• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2018/2019

Молодежные исследования: субкультуры, солидарности, поколения

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс по выбору (Современный социальный анализ)
Направление: 39.04.01. Социология
Когда читается: 1-й курс, 3 модуль
Формат изучения: Full time
Прогр. обучения: Современный социальный анализ
Язык: русский
Кредиты: 2

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина относится к вариативной части цикла дисциплин программы. Изучение данной дисциплины базируется на дисциплине "Современная социологическая теория". Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при написании курсовой работы и выпускной квалификационной работы. В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции: способность рефлексировать (оценивать и перерабатывать) освоенные научные методы и способы деятельности, способен к самостоятельному освоению новых методов исследований, изменению научного и производственного профиля своей деятельности, организовать многостороннюю коммуникацию и управлять ею, вести профессиональную, в том числе научно-исследовательскую деятельность в международной среде, формулировать цели, ставить конкретные задачи исследований в фундаментальных и прикладных областях социологии и предлагать научно-обоснованные пути их решения, прогнозировать социальные явления и процессы, выявлять социально значимые проблемы и предлагать пути их решения на основе использования соответствующих научных теорий, концепций, подходов и социальных технологий. Задачей является обработка и интерпретация социальной, демографической, экономической и другой релевантной эмпирической информации с использованием объяснительных возможностей современной социологической теории.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Овладение студентами знаниями о реализации научного исследования
  • Овладение студентами знаниями о формировании профессиональных навыков в исследованиях молодежи
  • Овладение студентами знаниями о методах сбора и анализа социологических данных
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Демонстрирует способность оценивать и перерабатывать освоенные научные методы и способы деятельности.
  • Демонстрирует умение самостоятельно осваивать новые методы исследований, изменять научный и производственный профиль своей профессиональной деятельности
  • Демонстрирует умение вести многостороннюю коммуникацию и управлять ею
  • Демонстрирует способность ведения профессиональной, научно-исследовательской деятельности в международной среде
  • Демонстрирует умение формулировать цели, задачи фундаментальных и прикладных исследований, предлагать решение данных задач.
  • Демонстрирует способность прогноза социальных процессов и явлений, выявления социально значимых проблем и пути их решения, опираясь на научные теории, концепции, подходы и социальные технологии.
  • Демонстрирует способность обрабатывать и интерпретировать социальную, демографическую, экономическую эмпирическую информацию, опираясь на знание современных социологических теорий
  • Демонстрирует способность разработки методологического инструментария, теоретической модели и информационных материалов для осуществления исследовательской, аналитической проектной деятельности в социологическом исследовании
  • Демонстрирует способность собирать, анализировать и интерпретировать информацию, необходимую для формирования суждений по социальным, научным и этическим проблемам.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Исследования молодежи в западном академическом дискурсе
    Молодежный вопрос в фокусе культурной и структурной перспектив. Структурный подход: транзиция и воспроизводство классовой принадлежности. Постмодернистское прочтение молодежного вопроса. Идеи молодежной стилистики в контексте символического капитала и материальной культуры П. Уиллиса. Понятие гиперреальности С. Беста и Д Келнера. Поколение Нинтендо или экранейджеров Б. Грина и Д. Рашкофа. Интерпретации молодежных идентичностей в рамках концепции риска М. Дугласа, У. Бека и Э. Гидденса.
  • Тема 2. «Молодежный вопрос» в российской социологии
    Политико-идеологические и теоретические конструкты молодежи в СССР как строителей нового общества. Революционный конструкт молодежного вопроса. Молодежь как строители коммунизма. Историческое миссионерство. Учиться коммунизму. Классовая мораль - стержень новой идентичности. Молодежь и строительство социализма. Комсомольское строительство молодежной идентичности. «Молодежь социалистическая»: поиск внутренних врагов. Молодежный вопрос в эпоху хрущевской оттепели: открытость миру и закрытость от Запада. Новые комсомольские фронты. За-стой общества и расцвет отечественной социологии молодежи. Постсоветские конструкты молодежного вопроса: от неформалов до маргиналов в обществе риска. Новые враги молодежи - «наследие застойного периода» и неорганизованный досуг. Молодежь как социальная проблема: новые прочтения и старые языки. Новые конструкты молодежного вопроса: откат и заимствования.
  • Тема 3. Молодежь в контексте социальной политики: глобальный и локальный опыт
    Политики молодежной мобилизации: молодежная политика и формальные молодежные союзы. Молодежная политика. Молодежные программы. Политические партии и движения. Социальная молодежная политика. Глокальные особенности молодежной социальной политики. Государственная помощь и поддержка молодежи. Молодежная работа. Молодежные движения. Молодежные общественные объединения
  • Тема 4. Производство молодости, молодежности, молодежного стиля в публичном пространстве
    На примере анализа актуальных на момент проведения видеопродуктов в процессе групповой дискуссии рассматриваются общности и различия в использовании молодости, молодежности, молодежного стиля
  • Тема 5. Изучение молодежной повседневности
    Почему молодежь и почему проблематизация. Молодежный вопрос и власть взрослых. Маргинализация исследований молодежи и парадоксы транзиции. Реальные координаты молодежного вопроса. Символическое измерение молодежного вопроса. Молодежная повседневность в контексте жизненно-стилевых стратегий. Базовые теоретические предпосылки стилевого анализа. Стилевые стратегии молодежи в контексте постмодернисткой фрагментации, риска, глобализации и индивидуализации. Постмодернистская фрагментация. Общество риска и индивидуальные стратегии. Глобализация. Индивидуализация. Место масс-медиа в молодежной повседневности. Стилевые стратегии молодежи: между рынком и свободой
  • Тема 6. Молодежные (суб)культуры, движения, сцены, солидарности
    (Суб)Культурные концепции молодежного вопроса Идеологическое измерение молодежной идентичности: классовая теория, контркультура и субкультура. Американская и британская традиции. Субкультурные теории: символическая борьба с классовым происхождением. Ритуальное со-противление. Мятежная эксцентричность и маскулинность. Критика субкультурного подхода. Бирмингемский Центр Современных Культурных Исследований (BCCCS) и трансформация субкультурного подхода. Российские исследования субкультур.
  • Тема 7. Гендерные режимы, сексуальности и телесность молодежных культурных сцен
    Феминисткая критика теорий девиантности. Сексуальные девиации. Феминистская критика «гендерной слепоты» субкультурных конструктов. Феномен подростковой сексуальности. Гомо/гетеросексуальный дебют. «Bedroom culture» (культура спальни). Телесность. Гомофобия. Секс-дискурсы. Специфика гендерного подхода в исследованиях молодежи. Современное гендерное пространство взросления. Гендерная социализация и сексуальная идентификация
  • Тема 8. Социолог в поле с молодежью
    Специфика исследования молодежи. Интервью. Виды интервью по степени формализации, стадии исследования, количеству участников. Наблюдение. Виды наблюдения: невключенное, включенное, участвующее. Исследовательский дневник. Формы ведения исследовательского дневника. Выход в поле. Понятие кейса. Плотное описание кейсов. Метод авто/само этнографии. Само-рефлексия. Понятие профессионального выгорания. Способы предотвращения профессионального выгорания. Формы выхода из ситуации профессионального выгорания. Анализ интернет информации. Анализ визуальных источников. Исследования индивидуальных биографий, компаний, тусовок, групп. Риски полевой работы в молодежном поле
  • Тема 9. Этика в исследованиях молодежи
    Дилеммы социолога перед полем, в поле, на этапе анализа, публикации данных. Этические социологические кодексы. Работа этических комитетов. Субличности исследователя. Ответственность социолога-исследователя. Нормы конфиденциальности. Риски исследователей и информантов. Этические аспекты при коммуникации внутри исследовательской группы и шире профессионального сообщества. Этические моменты при работе с визуальными материалами. Специфика проведения исследования в сети интернет. Этические моменты изучения молодежи в сети интернет. Риски и преимущества проведения интернет-исследований и исследований в интернете. Интернет–анкетирование. Интернет-интервью. Интернет-наблюдение
  • Тема 10. Презентация результатов исследования молодежи
    Формы презентации результатов исследования молодежи учетом цели и языка слушателей. Социологическое кино как форма презентации научного знания о молодежи
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе
    Письменная работа, объем работы от 2 до 7 страниц (12 кегль, полуторный интервал)
  • неблокирующий Домашнее задание
    Письменная работа, объем работы от 2 до 7 страниц (12 кегль, полуторный интервал). Домашнее задание нацелено на выявление уровня знаний студентов о пройденном материале и умение использовать полученные знания для эмпирического анализа. В ходе выполнения работы студент должен продемонстрировать: - знание основных теоретических подходов к исследованию молодежных сообществ; - умения анализировать предложенные для задания сообщества. Домашнее задание включает в себя анализ выбранного молодежного сообщества (группы, компании). Задание выполняется в письменной форме. Требуемый объем: не менее 1500 слов.
  • неблокирующий Работа на семинарских занятиях
    План семинарского занятия: участие в дискуссии, ответы на вопросы. Оценивается работа студентов во время семинарских занятий (выступление с устным ответом, участие в дискуссии, ответы на вопросы и т.п.)
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен в форме защиты проекта. В ходе защиты магистрант должен продемонстрировать: - знание основных теоретических подходов к исследованию молодежных сообществ, - умение анализировать теоретические источники, сопоставлять различные подходы к анализу молодежных практик (в работе должно быть использовано не менее 10-ти источников), - умение самостоятельно сформулировать тему в рамках области исследования социологии молодежи; - навык проведения наблюдения за эмпирическим объектом (молодежным сообществом), с целью определения особенностей молодежных практик (должно быть проведено не менее 3х наблюдений). - умения анализировать предложенные для задания сообщества. Защита проекта включает в себя анализ выбранного молодежного сообщества (группы, компании). Задание выполняется в формате PP-презентации. Требуемый объем: не менее 7 слайдов.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.15 * Домашнее задание + 0.3 * Работа на семинарских занятиях + 0.4 * Экзамен + 0.15 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Головин Н. А.-СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры-М.:Издательство Юрайт,2019-461-Бакалавр и магистр. Академический курс-978-5-534-07033-0: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/sovremennye-sociologicheskie-teorii-433199
  • Мокий М. С., Никифоров А. Л., Мокий В. С. ; Под ред. Мокия М. С.-МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. Учебник для магистратуры-М.:Издательство Юрайт,2019-255-Магистр-978-5-9916-1036-0: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/metodologiya-nauchnyh-issledovaniy-432110

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Denzin, N. K. (2012). Studies in Symbolic Interaction. Bingley, U.K.: Emerald Group Publishing Limited. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=503228
  • DeWalt, K. M., & DeWalt, B. R. (2011). Participant Observation : A Guide for Fieldworkers (Vol. Second edition). Lanham, Maryland: AltaMira Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=481988
  • Wyn, J., & Cahill, H. (Eds.). (2015). Handbook of children and youth studies. Springer Singapore. Retrieved from https://proxylibrary.hse.ru:2103/10.1007/978-981-4451-15-4
  • Прикладная социология: методология и методы: Учебное пособие / М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2009. - 416 с.: ил.; 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-98281-155-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/147600