• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2018/2019

Грамматика немецкого языка в синхронии и диахронии

Когда читается: 2-й курс, 1 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 46

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках курса прослеживается формирование грамматического строя (включая фонетические процессы, повлиявшие на становление морфологических парадигм), выявляются новейшие тенденции в развитии и функционировании грамматических явлений. Рассматривается материал не только немецкого литературного языка, но и отдельных диалектов. Также учитываются историко-культурные факторы, напрямую или косвенно влиявшие на формирование грамматического строя немецкого национального языка (политическая и конфессиональная раздробленность немецкоязычных земель и статус диалектов, нормализаторская деятельность языковых обществ, развитие классической литературы и т.д.). В результате работы в рамках настоящего курса студенты овладевают навыком критического анализа современных морфологических и синтаксических теорий в германистике, используя современные методы грамматического анализа. К целям курса относится также умение выявлять и анализировать отражение языковых процессов в памятниках немецкой словесноти VIII-XXI вв.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Основная цель дисциплины «Грамматика немецкого языка в синхронии и диахронии» состоит в изучении грамматического строя немецкого языка в разные периоды его истории, а также в усвоении знаний и компетенций, необходимых для изучения грамматики современного немецкого языка. Описание современной грамматической системы предполагает объяснение сложившихся закономерностей и многочисленных исключений из правил как результат исторического развития.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент изучает соотношение внешних и внутренних факторов в разитии языка.
  • Студент знакомится с критериями периодизации истории немецкого языка, получает общие сведения о традиционно выделяемых периодов древневерхненемецкого, средневерхненемецкого, нововерхненемецкого (включая ранненововерхненемецкий) языка.
  • Студент анализирует особенности словарного состава разных периодов истории немецкого языка; выделяет "слои" словарного состава, различающиеся по времени и происхождению
  • Студент анализирует два вида фонетических изменений в истории языка: изменение состава фонем языка и изменения в фонетическом облике морфем и слов
  • Студент получает сведения о специфике морфологических законов и их проявление в языке; анализирует влияние фонетических изменений на морфологические; осваивает законы аналогии.
  • Студент прослеживает развитие средств синтаксической связи и отдельные синтаксические конструкции в истории немецкого языка
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Связь истории языка с другими дисциплинами о языке и обществе.
    Внутренние и внешние факторы развития немецкого языка. Специфика периодизации немецкого языка и образования диалектных ареалов. История языка и история материальной и духовной культуры. Особенности политической истории Германии и других немецкоговорящих стран.
  • Особенности формирования немецкого этноса. Общая характеристика периодов развития немецкого языка.
    Общая характеристика периодов развития немецкого языка. Франки, бавары, алеманны и саксы в эпоху становления Франкского королевства и образование племенных герцогств: прото-древневерхненемецкий (VI - сер. VIII вв.) период. Империя Карла Великого и классические памятники древневерхненемецкого периода (IX в.). Образование Германского королевства и поздний период древневерхненемецкого языка (2-я пол. IX в. – сер. XI в.). Сложение немецкого этноса и формирование крупных диалектных ареалов; расцвет религиозной и светской рыцарской литературы в средневерхненемецкий период (2-я пол. XI в. – сер. XIV в.). Развитие жанров позднесредневековой словесности и гуманистической культуры в позднее Средневековье и Раннее Новое время: ранненововерхненемецкий язык (сер. XIV – сер. XVII вв.). Формирование немецкой нации и единой языковой нормы в XVI-XIX в. Немецкие нормативные грамматики и словари в XVI-XXI вв. Новейшие тенденции развития немецкого языка на фоне политической истории XX-XXI вв.
  • Формирование словарного состава.
    Волны иноязычных заимствований в истории немецкого языка: ранние и поздние заимствования из латинского языка, из французского и английского языков. Развитие основных словообразовательных моделей (деривация, словосложение). Влияние социокультурных и политических факторов на процессы заимствования иноязычной лексики и формирования новых слов. Проблема нормирования лексического узусы и языковой моды.
  • Формирование фонетического строя немецкого языка
    Характеристика фонемного состава древневерхне-, средневерхне- и нововерхненемецкого периодов. Основные фонетические изменения и процессы в истории немецкого языка (2-е передвижение и удлинение согласных; аблаут; дифтонгизация и монофтонгизация, умлаутизация и лабиализация/делабиализация гласных; просодические изменения в структуре слов и слогов).
  • Развитие морфологии немецкого языка
    Система спряжения сильных глаголов и ряды аблаута в древневерхненемецком языке и ее развитие. Система спряжения слабых глаголов и их развитие; глаголы с обратным умлаутом. Претерито-презентные и атематические глаголы. Изменения в парадигмах спряжения сильных и нерегулярных глаголов под воздействием умлаута. Система склонения имен существительных (по основам); особенности развития индуцирующих и неиндуцирующих основ и формирование сильного и слабого типов склонения; изменение системы именного склонения в средневерхненемецкий период и роль вторичного умлаута. Сильное и слабое склонение прилагательных в исторической перспективе; образование сравнительных степеней прилагательных и наречий. Особенности склонения личных и притяжательных местоимений.
  • Исторический синтаксис немецкого языка.
    Структура атрибутивно-субстантивной группы в истории немецкого языка; формирование принципа монофлексии в новонемецкий период. Семантические функции падежей; отмирание инструменталиса; специфика развития дательного и родительного падежей. Особенности глагольного и предложного управления. Виды отрицания и формирование принципа мононегации. Структура простого предложение и формирование глагольной рамки. Структура сложного предложения; развитие паратаксиса и гипотаксиса; особенности развития порядка слов в придаточных предложениях. Структура и стилистические особенности употребления сложных синтаксических периодов в прозаических текстах XIII-XX вв.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Доклад
    Устное сообщение по материалам обсуждаемых работ и собственного исследования. Тема для проведения исследования выбирается из предложенного перечня. Возможно сформулировать тему самостоятельно, в рамках пройденного материала и по согласованию с преподавателем. Длительность 7-10 минут. Источники подбираются студентом самостоятельно.
  • неблокирующий Домашнее задание
    Выполняется письменно и состоит из небольших заданий, проверяющих усвоение материала лекций и семинаров. Направляется студентам по электронной почте. Студенты направляют ответ преподавателю также по электронной почте. Источники подбираются студентом самостоятельно.
  • неблокирующий Эссе
    Письменная работа, которая требует привлечения текстов разных жанров в рамках рассмотрения той или иной теоретически значимой проблемы(темы) (объемом около 2.5 тыс. слов). Эссе выполняется студентом вне аудитории по одной из предложенных тем. Источники для раскрытия темы эссе подбираются студентом самостоятельно.
  • неблокирующий Экзамен (презентация)
    Экзамен проводится на русском языке и заключается в устной презентации итоговых работ (длительность 7-10 минут), которая включает перевод текстов различных эпох на современный немецкий и русский языки, а также фонетический и грамматический анализ языкового материала из текста.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.15 * Доклад + 0.15 * Домашнее задание + 0.3 * Экзамен (презентация) + 0.4 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Zifonun, G., & Gunkel, L. (2012). Deutsch im Sprachvergleich : Grammatische Kontraste und Konvergenzen. Berlin: De Gruyter. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=448081

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Fehringer, C. (2013). German Grammar in Context: Vol. Second Edition. Routledge.
  • Яковлева, Э. (2012). История Нормализаторской Деятельности Немецких Фонетистов (Новый Орфоэпический Словарь Немецкого Языка: Авторы Э.М. Крех, Э. Шток, У. Хиршфельд, Л.К. Андерс, 2009). ВЕСТНИК САМАРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА, (3.2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.14159767
  • Яковлюк Александр Николаевич, Катаева Светлана Владимировна, & Поляничко Мария Владимировна. (n.d.). Сравнительно-исторический метод исследования формирования национального немецкого языка в период XII-XVIII столетий. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fsravnitelno-istoricheskiy-metod-issledovaniya-formirovaniya-natsionalnogo-nemetskogo-yazyka-v-period-xii-xviii-stoletiy