Бакалавриат
2018/2019
Римская литература: чтение в подлиннике - 2
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Кто читает:
Департамент филологии
Когда читается:
3-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Шмараков Роман Львович
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
76
Программа дисциплины
Аннотация
В ходе изучения дисциплины студент знакомится с понятийным аппаратом, связанным с жанрами и поджанрами римской историографии; знакомится с основами анализа и профессиональными приёмами комментирования оригинального текста на латинском языке; курс научает эффективно пользоваться знаниями латинского языка для повышения своей профессиональной квалификации.
Цель освоения дисциплины
- Обеспечить студентов филологической программы знанием специфики историографических жанров, опытом чтения исторических текстов на латинском языке классического и постклассического периода, а также их художественного перевода.
Планируемые результаты обучения
- Выявляет научную сущность проблем в профессиональной специализированной области;
- Студент работает с информацией: находит, оценивает и использует необходимую для решения научных и профессиональных задач информацию из различных источников;
- Студент создаёт тексты различных типов для научно-исследовательских, деловых, проектных и иных целей на русском и иностранных языках;
- Студент участвует в научных дискуссиях, выступает с сообщениями и докладами, представляет материалы собственных исследований в устной и письменной форме, в том числе с использованием компьютерных технологий;
Содержание учебной дисциплины
- Старшие анналистыOrigines Катона.
- Средние анналисты.Фанний, Кальпурний Пизон.
- Младшие анналисты.Клавдий Квадригарий, Корнелий Сизенна.
- Саллюстий.Исторические монографии. Стиль и политические тенденции. Греческие образцы.
- Тит Ливий.Финал республиканской историографии.
- «Римская история» Веллея ПатеркулаИсториография в раннюю императорскую эпоху.
- История и жанр exemplum.Валерий Максим.
- «История Александра Македонского» Курция Руфа.Проблема источников.
- Корнелий Тацит.«Анналы», «История», исторические проблемы в малых произведениях.
- «Жизни 12 Цезарей» Светония, проблема метода.Биографии поэтов.
- «Римская история» ФлораМетоды и стиль компилятора.
- Scriptores historiae AugustaeВопрос датировки, политических тенденций, верификации данных.
- «Римская история» Аммиана МарцеллинаИсториография поздней империи.
- Евтропий.Жанр исторического компендиума.
- Христианская апологетика и историографияАвгустин и Орозий.
- Исторические аспекты римской агиографии.Сульпиций Север и Иероним.
- Историографические жанры в системе христианской литературы«История лангобардов» Павла Диакона.
- Светониевский жанр в эпоху Каролингского Ренессанса.Эйнхард.
- Историография X в.Лиутпранд Кремонский.
- Латинские историки XII века.Вильям Мальмсберийский, Гальфрид Монмутский, Вильям Ньюбургский.
Элементы контроля
- Контрольная работаКонтрольная работа проводится в аудитории, выполняется письменно. Задания для проверочной работы разработаны на основе пройденного материала. Пользоваться материалами семинаров не разрешается, пользоваться словарем допустимо. Время выполнение лексического диктанта – 30 минут.
- Презентацияподготовьте устную презентацию по одной из указанных тем. Презентация не должна занимать более 7-10 минут и должна быть основана на собственных наблюдениях в рамках темы семинара. В конце презентации сформулируйте один или два вопроса для дальнейшего обсуждения, обращенные к слушателям.
- Аудиторная работаАудиторная работа предполагает выступление студентов с устными ответами, участие в дискуссии, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий. Каждое семинарское занятие предполагает обсуждение одной темы (содержит несколько сформулированных вопросов) по материалам лекционных занятий.
- Перевод и анализ фрагментов текстаВнеаудиторная письменная работа по вариантам, представляющая собой перевод присылаемого преподавателем фрагмента текста с латинского языка на русский с указанием характерных синтаксических конструкций и стилистических фигур.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.2 * Аудиторная работа + 0.5 * Контрольная работа + 0.15 * Перевод и анализ фрагментов текста + 0.15 * Презентация
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Marincola, J. (2007). A Companion to Greek and Roman Historiography. Malden, MA: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=209535
- Латинский язык: Учебник / Н.А. Гончарова. - 5-e изд., испр. и доп. - Москва : НИЦ Инфра-М; Минск : Нов. знание, 2013. - 408 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование). (переплет) ISBN 978-5-16-004760-7 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/391936
Рекомендуемая дополнительная литература
- Adler, E. (2011). Valorizing the Barbarians : Enemy Speeches in Roman Historiography (Vol. 1st ed). Austin: University of Texas Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=377385
- Hengst, D. den, Waarden, J. A. van, & Burgersdijk, D. W. P. (2010). Emperors and Historiography : Collected Essays on the Literature of the Roman Empire by Daniël Den Hengst. Leiden: Brill. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=350950