• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2018/2019

История восточных цивилизаций

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Востоковедение)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 1-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения: Full time
Язык: русский
Кредиты: 7

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина входит в базовую часть блока дисциплин профессионального цикла. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: "Введение в востоковедение". Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: "История изучаемого региона", "Культурное развитие изучаемого региона". Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у обучающихся комплексного представления об основных этапах становления и развития восточных цивилизаций, знакомство с проблемами периодизации истории Азии и Африки.
  • Формирование у студентов устойчивых знаний истории Азии и Африки (в древности).
  • Овладение студентами навыками анализа социальных, экономических, политических, религиозных исторических процессов в Азии и Африке на основе источников и исследовательской литературы.
  • Развитие способности использовать знания истории и культуры стран региона для понимания социально значимых проблем современного мира.
  • Знакомство студентов с основными источниками и исследованиями по истории цивилизаций Азии и Африки.
  • Развитие у студентов навыков письменного и устного изложения исторического материала.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные этапы исторического развития восточных цивилизаций, ключевые даты, важнейшие персоналии, содержание базовые понятия по тематике курса.
  • Знает основной круг источников и литературы по курсу, выделять в них ключевую информацию.
  • Знает роль и место восточных цивилизаций в мировом историческом процессе.
  • Знает закономерности исторических процессов, их особенности и специфику в восточных цивилизациях.
  • Знает основные положения теоретических концепций современного востоковедения и способы их применения к изучению стран Востока.
  • Владеет методикой исторического анализа.
  • Владеет навыками научно-исследовательского характера; навыками и инструментами поиска информации и ее интерпретации.
  • Владеет основами применения компьютерной техники и информационных технологий.
  • Владеет приемами ведения дискуссий и методами убеждения.
  • Умеет охарактеризовать важнейшие черты политического, экономического, социального и культурного развития различных восточных цивилизаций.
  • Умеет излагать устно и письменно (в форме эссе, реферата и на письменных аттестациях) базовые знания по курсу и собственное мнение по его основным проблемам.
  • Умеет выявлять причинно-следственную связь между событиями, происходившими в изучаемом регионе и явлениями всемирной истории.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Современные теории цивилизаций (лекция - Е.И.Зеленев, семинар – А.М.Иванова)
    Задача раздела – изучить базовые понятия, связанные с цивилизационным методом исторического исследования. Рассматривается понятие «цивилизация»: денотат, генезис понятия, разнообразие его современного смыслового наполнения, анализируется роль и место цивилизационного подхода в современном обществознании. В теории цивилизаций выделяются два основных направления: глобальный и локальный подходы. В рамках лекции и семинара изучаются концепции культурно-исторических типов Н.Данилевского, классификационная концепция цивилизаций А.Тойнби, концепция глобального развития цивилизаций С. Хантингтона, геокультуная концепция Л.И.Мечникова, «финальная» концепция О.Шпенглера, мирносистемная концепция в интерпретации Ф.Броделя, И.Валлерстайна, К. Чейз-Данна, теория «среднего уровня» и др. Выделяются базовые признаки цивилизации у древних народов: рост городов и сложение государственности; санкционированный государством набор базовых ценностей, закрепленных в письменных памятниках и архетипах культуры; наличие нормативных обрядовых и поведенческих стандартов, влияющих на общественную жизнь; развитое ремесленное производство, как правило, отделенное от сельского хозяйства. Отдельное внимание уделено пониманию соотношения понятий цивилизация, культура и общество. Рассматриваются базовые понятия теории цивилизации: культурное ядро, духовный стержень, ценности цивилизации, понятие «глокализации» и др. Основная цель данного раздела курса – формирование у слушателей собственного понимания понятия «цивилизация».
  • Раздел 2. Цивилизации Ближнего Востока в древности (С.А.Французов).
    Раздел курса имеет целью дать студентам общее представление о двух величайших цивилизациях, сформировавшихся на Ближнем Востоке в эпоху древности: древнеегипетской и месопотамской, причем в обоих случаях акцент делается на характерных для них оригинальных системах идеографически-слоговой письменности – подлинной «душе» каждой из этих цивилизаций. Цивилизация Сиро-Палестинского региона конца II – середины I тысячелетия до н.э., давшая миру монотеизм в форме первой авраамической религии, тоже включена в данный блок. Половина всех его лекций и семинаров посвящена южноаравийской цивилизации, существовавшей на территории Йемена и прилегающих районов, таких как Наджранских оазис и Дофар, с начала I тысячелетия до н.э. по середину I тысячелетия н.э. Это оправдано, во-первых, тем, что познакомится с ней вне пределов данного курса у студентов практически нет возможности, поскольку важнейшие открытия в области ее изучения были сделаны в последние десятилетия, а, во-вторых, что ее достижения стали одной из основ, на которых сформировался ислам. В рамках выделенных трех лекций планируется рассмотреть зарождение самобытной цивилизации на юге Аравийского полуострова на основе паводкового орошения, формирование там городов-государств и территориальных государств, ее вовлеченность в международную торговлю благовониями и пряностями, сначала сухопутную, а затем и морскую, особенности местной консонантной алфавитной письменности и религии, борьбу за гегемонию в Йемене в первые три столетия нашей эры и его объединение Химьяритским царством, переход последнего к монотеизму – неталмудическому иудаизму, закат и гибель южноаравийской цивилизации. Предлагаемый блок строится на органичном сочетании формационного и цивилизационного подходов к материалу, а именно на разработанных И.М. Дьяконовым и В.А. Якобсоном и получивших международное признание концепциях древней формации (древнего общинно-гражданского общества) и цивилизации как культуры текстов, использующей самобытную систему письма. Раздел призван выработать у студентов понятие о Древнем Ближнем Востоке как о фундаменте современной цивилизации. Изложение умозаключений и выводов подкрепляется фактическим материалом, из которого предполагается отобрать наиболее яркие конкретные примеры.
  • Раздел 3. Цивилизации Центральной Азии (А.К.Алексеев)
    Данный раздел направлен на формирование у обучающегося компетенций по отдельным ключевым моментам политической, социально-экономической истории и истории культуры региона Центральной Азии. Обширность и этническая пестрота региона, на протяжении тысячелетий служившего своеобразным мостом между Востоком и Западом, цивилизациями Дальнего Востока и Южной Азии и Передней Азии, и, шире, европейской цивилизации и восточных цивилизаций, обуславливает широкие хронологические и тематические рамки курса, охватывающего сюжеты сложения этнолингвистической картины современной ЦА, симбиоза оседлых и кочевнических культур, религий, бытовавших и существующих на территории региона в настоящее время, аспектов культурной (в широком смысле) жизни населения. Обучающиеся будут иметь возможность познакомиться с основными памятниками духовного и материального наследия.
  • Раздел 4. Тюркская цивилизация (А.В.Образцов)
    Раздел посвящен происхождению, древней и раннесредневековой истории кочевых прототюркских и тюркских народов Великой Степи Евразии (от Амура до Дуная). Основное внимание уделяется возникновению и истории первых кочевых империй: Тюркского каганата (6-8 вв.), Уйгурского каганата (8-9 вв.), начального этапа истории Кыргызского каганата (6-нач. 13 вв.) и Государства Кочо (9-13 вв.). История государственности у кочевников рассматривается в связи с историей соседей – Китая, Ирана, Византии и, отчасти, Руси. Рассматриваются основные параметры этносоциальной структуры кочевого мира. Военная организация – «народ-войско». Тюркская государственность породила специфические формы религиозных верований и письменной культуры. Во многом это была синкретическая культура, порожденная взаимовлиянием идей шаманизма, манихейства, буддизма и христианства. Хронологически раздел охватывает период от 1-го тыс. до н.э. до государства Караханидов (9-10вв.) и Газневидов (10-12 вв.) – первых тюрко-мусульманских государств. Во втором разделе рассматриваются вопросы первых контактов тюрков с исламом (миссионерская деятельность при халифе Хишаме (8 в.), тюрко-мусульманские общины в волжской и камской Булгарии). Особенности исламизации тюркских народов, первые памятники тюрко-мусульманской культуры, влияние суфизма: Юсуф Баласагунский, Махмуд Кашгарский, Ахмад Ясеви и др. Формирование тюркских литературных языков в рамках исламского культурного ареала. Повышение статуса тюркских языков. Роль тюрков в распространении ислама. Газневидские завоевания в Индии. Государство Гуридов. Государство Хорезмшахов.
  • Раздел 5. Древнеиндийская цивилизация (М.А.Солощева)
    Древнеиндийская цивилизация до I в.н.э.: государственная и социально-экономическая структура общества. Касты. Политическая структура. Быт и нравы. Религия и философия Древней Индии. Ортодоксальные и не ортодоксальные школы индийской философии. Индуизм. Предпосылки появления альтернативных религиозно-философских течений. Возникновение буддизма. Жизнь и деятельность Сиддхартхи Гаутамы. Основы буддийской философии и распространение буддизма в Индии. Историко-культурные связи Индии с античным миром, странами Центральной и Средней Азии, Дальнего Востока.
  • Раздел 6. Китайская цивилизация (Н.А.Вуль)
    Древнейшие люди на территории Китая и проблема их происхождения. Палеолитические стоянки. Андерсон и раскопки неолитических стоянок. Культура крашеной керамики Яншао. Неолитические культуры Юго-Восточного Китая. «Миграция» неолитических культур с юга на север. Неолитическая культура Луншань. Слияние культур Луншань и Яншао. Проблема происхождения китайской цивилизации. Понятие «бронзового века». Бронзовая культура Эрлитоу. Культура Эрлиган. Проблема происхождение династии Ся. Отождествление династии Ся с культурой Эрлитоу, а ранней эпохи Шан с культурой Эрлиган. Государство Шан-Инь. Аньянский очаг урбанистической цивилизации и его датировка. Традиционная китайская историография о первых государствах региона. Артефакты Шан и их связь с находками периода позднего неолита. Городище Паньлунчэн как вероятный форпост раннешанского царства. Культуры на территории Китая, существовавшие параллельно династии Шан – (Учэнская культура в Цзянси, культура Саньсиндуй в Сычуани). Первые китайские письменные памятники и их содержание. Шанские погребения как источник информации и отличия шанской цивилизации от предшествующих культур: начало использования лошадей в качестве тягловых животных, колесо, колесницы и человеческие жертвоприношения. Проблема цивилизационного скачка. Жизнь и быт в эпоху Шан. Строительство домов и дворцов. Сельское хозяйство в шанскую эпоху и сельскохозяйственные культуры того времени. Шелководство. Домашние животные. Собирательство и охота. Земледелие и ручной труд. Ремесло в шанскую эпоху. Исследования шанских мастерских (керамических, камнерезных, бронзолитейных и т.д.). Система административного управления Шанского царства. Деление мира на три зоны (зона царя, зона вассалов, зона варваров). Особенности административного управления каждой из зон. Организация общественных работ в Шанскую эпоху. Правление Чжоу Синя и крах Шанской династии. Проблема локализации домена Чжоу. Мятеж Вэнь-вана и победа У-вана. Основание династии Чжоу. Слияние культур Шан и Чжоу. Ранний период династрии Чжоу. Исторические источники. «Книга песен» («Шицзин») и «Книга историй» («Шу цзин»). Деятельность Чжоу-гуна. Нашествие кочевых племен цюаньжунов, сожжение чжоуской столицы Цзунчжоу. Пин-ван и перенос столицы в Лоян. Начало эпохи Восточного Чжоу.
  • Раздел 7. Древние цивилизации Юго-Восточной Азии (Н.В.Григорьева)
    Раздел курса посвящен первым цивилизациям на континентальных и островных территориях Юго-Восточной Азии, материальные свидетельства которых сохранились до наших дней в монументальных памятниках, каменной скульптуре или предметах искусства, выполненных из бронзы. Наиболее подробно будут рассмотрены цивилизации, характерные для следующих культурных и государственных образований: 1. Народы юэ («сто юэ», миграции юэ, основные особенности культуры). 2. Первые государства континентальной Юго-Восточной Азии: Ангкорская империя, государство Тямпа, Паганское царство, Аютия. 3. Государства Малайского архипелага: Малайское царство Шривиджайя. Государство Матарам и эпоха великих строителей храмов.
  • Раздел 8. Корейская цивилизация (Ли Сан Юн).
    Задача раздела – дать слушателям общее представление об истории Кореи, начиная с мифологического основания первого государственного образования Древний Чосон вплоть до начала XX в. Основное внимание уделено пониманию причинно-следственных взаимосвязей разных этапов развития в контексте общего исторического процесса в регионе, выявлению основных характеристик каждого этапа и его особенностей. В качестве отдельного блока представлена область основных религиозных и социальных институтов Кореи - конфуцианство, буддизм, христианство. Их структурообразующая роль в формировании облика традиционной и современной Кореи, а также их место и значение в истории Кореи является одной их важных тем для системного понимания базовых принципов организации корейского общества.
  • Раздел 9. Японская цивилизация (О.В.Климова)
    В задачу данного раздела входит ознакомление студентов с доисторическим и протоисторическим этапом развития Японии, генезисом японской цивилизации, вопросами ее происхождения и становления, а также с источниками о данных исторических эпохах. Учащиеся знакомятся с трактовками основных исторических проблем ранней истории данного региона, общими принципами и закономерностями возникновения, формирования и становления японской цивилизации, спецификой начального этапа развития культуры региона, вырабатывают навыки исторического анализа. Раздел служит основой для дальнейшего углубленного изучения исторических, политических и культурных процессов, происходивших на Дальнем Востоке. Блок лекций строится на основе современных работ отечественных и зарубежных исследователей, посвященных раннему этапу существования дальневосточных цивилизаций. Фактологический материал сопровождается комментарием и конкретными примерами.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Реферат
    Реферат представляет собой изложение содержания одной или нескольких монографий или научных статей по проблематике курса. В реферате студент должен продемонстрировать умение логично и последовательно излагать содержание реферируемых научных работ, выявлять и формулировать главные идеи реферируемого материала, авторские концепции, обобщать изученный материал, академически корректно цитировать чужой текст, составлять библиографическое описание реферируемого материала в соответствии с ГОСТом. Библиографическое описание статьи (статей) или раздела (разделов) монографии по теме курса дается в начале реферата. В обязательном порядке выделяются и снабжаются отдельными заголовками все относительно самостоятельные в смысловом и композиционном отношении фрагменты реферируемого текста; на каждый такой фрагмент дается ссылка с указанием страниц оригинала.
  • неблокирующий Доклад
    Студенты записываются на доклады заранее на определенные даты и доклад должен быть представлен на соответствующем семинаре. В случае пропуска семинара по уважительной причине (преподаватель получает уведомление из Учебного офиса), на котором студент должен представить доклад, дата выступления с докладом согласуется с преподавателем или куратором курса. Также студенту может быть предложено выполнить другое задание или сдать доклад в письменном виде, чтобы получить оценку по данному типу контроля. При отсутствии уважительной причины студент получает «0» по данному типу контроля. Доклад начинается с представления аудитории названия, плана, целей и задач выступления, и завершается выводами и перечнем источников и исследований, использованных при его подготовке.
  • неблокирующий Экзамен
    Письменный экзамен, 90 минут, оценка результатов контроля в течение 3 рабочих дней. Курс "История Восточных Цивилизаций" также предусматривает возможность получения итоговой оценки на основании оценок за текущий контроль (т.е. без учета оценки за экзамен) для тех студентов, которые выразят свое согласие с таким способом оценивания по дисциплине. В таком случае формула итоговой оценки выглядит следующим образом: 0.5 * Работа на семинаре + 0.5 * Реферат
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.25 * Доклад + 0.25 * Реферат + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Концепции современного востоковедения : монография / Е. И. Зеленев, В. Б. Касевич. — Санкт-Петербург : КАРО, 2013. — 464 с. - ISBN 978-5-9925-0864-2. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1049002

Рекомендуемая дополнительная литература

  • АЛАЕВ Л.Б. (2012). Две Новейшие Концепции Истории Востока И Мира (О.Е.Непомнин Versus Л.С.Васильев). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.139C0D4B