• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2018/2019

Визуальные искусства в культурном континууме Азии и Африки

Статус: Курс по выбору (Востоковедение)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 3-й курс, 4 модуль
Формат изучения: Full time
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

По результатам прохождения курса студент должен обладать знаниями в области основ семиотики искусств: выработать и развивать умение использовать исторические знания, искусствоведческие методы для изучения визуальных искусств стран Азии и Африки; выработать и развивать способность понимания и анализа принципов составления проектов в профессиональной сфере на основе системного подхода к изучению культурологических закономерностей и особенностей взаимодействия стран Запада и Востока.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать представление об истории и развитии визуальных искусств стран Азии и Африки с особым акцентом на историю визуальных искусств в Новое и Новейшее временя; показать возможности современных методов искусствознания и визуальной антропологии в изучении визуальных искусств Азии и Африки.
  • Сформировать представление о многообразии и особенностях эстетических и религиозных взглядов народов Востока и их влиянии на развитие изобразительных искусств, театра и кино.
  • Выработать и развить способность понимания визуальных искусств стран Азии и Африки.
  • Развить способность использовать знания об особенностях визуальных искусств стран Азии и Африки в профессиональной и исследовательской деятельности.
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Знать историю развития основных школ, направлений визуальных искусств стран Азии и Африки, творчество основных представителей искусства стран Востока и их роль в развитии мирового изобразительного искусства, театра и кино.
  • Уметь разбираться стилевых особенностях визуальных искусств, уметь анализировать памятники искусства, разбираться в специфике театральных постановок и особенностях киноискусства Азии.
  • Иметь навыки (приобрести опыт) использования знания об истории и стилистических особенностях произведений визуального искусства Азии и Африки в практике межкультурной коммуникации; корректного применения профессиональной терминологии при исследовании культурных явлений и визуального искусства стран Востока.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в проблематику изучения визуальных искусств стран Азии и Африки Визуальная антропология: перспективы современного исследования.
    Проблема языка визуального искусства. Специфика художественного материала и приемы его исследования. Что такое визуальная антропология. Ее роль в изучении культур народов Азии и Африки, и визуальных искусств в частности. Проблемы сохранения и трансляции произведения визуального искусства народов Азии и Африки. Семинар: "Визуальная антропология: изучение культуры и визуального искусства народов Африки".
  • Особенности формирования и развития визуальных искусств стран Ближнего Востока. XVII- нач. ХХ вв.
    Исторические предпосылки развития визуальных искусств стран Ближнего Востока в XVII- нач. XX в. Классические стили визуальных искусств и формирование новых направлений в искусстве Востока: европейское влияние, европейские мастера на Востоке. Искусство Оттоманской империи в конце XIX-нач. ХХ в. Проблема жанра в визуальных искусства Ближнего Востока XIX-нач. ХХ в. Семинар 1. "Европейские влияния на архитектуру Ближнего Востока в XIX в." Темы докладов: 1. Особенности архитектуры стамбульских дворцов второй половины XIX в. 2. Особенности колониальной архитектуры Ближнего Востока. 3. Каирское барокко второй половины XIX в. 4. Дамасская жилая архитектура второй половины XIX – нач. ХХ века. Семинар 2. "Формирование художественных объединений в странах Ближнего Востока в ХХ века." Темы докладов: 1. Художественные объединения в Египте в середине XX в. 2. Художественные объединения в Ираке в середине XX в. 3. Художественные объединения в Иране в середине XX в.
  • Особенности формирования и развития визуальных искусств стран Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии: Китай, Вьетнам и Юго-Восточная Азия. XVII- ХХ вв.
    Роль канонов в классических визуальных искусствах Китая. Музыка в Китае. Сакральная роль музыки, понятие «совершенной музыки» и связь музыки с конфуцианством. Традиционный китайский театр. Становление китайского театра. Китайский театр сицюй: история, основные художественные принципы, амплуа, эстетика, основные сюжеты. Театр теней и театр кукол в Китае. Семинар 1. "Влияние театра и литературы на китайскую живопись. Жанровая специфика няньхуа. Музыка в китайском театре." Список пьес/ постановок/ фильмов для самостоятельного просмотра к семинару: одна из постановок китайской Пекинской оперы. Темы докладов: 1. Китайские традиционные музыкальные инструменты. 2. Китайская «совершенная музыка» и музыкальная теория. 3. Новый китайский театр. 4. Китайские боевые искусства и их философско-теоретическая основа. 5. Кинематограф в Китае.
  • Особенности формирования и развития визуальных искусств стран Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии: Китай, Вьетнам и Юго-Восточная Азия. XVII- ХХ вв.
    Китайское влияние на вьетнамскую музыкальную традицию. Основные жанры вьетнамского театра: хат тео, хат бой (туонг), театр кукол на воде, новый театр кайлыонг. Связь вьетнамского театра с народной средой. Песни-переклички во вьетнамской народной традиции, фольклорный жанр куанхо. Особенности музыки в странах Юго-Восточной Азии. Звукоряды слендро и пелог в индонезийской музыке. Индонезийский оркестр гамелан. Тайский театр. Бирманский театр. Индонезийский театр. Роль индийского эпоса (Рамаяна и Махабхарата) в формировании театрального искусства Юго-Восточной Азии. Семинар 2. Образы героев и актеров в визуальных искусствах Вьетнама. Особенности восприятия театральной пьесы: Вьетнам и Юго-Восточная Азия. Роль костюма театральных героев: исторический аспект развития и сохранения традиций в орнаментике текстиля. Список пьес/ постановок/ фильмов для самостоятельного просмотра к семинару: 1. Представление вьетнамского театра тео. 2. Представление индонезийского театра ваянг. Темы докладов: 1. Театры кукол и теней в Китае // и Юго-Восточной Азии. 2. Кинематограф в Юго-Восточной Азии.
  • Особенности формирования и развития визуальных искусств стран Дальнего Востока: Япония. XVII- нач. ХХ вв.
    Роль канонов в классических визуальных искусствах Японии. Истоки японского театрального искусства в к VII-VIII вв., его связи с живописью и скульптурой. Социальная структура общества и развитие направлений и жанров театрального искусства Японии. Специфика понятия «театр» в этой стране: многообразие явлений и их характерные черты, основная терминология. Первые японские кинофильмы начала XX в.: их сюжетные линии и влияние театрана кинематограф. «Золотой век» японского кинематографа: появление и специфика новых жанров. Известные японские кинорежиссёры и их творчество. Особенности японской мультипликации. Семинар. Японский театр и литература. Образы героев и актеров. Особенности постановки и восприятия японской театральной пьесы. «Золотой век» японского кино. Список пьес/ постановок/ фильмов для самостоятельного просмотра к семинару: 1. Акира Куросава, фильм «Расёмон». 2. Тикамацу Мондзаэмон, одна из пьес на выбор студента.
  • Визуальные искусства эпохи постмодерна в культурном континууме Азии и Африки.
    Предпосылки возникновения современного китайского искусства. Общая характеристика и периодизация современного китайского искусства. Проблематика и ведущие теоретики китайской эстетики XX века. Китайское изобразительное искусство сер. XX века: соцреализм. Начало периода проведения политики реформ и открытости. Формирование новых художественных тенденций: сельский реализм и живопись «Шрамов». Выставка «Звезды» в Пекине (1979). Культурная лихорадка: три альтернативы развития культуры нового общества в КНР. Влияние западной философии модерна и постмодерна. Рождение китайского авангарда. Три ведущие художественные тенденции в китайском изобразительном искусстве: рационалистическая живопись, живопись «жизненного потока» и антиискусство. Проблемы китайского современного искусства в эпоху глобализации.(1990-е гг. по настоящее время). Кризис культурной идентичности в контексте современного китайского искусства. Международный стиль. Семинар "Основные арт-объединения и ведущие художники КНР." Темы докладов: 1. Арт-движение «Новая волна’85». 2. Выставка «Китай/Авангард». 3. Творчество Ван Гуанъи и политический поп-арт. 4. Экспериментальный характер современного китайского искусства. Перформанс. 5. Ведущие художники КНР 90-х гг. XX века (напр. Юэ Миньцзюнь и Фан Лицзюнь). 6. Искусство Сюй Бина: инсталляции и медиа-арт. 7. Творчество Ай Вэйвэя в контексте международного художественного процесса.
  • Визуальные искусства эпохи постмодерна в культурном континууме Азии и Африки.
    Особенности трансляции традиций в визуальных искусствах народов Азии и Африки в начале ХХI в. Новые виды искусств и новые формы синтеза: кинематограф, компьютерная графика и анимация в искусстве Ближнего Востока в конце ХХ- нач. ХХI в. Проблемы массового и элитарного искусства. Современные художественные школы и направления в искусстве Ближнего Востока. Рекламное искусство в странах Востока. Семинар "Развитие театра и кинематографа стран Ближнего Востока в ХХ- нач. ХХI в." Темы докладов: 1. Феномен мистерии «тазие». 2. Сценическое пространство в театральном искусстве Востока. 3. Национальное своеобразии современного арабского кинематографа. 4. Особенности рекламных образов в странах Ближнего Востока.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Created with Sketch. Доклад
    Студенты записываются на доклады заранее на определенные даты и доклад должен быть представлен на соответствующем семинаре. В случае пропуска семинара по уважительной причине (преподаватель получает уведомление из Учебного офиса), на котором студент должен представить доклад, дата выступления с докладом согласуется с преподавателем или куратором курса. Также студенту может быть предложено выполнить другое задание или сдать доклад в письменном виде, чтобы получить оценку по данному типу контроля. При отсутствии уважительной причины студент получает «0» по данному типу контроля. Доклад начинается с представления аудитории названия, плана, целей и задач выступления, и завершается выводами и перечнем источников и исследований, использованных при его подготовке.
  • неблокирующий Created with Sketch. Реферат
    Реферат представляет собой изложение содержания одной или нескольких монографий или научных статей по проблематике курса. В реферате студент должен продемонстрировать умение логично и последовательно излагать содержание реферируемых научных работ, выявлять и формулировать главные идеи реферируемого материала, авторские концепции, обобщать изученный материал, академически корректно цитировать чужой текст, составлять библиографическое описание реферируемого материала в соответствии с ГОСТом. Библиографическое описание статьи (статей) или раздела (разделов) монографии по теме курса дается в начале реферата. В обязательном порядке выделяются и снабжаются отдельными заголовками все относительно самостоятельные в смысловом и композиционном отношении фрагменты реферируемого текста; на каждый такой фрагмент дается ссылка с указанием страниц оригинала.
  • неблокирующий Created with Sketch. Контрольная работа
  • неблокирующий Created with Sketch. Экзамен
    Итоговый контроль по дисциплине представляет собой устный экзамен, состоящий из 1-го теоретического вопроса и визуального теста, предполагает узнавание представленных памятников (10 репродукций в билете), умение определить его место в истории искусств стран Востока, жанровые и стилистическое особенности. Основанием для снижения оценки за итоговый контроль являются: фактические ошибки или неточности, некорректное использование терминологии, недостаточное описание памятника и некорректное определение его культурной ценности. Оценки по всем формам контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.15 * Доклад + 0.15 * Контрольная работа + 0.3 * Реферат + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Бельтинг Х. - Образ и культ. История образа до эпохи искусства - Издательство "Прогресс-Традиция" - 2002 - ISBN: 5-89826-105-2 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/96693

Рекомендуемая дополнительная литература

  • - Шукуров Ш.М. — Архитектура современной мечети. Истоки - Издательство "Прогресс-Традиция" - 2014 - ISBN: 978-5-89826-412-3 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/77226
  • Горбачева Светлана Андреевна. (n.d.). К рождению китайского авангарда: рационалистическая живопись в середине 1980-х годов. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fk-rozhdeniyu-kitayskogo-avangarda-ratsionalisticheskaya-zhivopis-v-seredine-1980-h-godov
  • Неглинская, М. (2010). Об Актуальных Тенденциях Современного Китайского Искусства И Перспективах Его Изучения. Общество и Государство в Китае, (40). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.14383265