• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2018/2019

Философия науки и научный метод

Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Маго-лего
Когда читается: 4 модуль
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

Курс предполагает обязательную стандартную часть, а также дополнительную часть, те или иные фрагменты из которой могут быть прочитаны в зависимости от продолжительности курса. Особое внимание в курсе будет уделено исследованию принципов построения научных теорий и их тесной связи с различными практиками в повседневной жизни. Прежде всего, речь пойдет о том, каким образом ученые создают модели для объяснения тех или иных феноменов, какую роль, при этом, играют интуиция и воображение, и каковы их естественные источники и происхождение. Это означает, с одной стороны, исследование логики научных и философских проблем, т.е. исследование того, как они формулируются, каким стандартам должны отвечать, на какой поиск ответов они ориентированы, а также, почему они в определенный момент признаются ошибочными, или требующими новой постановки, или даже бессмысленными. С другой стороны речь пойдет о роли аналогии, метафоры и комментария при создании определенной научной модели для объяснения изучаемых феноменов; о том, какое значение имеют апелляции к интуиции и интуитивной очевидности в т.н. «народных» теориях: «народная» психология, антропология, физика, метафизика и т.д. Все это предполагает и основную форму работы на занятиях, характер домашних заданий, требования отработки занятий и иные требования.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • познакомиться с основными проблемами современной философии науки, а также с основными понятиями, которыми пользуются историки и философы науки.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать значение основных философских понятий и категорий, содержание основных философских концепций относительно фундаментальных философских проблем, закономерности развития природы, общества и мышления;
  • Уметь применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности; применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности; анализировать процессы и явления, происходящие в обществе; интерпретировать философские тексты (первоисточники и комментирующую литературу), а также излагать свою интерпретацию как письменно, так и в устной форме;
  • Иметь навыки философского мышления для выработки системного, целостного взгляда на проблемы общества; грамотно выражать и аргументировать свою точку зрения (устно и письменно) при заимствовании и интерпретации тех или иных из усвоенных идей и понятий, умение прослеживать взаимосвязи между различными традициями и течениями.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Возникновение науки и формирование научного метода
  • Философия науки и логический позитивизм
  • Преодоление логического позитивизма
  • Структура научной теории
  • Эмпирический уровень научного исследования
  • Научное объяснение
  • Научные революции
  • Натурализованная эпистемология и современные концепции истины
  • История социальных и гуманитарных наук (часть 1)
  • История социальных и гуманитарных наук (часть 2)
  • Наука и университет
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа
    Тема для каждого магистранта определяется преподавателем в индивидуальном порядке.
  • неблокирующий Зачет
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.5 * Зачет + 0.5 * Контрольная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Философия и история науки : учеб. пособие / А.Л. Никифоров. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 176 с. — (Высшее образование: Аспирантура). — www.dx.doi.org/10.12737/854. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/925781

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Философия и история науки: Учебник / Е.А. Гусева, В.Е. Леонов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 128 с.: 60x88 1/16. - (Высшее образование: Магистратура). (обложка) ISBN 978-5-16-005796-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/459826