2018/2019
Латинский язык
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Кто читает:
Департамент филологии
Когда читается:
1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Воробьев Григорий Михайлович,
Ермакова Лия Леонидовна,
Костылева Татьяна Владимировна,
Суториус Константин Владимирович,
Шмараков Роман Львович
Язык:
русский
Кредиты:
7
Контактные часы:
130
Программа дисциплины
Аннотация
В ходе дисциплины "Латинский язык" слушатели знакомятся с фонетикой, морфологией, синтаксисом, лексикологией и стилистикой латинского языка посредством чтения латинских текстов. В ракурс курса попадают принципы латинского стихосложения, а также языковые и художественные особенности прозаического текста на латыни. Важную роль в курсу играет ознакомление со вторичными источниками и справочной литературе по латинскому языку и античной культуре.
Цель освоения дисциплины
- Формирование базовых знаний латинской грамматики, фонетики, лексики.
- Обучение основам анализа и приёмам комментирования оригинального и адаптированного текста на латинском языке.
- Приобретение и развитие навыков чтения оригинальных текстов на латинском языке классического периода – ораторской и философской прозы и стихотворных фрагментов.
- Знакомство с периодизацией истории латинского языка, его месте в индоевропейской семье языков, роли в формировании европейской и мировой культуры, а также с основными культурными реалиями римско-латинского мира.
- Получение опыта работы со справочно-библиографической литературой по латинскому языку (знакомство с принципами организации двуязычных словарей, принятой системой сокращений).
Планируемые результаты обучения
- Перечисляет этапы периодизации истории латинского языка, называет его место в индоевропейской семье языков и на роль латыни в формировании европейской культуры. Приводит пример культурной реалии римского быта.
- Объясняет суть долготы слога в латинском языке. Применяет орфоэпические нормы при чтении, знает латинский алфавит.
- Грамотно спрягает глаголы, опознает, переводит и строит грамматические конструкции
- Называет грамматические категории латинских частей речи. Грамотно склоняет существительные, прилагательные, местоимения. Объясняет значение и употребление основных предлогов.
- Опознает, понимает, переводит синтаксические конструкции и элементы синтаксической связи в предложении. Осуществляет простейшие грамматико-синтакические трансформации (e.g. перевод прямой речи в косвенную).
- Определяет значение, грамотно образует и употребляет числительные. Объясняет смысл и употребление модальных глаголов и модальности в языке.
- Читает и переводит со словарем прозу Цицерона, Цезаря, Тита Ливия, поэзию Вергилия, Горация, Овидия. Пользуется дополнительными справочными источниками и вторичной литературой для пониманию смысла латинского текста. Комментирует текст с языковой и культурно-исторической точек зрения.
Содержание учебной дисциплины
- Некоторые сведения из истории латинского языка.Алфавит. Орфоэпия. Долгота и краткость слогов.
- ГлаголГрамматические категории глагола. Основные формы глагола. Praesens indicativi activi.
- Имя существительное.Грамматические категории имени. Первое склонение (существительные, прилагательные, притяжательные местоимения). Предлоги. Praesens indicativi active глагола esse. Некоторые функции падежей.
- Глаголы третьего спряженияAccusativus cum infinitivo. Некоторые функции падежей.
- Второе склонениеСуществительные, прилагательные второго склонения. Притяжательные местоимения.
- Praesens indicativi passivi.Активный и страдательный залог. Некоторые функции падежей. Образование префиксальных глаголов.
- Perfectum indicativi passiviПричастие. Герундив. Личные местоимения.
- Третье склонение существительных.Некоторые функции падежей.
- Указательные местоимения.Инфинитив. Некоторые функции падежей.
- Imperfectum indicativi activi et passivi.Отложительные и полуотложительные глаголы. Герундий. Некоторые функции падежей.
- Третье склонение существительных.Ablativus absolutus.
- Perfectum indicativi activi.Некоторые функции падежей.
- Сослагательное наклонение.Praesens coniunctivi activi et passivi. Ut (ne) finale.
- Прилагательные третьего склонения.Participium praesentis activi. Некоторые функции падежей.
- Четвёртое склонение существительных.Plusquamperfectum indicativi activi et passivi. Nominativus cum infinitivo. Некоторые функции падежей.
- Пятое склонение существительных.Plusquamperfectum coniunctivi activi et passivi. Некоторые функции падежей.
- Функции падежей (обобщение).Степени сравнения прилагательных. Некоторые функции падежей. Ut и quod explicativum.
- Конъюнктив в независимом предложении.Глагол fero. Некоторые функции падежей.
- Будущее время.Глагол eo. Придаточные предложения причины.
- Согласование времён.Косвенный вопрос.
- Недостаточные глаголы.Придаточные предложения дополнительные. Придаточные предложения следствия. Придаточные определительные.
- Числительные.Глаголы volo, nolo, malo.
- Условные придаточные предложения.Косвенная речь.
- Чтение авторов.Цицерон, Цезарь, Тит Ливий, Вергилий, Гораций, Овидий
Элементы контроля
- Домашняя работаВыполняется письменно и состоит из небольших грамматических и лексических упражнений, проверяющих усвоение материала семинаров. Направляется студентам по электронной почте. Студенты направляют ответ преподавателю также по электронной почте. Преподаватель дает обратную связь студентам на следующем семинаре, разбирая основные ошибки.
- Проверочная работа (грамматика)Проверочная работа выполняется письменно в аудитории. Время проведения проверочной работы - 45 минут. Задания для проверочной работы разработаны на основе пройденного материала. Вариант проверочного задания один. Пользоваться материалами семинаров не разрешается, пользоваться словарем допустимо.
- Лексический диктантЛексический диктант проводится в аудитории, выполняется письменно. Задания для лексического диктанта разработаны на основе пройденного материала. Пользоваться материалами семинаров не разрешается, пользоваться словарем допустимо. Время выполнение лексического диктанта – 15 минут.
- Экзамен (2 модуль)Экзамен проводится письменно в аудитории. Во время подготовки ответов, студенту не разрешается пользоваться материалами семинаров, а также другими источниками, кроме словаря. Пользоваться словарем допустимо. Студент выполняет экзаменационное задания только по одному из вариантов.
- Экзамен (4 модуль)Экзамен проводится письменно в аудитории. Во время подготовки ответов, студенту не разрешается пользоваться материалами семинаров, а также другими источниками, кроме словаря. Пользоваться словарем допустимо. Студент выполняет экзаменационное задания только по одному из вариантов.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.12 * Домашняя работа + 0.24 * Лексический диктант + 0.24 * Проверочная работа (грамматика) + 0.4 * Экзамен (2 модуль)
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.07 * Домашняя работа + 0.14 * Лексический диктант + 0.14 * Проверочная работа (грамматика) + 0.5 * Промежуточная аттестация (2 модуль) + 0.15 * Экзамен (2 модуль)
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Подосинов А.А., Белов А.М. - Русско-латинский словарь - Издательство "ФЛИНТА" - 2011 - 368с. - ISBN: 978-5-9765-1303-7 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/3777
- Подосинов А.В., Козлова Г.Г., Глухов А.А. - Латинско-русский словарь - Издательство "ФЛИНТА" - 2011 - 376с. - ISBN: 978-5-9765-1304-4 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/2643
Рекомендуемая дополнительная литература
- Латинский язык. Часть I. Теория и практика: Учебное пособие / Григорьев А.В., Романовская Г.А. - М.:Прометей, 2011. - 252 с. ISBN 978-5-4263-0057-6
- Латинский язык. Часть II: Практика: Учебное пособие / Григорьев А.В., Романовская Г.А. - М.:Прометей, 2013. - 138 с. ISBN 978-5-7042-2489-1