• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2018/2019

Организация прикладного исследования

Статус: Курс обязательный (Современный социальный анализ)
Направление: 39.04.01. Социология
Когда читается: 1-й курс, 3 модуль
Формат изучения: Full time
Прогр. обучения: Современный социальный анализ
Язык: русский
Кредиты: 5

Программа дисциплины

Аннотация

В результате освоения дисциплины студент должен: знать особенности организации и проведения исследования в рамках решения типовых прикладных задач; знать систему методов сбора данных и методик исследования и уметь их использовать применительно к конкретной исследовательской проблеме; иметь навыки подготовки прикладного исследования на основе изучаемых методов и методик, а также приобрести опыт проведения пробного исследования, используя один из них; знать структуру и логику разработки исследовательского отчета и уметь его подготовить. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: "Современная социологическая теория"; "Методология и методы исследования в социологии". Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при подготовке курсовой работы и выпускной квалификационной работы. В рамках курса предполагается разбор конкретных исследовательских кейсов, проведение тренингов, дискуссий, работа в малых группах. Также в процессе обучения применяется метод проблемных ситуаций и технология ролевых игр.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Овладение студентами знаниями и умениями проведения исследования полного цикла: планирование, бюджетирование, организация полевой работы и презентация результатов исследования
  • Развитие профессиональных знаний об особенностях методологического и методического набора и применения различных современных исследовательских технологий: поиск и валидация источников информации, работа с актуальными базами вторичных данных, выбор методологии и инструментария для анализа в соответствии с целями, задачами и условиями исследования
  • Знакомство со спецификой работы отрасли
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Магистрант способен критически оценивать проведенные исследования
  • Студент способен самостоятельно подобрать концепцию для решения проблемы и сформировать инструмент исследования
  • Магистрант способен разработать программу, демонстрирует знание правил проведения социологического исследования
  • Студент способен сформулировать в соответствии с поставленной проблемой цель исследования, задачи и подобрать для их решения релевантную методологию
  • Магистрант может организовать и руководить социальными проектами в области изучения общественного мнения, а также в сфере маркетинговых исследований
  • Студент знаком с различными способами сбора, обработки и интерпретации полученных данных
  • Магистрант знаком с международным кодексом проведения социологических и маркетинговых исследований, способен транслировать правовые и этические нормы в профессиональной и социальной деятельности
  • Студент способен самостоятельно создать техническое задание на проведение исследования, а также соблюсти все технологические требования и нормативы в ходе реализации исследовательского проекта
  • Студент способен организовать многостороннюю коммуникацию и управлять ею
  • Студент грамотно использует программные средства для решения задач профессиональной деятельности
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Индустрия прикладных социологических исследований
    Основные виды исследований. Социальные исследования. Маркетинговые исследования. Политические исследования. Исследования в организациях. Первичные и вторичные данные. Omnibus. Синдикативные исследования. Исследовательские центры в России и мире. Исследовательские компании. Международный кодекс проведения социологических и маркетинговых исследований ESOMAR. Карьера в индустрии исследований. Роль исследователя. Требования к современному исследователю.
  • Тема 2. Стратегия и планирование исследования
    Основные этапы полного цикла исследования. Запрос на проведение исследований. Заявка на грант. Структура коммерческого предложения и заявки на грант. Подготовка предложения на исследование для заказчика Техническое задание. NDA. Календарный план исследования. Пакет документов для проекта. Исследовательская команда.
  • Тема 3. Современные методы исследований
    Методы бюджетирования. Соотношение цены и качества, применительно к выбору исследовательской стратегии. Составление сметы на исследование.
  • Тема 4. Бюджетирование исследовательского проекта
    Решаемые задачи. Преимущества и ограничения. Онлайн- и офлайн-методы. Кабинетное исследование (Desk Research). Количественные методы; телефонные опросы, личное интервью (face-to-face), онлайн-опросы. Качественные методы: фокус-группы, онлайн-комьюнити, глубинные интервью, экспертные интервью, этнографические исследования. Функции и качество модератора. Микс-методы: hall-test, home-test, ценовые мониторинги, геомаркетинговые исследования, музыкальное тестирование, mystery shopping, Gang Survey, ритейл-аудит (аудит розничной торговли).
  • Тема 5. Организация полевого этапа исследования
    Работа с подрядчиками. Онлайн-панели и ривер-сэмплинг. Яндекс Взгляд. Панельные исследования. Отбор, подготовка, инструктаж интервьюеров. Рекрутмент в качественных исследованиях. Специфика работы с разными целевыми группами. Контроль полевых работ.
  • Тема 6. Построение инструментария
    CATI, CAPI, CAWI, TAPI. Сервисы для сбора эмпирических данных: Survey-Studio, SurveyMonkey, SurveyGizmo, SimpleForm и др. Композиция анкеты или гайда. Виды и типы вопросов. Сензитивные вопросы. Легенда. Правила формулировки вопросов. Основные ошибки формулировок вопросов и логики построения опросника или гайда.
  • Тема 7. Специальные методики
    Проективные методики. Ценовые исследования. Здоровье и имидж бренда. Исследование U&A. Conjoint-анализ. Тестирование и оценка эффективности рекламы. Сегментация потребителей. Customer Journey Mapping. UX-исследования.
  • Тема 8. Подготовка отчетов по результатам исследований
    Виды и формат отчетов. Требования к отчетам. Визуализация качественных и количественных результатов исследований. Построение презентации. Устная презентация результатов заказчику.
  • Тема 9. Коммуникация с заказчиком
    Тенденции развития рынка исследований. Требования заказчика к исследователю. Трудности в общении заказчика и исследователя. Client service. Этика взаимоотношений.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
    Участие в обсуждении, посещение занятий
  • неблокирующий Домашнее задание
    Подготовка коммерческого предложения или заявки на грант. Цель домашнего задания состоит в применении и закреплении знаний в ходе лекционных занятий, получении практического опыта создания полноценного коммерческого предложения или заявки на грант на проведение исследования. Содержание: домашнее задание предполагает описание решения конкретной исследовательской проблемы согласно стандартной структуре коммерческого предложения или заявки на грант. Задание выполняется индивидуально каждым студентом.
  • неблокирующий Контрольная работа
    Контрольная работа проводится в формате теста на 7-ой неделе курса. Проверяется владение студентом материалом курса.
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.18 * Активность на семинарах + 0.18 * Домашнее задание + 0.24 * Контрольная работа + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Маркетинговые исследования: Учебник / Б.Е. Токарев. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: Магистр: НИЦ Инфра-М, 2013. - 512 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-9776-0175-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/392041
  • Мокий М. С., Никифоров А. Л., Мокий В. С. ; Под ред. Мокия М. С.-МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ. Учебник для магистратуры-М.:Издательство Юрайт,2019-255-Магистр-978-5-9916-1036-0: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/metodologiya-nauchnyh-issledovaniy-432110

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Горелов Н. А., Круглов Д. В., Кораблева О. Н.-МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры-М.:Издательство Юрайт,2019-365-Бакалавр и магистр. Академический курс-978-5-534-03635-0: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/metodologiya-nauchnyh-issledovaniy-433084
  • Ермаков Вячеслав Алексеевич, Ermakov Vyacheslav Alexeevich, Журавлев Геннадий Терентьевич, Juravlev Gennady Terentyevich, Ковалевская Елена Викторовна, & Kovalevskaya Elena Victorovna. (2016). Маркетинговые исследования в информационной сфере. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E30C3850