• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2018/2019

Научно-исследовательский семинар "Интонация и синтаксис"

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Когда читается: 3-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Федотов Максим Леонидович, Холодилова Мария Александровна
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 40

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках курса предполагается знакомство с базовыми теоретическими основами интонационной фонологии, в частности, с работами, посвященными изучению интонации в русском языке, с принципами инструментального исследования фонологического материала, с конвенциями записи интонационных данных и существующими корпусами, содержащими интонационно размеченные тексты. Собственные исследования студентов в рамках курса могут быть посвящены интонационным особенностям выбранной грамматической конструкции. Предполагается, что основновное внимание будет уделено русским литературным интонационным особенностям «малого синтаксиса», однако приветствуются также исследования по другим идиомам: как другим языкам, так и другим вариантам русского языка.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление с основами теории интонации, с существующими подходами к описанию интонации в конкретных языках (в первую очередь в русском) и с основными понятиями теории взаимодействия интонации и синтаксиса
  • Освоение на практике инструментальных методов изучения интонации, основных средств компьютерной визуализации и методов статистической обработки данных по интонации; приобретение опыта использования полученных навыков в решении конкретных исследовательских задач.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент владеет основными понятиями, связанными с интонацией, акустическими признаками, звукозаписью
  • Студент владеет методами статистической обработки данных по интонации
  • Студент приобретает опыт исследования в области статистической обработки интонации и их интерпретации
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Фонетические аспекты интонации
    Просодические средства: интонация (фразовая) vs. тональное ударение (словесное) vs. тон (слоговой). Фонетические компоненты интонации (фразовой просодии): высота голоса, тип фонации, степень голосового усилия, длительность и др. Домен интонации. Интегральные vs. акцентные (локальные) интонационные средства. Функции интона- ции. Инструментальные методы изучения интонации. Средства компьютерной визуализации и анализа, методы статистической обработки.
  • Интонация и синтаксис: взаимодействие
    Соотношение границ интонационных и синтаксических единиц в работах В. Крофта и Е. Селкирк. Интонационная типология. Интонация и информационная структура. Ин- тонация в «малом синтаксисе».
  • Интонация в русском языке
    Интонационные контуры. Интонационная разметка в корпусах звучащей речи. Интона- ционные особенности русских грамматических конструкций.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашняя работа
    Выполняется письменно и состоит из небольших упражнений, проверяющих усвоение материала семинаров. Направляется студентам по электронной почте. Студенты направляют ответ преподавателю также по электронной почте. Преподаватель дает обратную связь студентам на следующем семинаре, разбирая основные ошибки.
  • неблокирующий Доклад
    Устное сообщение по материалам обсуждаемых работ и собственного исследования. Тема для проведения исследования выбирается из предложенного перечня. Возможно сформулировать тему самостоятельно, в рамках пройденного материала и по согласованию с преподавателем. Длительность доклада 7-10 минут. Источники подбираются студентом самостоятельно.
  • неблокирующий Экзамен
    Проводится в форме доклада с презентацией на 10 минут. Тема доклада может быть выбрана студентом из списка предложенных тем или выбрана самостоятельно, по согласованию с преподавателем. Длительность сообщения – 7-10 минут. Источники подбираются студентом самостоятельно в рамках темы, для раскрытия темы в презентации.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.36 * Доклад + 0.24 * Домашняя работа + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Moriguchi, T., Fonagy, I., & Kawaguchi, Y. (2006). Prosody and Syntax : Cross-linguistic Perspectives. Amsterdam: John Benjamins Publishing Company. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=229888
  • Фунтова Ирина Леонидовна. (2017). Инновации В Интонации Современного Русского Литературного Языка. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.10D90754

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Ганиев Ж.В. - Современный русский язык: фонетика, графика, орфография, орфоэпия: учеб.пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2017 - 198с. - ISBN: 978-5-9765-1044-9 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/108234
  • Синтаксис современного русского языка: Учебное пособие / М.Ю. Федосюк. - М.: НИЦ Инфра-М, 2012. - 245 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат). (переплет) ISBN 978-5-16-004872-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/303968