2018/2019
Философия науки и научный метод
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Департамент социологии
Когда читается:
4 модуль
Преподаватели:
Рогонян Гаррис Сергеевич
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
32
Программа дисциплины
Аннотация
Курс предполагает обязательную стандартную часть, а также дополнительную часть, те или иные фрагменты из которой могут быть прочитаны в зависимости от продолжительности курса. Особое внимание в курсе будет уделено исследованию принципов построения научных теорий и их тесной связи с различными практиками в повседневной жизни. Прежде всего, речь пойдет о том, каким образом ученые создают модели для объяснения тех или иных феноменов, какую роль, при этом, играют интуиция и воображение, и каковы их естественные источники и происхождение. Это означает, с одной стороны, исследование логики научных и философских проблем, т.е. исследование того, как они формулируются, каким стандартам должны отвечать, на какой поиск ответов они ориентированы, а также, почему они в определенный момент признаются ошибочными, или требующими новой постановки, или даже бессмысленными. С другой стороны речь пойдет о роли аналогии, метафоры и комментария при создании определенной научной модели для объяснения изучаемых феноменов; о том, какое значение имеют апелляции к интуиции и интуитивной очевидности в т.н. «народных» теориях: «народная» психология, антропология, физика, метафизика и т.д. Все это предполагает и основную форму работы на занятиях, характер домашних заданий, требования отработки занятий и иные требования.
Цель освоения дисциплины
- познакомиться с основными проблемами современной философии науки, а также с основными понятиями, которыми пользуются историки и философы науки.
Планируемые результаты обучения
- Знать значение основных философских понятий и категорий, содержание основных философских концепций относительно фундаментальных философских проблем, закономерности развития природы, общества и мышления;
- Уметь применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности; применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности; анализировать процессы и явления, происходящие в обществе; интерпретировать философские тексты (первоисточники и комментирующую литературу), а также излагать свою интерпретацию как письменно, так и в устной форме;
- Иметь навыки философского мышления для выработки системного, целостного взгляда на проблемы общества; грамотно выражать и аргументировать свою точку зрения (устно и письменно) при заимствовании и интерпретации тех или иных из усвоенных идей и понятий, умение прослеживать взаимосвязи между различными традициями и течениями.
Содержание учебной дисциплины
- Возникновение науки и формирование научного метода
- Философия науки и логический позитивизм
- Преодоление логического позитивизма
- Структура научной теории
- Эмпирический уровень научного исследования
- Научное объяснение
- Научные революции
- Натурализованная эпистемология и современные концепции истины
- История социальных и гуманитарных наук (часть 1)
- История социальных и гуманитарных наук (часть 2)
- Наука и университет
Элементы контроля
- Контрольная работаТема для каждого магистранта определяется преподавателем в индивидуальном порядке.
- Зачет
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Философия и история науки : учеб. пособие / А.Л. Никифоров. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 176 с. — (Высшее образование: Аспирантура). — www.dx.doi.org/10.12737/854. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/925781
Рекомендуемая дополнительная литература
- Философия и история науки: Учебник / Е.А. Гусева, В.Е. Леонов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 128 с.: 60x88 1/16. - (Высшее образование: Магистратура). (обложка) ISBN 978-5-16-005796-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/459826