Бакалавриат
2018/2019
Введение в языкознание
Кто читает:
Департамент филологии
Когда читается:
2-й курс, 2 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Байда Кира Александровна,
Баранова Влада Вячеславовна,
Бондарко Николай Александрович,
Герасимов Дмитрий Валентинович,
Князев Михаил Юрьевич,
Шерстинова Татьяна Юрьевна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
56
Программа дисциплины
Аннотация
В ходе курса "Введение в языкознание" студенты формируют отношение к языку как сложному механизму, функционирование которого обусловленo как конструктивными, так и когнитивными факторами. В задачи курса входит освоение следующих фундаментальных для дальнейшей программы элементов филологической специальности: пользование дескриптивным аппаратом, в параметрах которого осуществляется научное описание языка; формирование первичного понятия об основных компонентах строения языка и категориях его функционирования в обществе; изучение более специальных проблем, связанных с теоретической лингвистикой и знаковым изучением культуры. Вторая половина курса посвящена проблемам лексикологии, семантики, прагматики и обзору вопросов специальных дисциплин языковедческого цикла.
Цель освоения дисциплины
- Ознакомление с основами теоретического подхода к языку и с понятийным и техническим аппаратом лингвистики.
Планируемые результаты обучения
- Излагает круг вопросов лексической семантики, дает определения лексическим и лексигографическим аспектам языка, анализирует семантическую структуру лексических единиц
- Анализирует текст в прагматических аспектах, перечисляет основные категории языковой прагматики
- Демонстрирует понимание сути этнолингвистических проблем, приводит и анализирует примеры
- Анализирует и интерпретирует речевые явления в социолингвистических категориях
- Воспроизводит факторы языкового разнообразия, перечисляет методы лингвистической типологии
- Анализирует особенности детской речи в свете проблемы генезиса языковых компетенций и характеризует методику коррекции и обучения языковым нормам в различных социокультурных условиях
- Воспроизводит особенности психолингвических исследований, приводит примеры языковых нарушений и указывает на их нейрофизиологическую природу
Содержание учебной дисциплины
- Лексическая семантикаЛексика и лексическое значение. Классификация лексических единиц. Синонимия, антонимия и другие лексические связи. Семантические поля и семантические сети. Проблемы лексикографии. Исторические изменения в значении слов.
- ПрагматикаВысказывание и контекст. Двусмысленность и интерпретация. Импликатура и пресуппозиция. Постулаты Грайса. Речевые акты. Информационная структура.
- Супрасегментные явленияПросодические явления и методы их изучения. Ударение. Типы ударений. Тон и интонация.
- ЭтнолингвистикаЯзык и культура. Антропологические подходы к языку. Проблемы категоризации и концептуализации. Роль языка в формировании культуры.
- СоциолингвистикаЯзык и общество. Понятие языковой нормы. Язык и идентичность. Социолингвистические переменные: этничность, гендер, вероисповедание, социальный статус. Диалект, социолект, речевое сообщество. Переключение кода. Двуязычие, многоязычие. Языковая политика.
- Лингвистическая типологияПодходы к языковому многообразию. Методы оценки языкового многообразия. Фонетическое многообразие. Морфологическое разнообразие. Синтаксическая типология. Лексическая типология.
- Освоение языкаПодходы к изучению детской речи. Основные направления в исследовании детской речи. Этапы детского речевого развития. Общие тенденции и индивидуальные стратегии в освоении речи. Роль взаимодействия в освоении речи. Особенности освоения родного языка и обучения языку как иностранному.
- Психо- и нейролингвистикаЭкспериментальные подходы к изучению языка. Психологические особенности речевых процессов. Языковые ошибки и языковые нарушения. Язык и мозг.
Элементы контроля
- Контрольная работаВыполняется письменно в компьютерном классе. Задания для контрольной работы разработаны на основе пройденного материала. Время выполнения – 80 минут. Во время написания работы пользоваться источниками запрещается.
- Домашнее заданиеВыполняется письменно, не разбивается на варианты и состоит из небольших упражнений, проверяющих усвоение материала лекций и семинаров. Направляется студентам по электронной почте в течение модуля. Студенты направляют ответ преподавателю также по электронной почте. Преподаватель дает обратную связь студентам на следующем семинаре, разбирая основные ошибки.
- Аудиторная работаАудиторная работа предполагает выступление студентов с устными ответами, участие в дискуссии, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий. Каждое семинарское занятие предполагает выполнение заданий и ответы на вопросы, составленные на основе лекционных занятий.
- ЭкзаменПроводится письменно в аудитории по вариантам и состоит нескольких заданий. Задания к экзамену разработаны на основе пройденного материала. На экзамене не разрешается пользоваться никакими источниками.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.08 * Аудиторная работа + 0.32 * Домашнее задание + 0.4 * Контрольная работа + 0.2 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Bouissac, P. (2010). Saussure: A Guide For The Perplexed. London: Continuum. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=344269
- Макерова, С. (2013). «Лингвистика» – «Грамматика» – «Лингвистика (Грамматика) Текста»: Содержание И Корреляция Понятий. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.9CBE8C2F
Рекомендуемая дополнительная литература
- Davies, A., & Elder, C. (2004). The Handbook of Applied Linguistics. Malden, MA: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=108713
- Куликова И.С., Салмина Д.В. - ВВЕДЕНИЕ В ЯЗЫКОЗНАНИЕ В 2 Т. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2016 - 705с. - ISBN: 978-5-9916-6455-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/vvedenie-v-yazykoznanie-v-2-t-389011