, задачи фундаментальных и прикладных исследований, предлагать решение данных задач.
- Демонстрирует способность прогноза социальных процессов и явлений, выявления социально значимых проблем и пути их решения, опираясь на научные теории, концепции, подходы и социальные технологии.
- Демонстрирует способность обрабатывать и интерпретировать социальную, демографическую, экономическую эмпирическую информацию, опираясь на знание современных социологических теорий
- Демонстрирует способность разработки методологического инструментария, теоретической модели и информационных материалов для осуществления исследовательской, аналитической проектной деятельности в социологическом исследовании
- Демонстрирует способность собирать, анализировать и интерпретировать информацию, необходимую для формирования суждений по социальным, научным и этическим проблемам.
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Исследования молодежи в западном академическом дискурсеМолодежный вопрос в фокусе культурной и структурной перспектив. Структурный подход: транзиция и воспроизводство классовой принадлежности. Постмодернистское прочтение молодежного вопроса. Идеи молодежной стилистики в контексте символического капитала и материальной культуры П. Уиллиса. Понятие гиперреальности С. Беста и Д Келнера. Поколение Нинтендо или экранейджеров Б. Грина и Д. Рашкофа. Интерпретации молодежных идентичностей в рамках концепции риска М. Дугласа, У. Бека и Э. Гидденса.
- Тема 2. «Молодежный вопрос» в российской социологииПолитико-идеологические и теоретические конструкты молодежи в СССР как строителей нового общества. Революционный конструкт молодежного вопроса. Молодежь как строители коммунизма. Историческое миссионерство. Учиться коммунизму. Классовая мораль - стержень новой идентичности. Молодежь и строительство социализма. Комсомольское строительство молодежной идентичности. «Молодежь социалистическая»: поиск внутренних врагов. Молодежный вопрос в эпоху хрущевской оттепели: открытость миру и закрытость от Запада. Новые комсомольские фронты. За-стой общества и расцвет отечественной социологии молодежи. Постсоветские конструкты молодежного вопроса: от неформалов до маргиналов в обществе риска. Новые враги молодежи - «наследие застойного периода» и неорганизованный досуг. Молодежь как социальная проблема: новые прочтения и старые языки. Новые конструкты молодежного вопроса: откат и заимствования.
- Тема 3. Молодежь в контексте социальной политики: глобальный и локальный опытПолитики молодежной мобилизации: молодежная политика и формальные молодежные союзы. Молодежная политика. Молодежные программы. Политические партии и движения. Социальная молодежная политика. Глокальные особенности молодежной социальной политики. Государственная помощь и поддержка молодежи. Молодежная работа. Молодежные движения. Молодежные общественные объединения
- Тема 4. Производство молодости, молодежности, молодежного стиля в публичном пространствеНа примере анализа актуальных на момент проведения видеопродуктов в процессе групповой дискуссии рассматриваются общности и различия в использовании молодости, молодежности, молодежного стиля
- Тема 5. Изучение молодежной повседневностиПочему молодежь и почему проблематизация. Молодежный вопрос и власть взрослых. Маргинализация исследований молодежи и парадоксы транзиции. Реальные координаты молодежного вопроса. Символическое измерение молодежного вопроса. Молодежная повседневность в контексте жизненно-стилевых стратегий. Базовые теоретические предпосылки стилевого анализа. Стилевые стратегии молодежи в контексте постмодернисткой фрагментации, риска, глобализации и индивидуализации. Постмодернистская фрагментация. Общество риска и индивидуальные стратегии. Глобализация. Индивидуализация. Место масс-медиа в молодежной повседневности. Стилевые стратегии молодежи: между рынком и свободой
- Тема 6. Молодежные (суб)культуры, движения, сцены, солидарности(Суб)Культурные концепции молодежного вопроса Идеологическое измерение молодежной идентичности: классовая теория, контркультура и субкультура. Американская и британская традиции. Субкультурные теории: символическая борьба с классовым происхождением. Ритуальное со-противление. Мятежная эксцентричность и маскулинность. Критика субкультурного подхода. Бирмингемский Центр Современных Культурных Исследований (BCCCS) и трансформация субкультурного подхода. Российские исследования субкультур.
- Тема 7. Гендерные режимы, сексуальности и телесность молодежных культурных сценФеминисткая критика теорий девиантности. Сексуальные девиации. Феминистская критика «гендерной слепоты» субкультурных конструктов. Феномен подростковой сексуальности. Гомо/гетеросексуальный дебют. «Bedroom culture» (культура спальни). Телесность. Гомофобия. Секс-дискурсы. Специфика гендерного подхода в исследованиях молодежи. Современное гендерное пространство взросления. Гендерная социализация и сексуальная идентификация
- Тема 8. Социолог в поле с молодежьюСпецифика исследования молодежи. Интервью. Виды интервью по степени формализации, стадии исследования, количеству участников. Наблюдение. Виды наблюдения: невключенное, включенное, участвующее. Исследовательский дневник. Формы ведения исследовательского дневника. Выход в поле. Понятие кейса. Плотное описание кейсов. Метод авто/само этнографии. Само-рефлексия. Понятие профессионального выгорания. Способы предотвращения профессионального выгорания. Формы выхода из ситуации профессионального выгорания. Анализ интернет информации. Анализ визуальных источников. Исследования индивидуальных биографий, компаний, тусовок, групп. Риски полевой работы в молодежном поле
- Тема 9. Этика в исследованиях молодежиДилеммы социолога перед полем, в поле, на этапе анализа, публикации данных. Этические социологические кодексы. Работа этических комитетов. Субличности исследователя. Ответственность социолога-исследователя. Нормы конфиденциальности. Риски исследователей и информантов. Этические аспекты при коммуникации внутри исследовательской группы и шире профессионального сообщества. Этические моменты при работе с визуальными материалами. Специфика проведения исследования в сети интернет. Этические моменты изучения молодежи в сети интернет. Риски и преимущества проведения интернет-исследований и исследований в интернете. Интернет–анкетирование. Интернет-интервью. Интернет-наблюдение
- Тема 10. Презентация результатов исследования молодежиФормы презентации результатов исследования молодежи учетом цели и языка слушателей. Социологическое кино как форма презентации научного знания о молодежи
Элементы контроля
- ЭссеПисьменная работа, объем работы от 2 до 7 страниц (12 кегль, полуторный интервал)
- Домашнее заданиеПисьменная работа, объем работы от 2 до 7 страниц (12 кегль, полуторный интервал). Домашнее задание нацелено на выявление уровня знаний студентов о пройденном материале и умение использовать полученные знания для эмпирического анализа. В ходе выполнения работы студент должен продемонстрировать: - знание основных теоретических подходов к исследованию молодежных сообществ; - умения анализировать предложенные для задания сообщества. Домашнее задание включает в себя анализ выбранного молодежного сообщества (группы, компании). Задание выполняется в письменной форме. Требуемый объем: не менее 1500 слов.
- Работа на семинарских занятияхПлан семинарского занятия: участие в дискуссии, ответы на вопросы. Оценивается работа студентов во время семинарских занятий (выступление с устным ответом, участие в дискуссии, ответы на вопросы и т.п.)
- ЭкзаменЭкзамен в форме защиты проекта. В ходе защиты магистрант должен продемонстрировать: - знание основных теоретических подходов к исследованию молодежных сообществ, - умение анализировать теоретические источники, сопоставлять различные подходы к анализу молодежных практик (в работе должно быть использовано не менее 10-ти источников), - умение самостоятельно сформулировать тему в рамках области исследования социологии молодежи; - навык проведения наблюдения за эмпирическим объектом (молодежным сообществом), с целью определения особенностей молодежных практик (должно быть проведено не менее 3х наблюдений). - умения анализировать предложенные для задания сообщества. Защита проекта включает в себя анализ выбранного молодежного сообщества (группы, компании). Задание выполняется в формате PP-презентации. Требуемый объем: не менее 7 слайдов.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (3 модуль)0.15 * Домашнее задание + 0.3 * Работа на семинарских занятиях + 0.4 * Экзамен + 0.15 * Эссе
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Головин Н. А. - СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 461с. - ISBN: 978-5-534-07033-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/sovremennye-sociologicheskie-teorii-433199
Рекомендуемая дополнительная литература
- Denzin, N. K. (2012). Studies in Symbolic Interaction. Bingley, U.K.: Emerald Group Publishing Limited. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=503228
- DeWalt, K. M., & DeWalt, B. R. (2011). Participant Observation : A Guide for Fieldworkers (Vol. Second edition). Lanham, Maryland: AltaMira Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=481988
- Wyn, J., & Cahill, H. (Eds.). (2015). Handbook of children and youth studies. Springer Singapore. Retrieved from https://proxylibrary.hse.ru:2103/10.1007/978-981-4451-15-4
- Прикладная социология: методология и методы: Учебное пособие / М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2009. - 416 с.: ил.; 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-98281-155-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/147600