• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2018/2019

Латинский язык

Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Воробьев Григорий Михайлович, Ермакова Лия Леонидовна, Костылева Татьяна Владимировна, Суториус Константин Владимирович, Шмараков Роман Львович
Язык: русский
Кредиты: 7
Контактные часы: 130

Программа дисциплины

Аннотация

В ходе дисциплины "Латинский язык" слушатели знакомятся с фонетикой, морфологией, синтаксисом, лексикологией и стилистикой латинского языка посредством чтения латинских текстов. В ракурс курса попадают принципы латинского стихосложения, а также языковые и художественные особенности прозаического текста на латыни. Важную роль в курсу играет ознакомление со вторичными источниками и справочной литературе по латинскому языку и античной культуре.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование базовых знаний латинской грамматики, фонетики, лексики.
  • Обучение основам анализа и приёмам комментирования оригинального и адаптированного текста на латинском языке.
  • Приобретение и развитие навыков чтения оригинальных текстов на латинском языке классического периода – ораторской и философской прозы и стихотворных фрагментов.
  • Знакомство с периодизацией истории латинского языка, его месте в индоевропейской семье языков, роли в формировании европейской и мировой культуры, а также с основными культурными реалиями римско-латинского мира.
  • Получение опыта работы со справочно-библиографической литературой по латинскому языку (знакомство с принципами организации двуязычных словарей, принятой системой сокращений).
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Перечисляет этапы периодизации истории латинского языка, называет его место в индоевропейской семье языков и на роль латыни в формировании европейской культуры. Приводит пример культурной реалии римского быта.
  • Объясняет суть долготы слога в латинском языке. Применяет орфоэпические нормы при чтении, знает латинский алфавит.
  • Грамотно спрягает глаголы, опознает, переводит и строит грамматические конструкции
  • Называет грамматические категории латинских частей речи. Грамотно склоняет существительные, прилагательные, местоимения. Объясняет значение и употребление основных предлогов.
  • Опознает, понимает, переводит синтаксические конструкции и элементы синтаксической связи в предложении. Осуществляет простейшие грамматико-синтакические трансформации (e.g. перевод прямой речи в косвенную).
  • Определяет значение, грамотно образует и употребляет числительные. Объясняет смысл и употребление модальных глаголов и модальности в языке.
  • Читает и переводит со словарем прозу Цицерона, Цезаря, Тита Ливия, поэзию Вергилия, Горация, Овидия. Пользуется дополнительными справочными источниками и вторичной литературой для пониманию смысла латинского текста. Комментирует текст с языковой и культурно-исторической точек зрения.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Некоторые сведения из истории латинского языка.
    Алфавит. Орфоэпия. Долгота и краткость слогов.
  • Глагол
    Грамматические категории глагола. Основные формы глагола. Praesens indicativi activi.
  • Имя существительное.
    Грамматические категории имени. Первое склонение (существительные, прилагательные, притяжательные местоимения). Предлоги. Praesens indicativi active глагола esse. Некоторые функции падежей.
  • Глаголы третьего спряжения
    Accusativus cum infinitivo. Некоторые функции падежей.
  • Второе склонение
    Существительные, прилагательные второго склонения. Притяжательные местоимения.
  • Praesens indicativi passivi.
    Активный и страдательный залог. Некоторые функции падежей. Образование префиксальных глаголов.
  • Perfectum indicativi passivi
    Причастие. Герундив. Личные местоимения.
  • Третье склонение существительных.
    Некоторые функции падежей.
  • Указательные местоимения.
    Инфинитив. Некоторые функции падежей.
  • Imperfectum indicativi activi et passivi.
    Отложительные и полуотложительные глаголы. Герундий. Некоторые функции падежей.
  • Третье склонение существительных.
    Ablativus absolutus.
  • Perfectum indicativi activi.
    Некоторые функции падежей.
  • Сослагательное наклонение.
    Praesens coniunctivi activi et passivi. Ut (ne) finale.
  • Прилагательные третьего склонения.
    Participium praesentis activi. Некоторые функции падежей.
  • Четвёртое склонение существительных.
    Plusquamperfectum indicativi activi et passivi. Nominativus cum infinitivo. Некоторые функции падежей.
  • Пятое склонение существительных.
    Plusquamperfectum coniunctivi activi et passivi. Некоторые функции падежей.
  • Функции падежей (обобщение).
    Степени сравнения прилагательных. Некоторые функции падежей. Ut и quod explicativum.
  • Конъюнктив в независимом предложении.
    Глагол fero. Некоторые функции падежей.
  • Будущее время.
    Глагол eo. Придаточные предложения причины.
  • Согласование времён.
    Косвенный вопрос.
  • Недостаточные глаголы.
    Придаточные предложения дополнительные. Придаточные предложения следствия. Придаточные определительные.
  • Числительные.
    Глаголы volo, nolo, malo.
  • Условные придаточные предложения.
    Косвенная речь.
  • Чтение авторов.
    Цицерон, Цезарь, Тит Ливий, Вергилий, Гораций, Овидий
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашняя работа
    Выполняется письменно и состоит из небольших грамматических и лексических упражнений, проверяющих усвоение материала семинаров. Направляется студентам по электронной почте. Студенты направляют ответ преподавателю также по электронной почте. Преподаватель дает обратную связь студентам на следующем семинаре, разбирая основные ошибки.
  • неблокирующий Проверочная работа (грамматика)
    Проверочная работа выполняется письменно в аудитории. Время проведения проверочной работы - 45 минут. Задания для проверочной работы разработаны на основе пройденного материала. Вариант проверочного задания один. Пользоваться материалами семинаров не разрешается, пользоваться словарем допустимо.
  • неблокирующий Лексический диктант
    Лексический диктант проводится в аудитории, выполняется письменно. Задания для лексического диктанта разработаны на основе пройденного материала. Пользоваться материалами семинаров не разрешается, пользоваться словарем допустимо. Время выполнение лексического диктанта – 15 минут.
  • неблокирующий Экзамен (2 модуль)
    Экзамен проводится письменно в аудитории. Во время подготовки ответов, студенту не разрешается пользоваться материалами семинаров, а также другими источниками, кроме словаря. Пользоваться словарем допустимо. Студент выполняет экзаменационное задания только по одному из вариантов.
  • неблокирующий Экзамен (4 модуль)
    Экзамен проводится письменно в аудитории. Во время подготовки ответов, студенту не разрешается пользоваться материалами семинаров, а также другими источниками, кроме словаря. Пользоваться словарем допустимо. Студент выполняет экзаменационное задания только по одному из вариантов.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.12 * Домашняя работа + 0.24 * Лексический диктант + 0.24 * Проверочная работа (грамматика) + 0.4 * Экзамен (2 модуль)
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.07 * Домашняя работа + 0.14 * Лексический диктант + 0.14 * Проверочная работа (грамматика) + 0.5 * Промежуточная аттестация (2 модуль) + 0.15 * Экзамен (2 модуль)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Подосинов А.А., Белов А.М. - Русско-латинский словарь - Издательство "ФЛИНТА" - 2011 - 368с. - ISBN: 978-5-9765-1303-7 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/3777
  • Подосинов А.В., Козлова Г.Г., Глухов А.А. - Латинско-русский словарь - Издательство "ФЛИНТА" - 2011 - 376с. - ISBN: 978-5-9765-1304-4 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/2643

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Латинский язык. Часть I. Теория и практика: Учебное пособие / Григорьев А.В., Романовская Г.А. - М.:Прометей, 2011. - 252 с. ISBN 978-5-4263-0057-6
  • Латинский язык. Часть II: Практика: Учебное пособие / Григорьев А.В., Романовская Г.А. - М.:Прометей, 2013. - 138 с. ISBN 978-5-7042-2489-1