• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2018/2019

Введение в языкознание

Когда читается: 2-й курс, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Байда Кира Александровна, Баранова Влада Вячеславовна, Бондарко Николай Александрович, Герасимов Дмитрий Валентинович, Князев Михаил Юрьевич, Шерстинова Татьяна Юрьевна
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 56

Программа дисциплины

Аннотация

В ходе курса "Введение в языкознание" студенты формируют отношение к языку как сложному механизму, функционирование которого обусловленo как конструктивными, так и когнитивными факторами. В задачи курса входит освоение следующих фундаментальных для дальнейшей программы элементов филологической специальности: пользование дескриптивным аппаратом, в параметрах которого осуществляется научное описание языка; формирование первичного понятия об основных компонентах строения языка и категориях его функционирования в обществе; изучение более специальных проблем, связанных с теоретической лингвистикой и знаковым изучением культуры. Вторая половина курса посвящена проблемам лексикологии, семантики, прагматики и обзору вопросов специальных дисциплин языковедческого цикла.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление с основами теоретического подхода к языку и с понятийным и техническим аппаратом лингвистики.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Излагает круг вопросов лексической семантики, дает определения лексическим и лексигографическим аспектам языка, анализирует семантическую структуру лексических единиц
  • Анализирует текст в прагматических аспектах, перечисляет основные категории языковой прагматики
  • Демонстрирует понимание сути этнолингвистических проблем, приводит и анализирует примеры
  • Анализирует и интерпретирует речевые явления в социолингвистических категориях
  • Воспроизводит факторы языкового разнообразия, перечисляет методы лингвистической типологии
  • Анализирует особенности детской речи в свете проблемы генезиса языковых компетенций и характеризует методику коррекции и обучения языковым нормам в различных социокультурных условиях
  • Воспроизводит особенности психолингвических исследований, приводит примеры языковых нарушений и указывает на их нейрофизиологическую природу
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Лексическая семантика
    Лексика и лексическое значение. Классификация лексических единиц. Синонимия, антонимия и другие лексические связи. Семантические поля и семантические сети. Проблемы лексикографии. Исторические изменения в значении слов.
  • Прагматика
    Высказывание и контекст. Двусмысленность и интерпретация. Импликатура и пресуппозиция. Постулаты Грайса. Речевые акты. Информационная структура.
  • Супрасегментные явления
    Просодические явления и методы их изучения. Ударение. Типы ударений. Тон и интонация.
  • Этнолингвистика
    Язык и культура. Антропологические подходы к языку. Проблемы категоризации и концептуализации. Роль языка в формировании культуры.
  • Социолингвистика
    Язык и общество. Понятие языковой нормы. Язык и идентичность. Социолингвистические переменные: этничность, гендер, вероисповедание, социальный статус. Диалект, социолект, речевое сообщество. Переключение кода. Двуязычие, многоязычие. Языковая политика.
  • Лингвистическая типология
    Подходы к языковому многообразию. Методы оценки языкового многообразия. Фонетическое многообразие. Морфологическое разнообразие. Синтаксическая типология. Лексическая типология.
  • Освоение языка
    Подходы к изучению детской речи. Основные направления в исследовании детской речи. Этапы детского речевого развития. Общие тенденции и индивидуальные стратегии в освоении речи. Роль взаимодействия в освоении речи. Особенности освоения родного языка и обучения языку как иностранному.
  • Психо- и нейролингвистика
    Экспериментальные подходы к изучению языка. Психологические особенности речевых процессов. Языковые ошибки и языковые нарушения. Язык и мозг.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа
    Выполняется письменно в компьютерном классе. Задания для контрольной работы разработаны на основе пройденного материала. Время выполнения – 80 минут. Во время написания работы пользоваться источниками запрещается.
  • неблокирующий Домашнее задание
    Выполняется письменно, не разбивается на варианты и состоит из небольших упражнений, проверяющих усвоение материала лекций и семинаров. Направляется студентам по электронной почте в течение модуля. Студенты направляют ответ преподавателю также по электронной почте. Преподаватель дает обратную связь студентам на следующем семинаре, разбирая основные ошибки.
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа предполагает выступление студентов с устными ответами, участие в дискуссии, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий. Каждое семинарское занятие предполагает выполнение заданий и ответы на вопросы, составленные на основе лекционных занятий.
  • неблокирующий Экзамен
    Проводится письменно в аудитории по вариантам и состоит нескольких заданий. Задания к экзамену разработаны на основе пройденного материала. На экзамене не разрешается пользоваться никакими источниками.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.08 * Аудиторная работа + 0.32 * Домашнее задание + 0.4 * Контрольная работа + 0.2 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Bouissac, P. (2010). Saussure: A Guide For The Perplexed. London: Continuum. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=344269
  • Макерова, С. (2013). «Лингвистика» – «Грамматика» – «Лингвистика (Грамматика) Текста»: Содержание И Корреляция Понятий. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.9CBE8C2F

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Davies, A., & Elder, C. (2004). The Handbook of Applied Linguistics. Malden, MA: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=108713
  • Куликова И.С., Салмина Д.В. - ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ В 2 Т. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2016 - 705с. - ISBN: 978-5-9916-6455-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/vvedenie-v-yazykoznanie-v-2-t-389011