• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2018/2019

Римская литература: чтение в подлиннике - 2

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Когда читается: 3-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Шмараков Роман Львович
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 76

Программа дисциплины

Аннотация

В ходе изучения дисциплины студент знакомится с понятийным аппаратом, связанным с жанрами и поджанрами римской историографии; знакомится с основами анализа и профессиональными приёмами комментирования оригинального текста на латинском языке; курс научает эффективно пользоваться знаниями латинского языка для повышения своей профессиональной квалификации.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Обеспечить студентов филологической программы знанием специфики историографических жанров, опытом чтения исторических текстов на латинском языке классического и постклассического периода, а также их художественного перевода.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Выявляет научную сущность проблем в профессиональной специализированной области;
  • Студент работает с информацией: находит, оценивает и использует необходимую для решения научных и профессиональных задач информацию из различных источников;
  • Студент создаёт тексты различных типов для научно-исследовательских, деловых, проектных и иных целей на русском и иностранных языках;
  • Студент участвует в научных дискуссиях, выступает с сообщениями и докладами, представляет материалы собственных исследований в устной и письменной форме, в том числе с использованием компьютерных технологий;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Старшие анналисты
    Origines Катона.
  • Средние анналисты.
    Фанний, Кальпурний Пизон.
  • Младшие анналисты.
    Клавдий Квадригарий, Корнелий Сизенна.
  • Саллюстий.
    Исторические монографии. Стиль и политические тенденции. Греческие образцы.
  • Тит Ливий.
    Финал республиканской историографии.
  • «Римская история» Веллея Патеркула
    Историография в раннюю императорскую эпоху.
  • История и жанр exemplum.
    Валерий Максим.
  • «История Александра Македонского» Курция Руфа.
    Проблема источников.
  • Корнелий Тацит.
    «Анналы», «История», исторические проблемы в малых произведениях.
  • «Жизни 12 Цезарей» Светония, проблема метода.
    Биографии поэтов.
  • «Римская история» Флора
    Методы и стиль компилятора.
  • Scriptores historiae Augustae
    Вопрос датировки, политических тенденций, верификации данных.
  • «Римская история» Аммиана Марцеллина
    Историография поздней империи.
  • Евтропий.
    Жанр исторического компендиума.
  • Христианская апологетика и историография
    Августин и Орозий.
  • Исторические аспекты римской агиографии.
    Сульпиций Север и Иероним.
  • Историографические жанры в системе христианской литературы
    «История лангобардов» Павла Диакона.
  • Светониевский жанр в эпоху Каролингского Ренессанса.
    Эйнхард.
  • Историография X в.
    Лиутпранд Кремонский.
  • Латинские историки XII века.
    Вильям Мальмсберийский, Гальфрид Монмутский, Вильям Ньюбургский.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа
    Контрольная работа проводится в аудитории, выполняется письменно. Задания для проверочной работы разработаны на основе пройденного материала. Пользоваться материалами семинаров не разрешается, пользоваться словарем допустимо. Время выполнение лексического диктанта – 30 минут.
  • неблокирующий Презентация
    подготовьте устную презентацию по одной из указанных тем. Презентация не должна занимать более 7-10 минут и должна быть основана на собственных наблюдениях в рамках темы семинара. В конце презентации сформулируйте один или два вопроса для дальнейшего обсуждения, обращенные к слушателям.
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа предполагает выступление студентов с устными ответами, участие в дискуссии, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий. Каждое семинарское занятие предполагает обсуждение одной темы (содержит несколько сформулированных вопросов) по материалам лекционных занятий.
  • неблокирующий Перевод и анализ фрагментов текста
    Внеаудиторная письменная работа по вариантам, представляющая собой перевод присылаемого преподавателем фрагмента текста с латинского языка на русский с указанием характерных синтаксических конструкций и стилистических фигур.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * Аудиторная работа + 0.5 * Контрольная работа + 0.15 * Перевод и анализ фрагментов текста + 0.15 * Презентация
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Marincola, J. (2007). A Companion to Greek and Roman Historiography. Malden, MA: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=209535
  • Латинский язык: Учебник / Н.А. Гончарова. - 5-e изд., испр. и доп. - Москва : НИЦ Инфра-М; Минск : Нов. знание, 2013. - 408 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование). (переплет) ISBN 978-5-16-004760-7 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/391936

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Adler, E. (2011). Valorizing the Barbarians : Enemy Speeches in Roman Historiography (Vol. 1st ed). Austin: University of Texas Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=377385
  • Hengst, D. den, Waarden, J. A. van, & Burgersdijk, D. W. P. (2010). Emperors and Historiography : Collected Essays on the Literature of the Roman Empire by Daniël Den Hengst. Leiden: Brill. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=350950