• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2018/2019

Экономическая модернизация в исторической перспективе

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс по выбору (Политология и мировая политика)
Направление: 41.03.04. Политология
Когда читается: 3-й курс, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

Основная идея курса – представить экономику с точки зрения исторического подхода, который набирает в последнее время все большую и большую популярность. Процессы экономического развития рассматриваются с точки зрения исторической перспективы, обсуждаются причины экономического подъема в мире, начиная с раннего Нового Времени. Среди центральных тем дисциплины – причины богатства и бедности наций, истоки инновационного развития, исторический подход в экономике, институциональная теория в критической перспективе, экономический либерализм в исторической перспективе, рост мирового неравенства, взаимосвязь экономики и демографии, экологии, географии.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: Основные теоретические подходы, объясняющие экономическую модернизацию, начиная с Нового Времени ;
  • уметь анализировать исторический контекст экономических преобразований; понимать причины мирового неравенства, технологического отставания, естественные преимущества и недостатки разных стран;
  • иметь наличие представлений: об авторах исторического институционализма; об основных тенденциях экономического и политического развития в мире в последние 200-300 лет; о лучших практиках проведения историко-экономических исследований.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент использует данные социологических и политико-экономических исследований - демонстрирует понимание роли экономических факторов политической жизни - оценивает соотношение экономических и социальных факторов в политических процессах в исторической перспективе
  • Студент владеет навыками публичной и письменной аргументации, анализа и интерпретации
  • Студент демонстрирует навыки критического и продуктивного мышления, логически и ясно выстраивает собственные устные выступления, аргументировано представляет свою позицию в рамках обсуждений на семинарских занятиях.
  • Студент дает определение ключевым понятиям, используемым в курсе - воспроизводит аргументы, используемые в рамках различных подходов и концепций - распознает корректную и некорректную аргументацию - использует приемы корректной аргументации, обоснования и развития собственной позиции - демонстрирует способность формулировать и отстаивать определенные точки зрения
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Взаимосвязь экономического роста и демографии
    Связь демографии и экономики. «Демография – царица общественных наук». Основные демографические показатели. Причины демографического роста. «Мальтузианский» и «постмальтузианский» периоды в истории.
  • Инновационное развитие в Европе: истоки и причины.
    Развитие технологий в исторической перспективе. Причины роста и замедления инноваций в истории. Что такое инновационное развитие? Почему Европа стала лидером инновационного развития, а другие регионы остановились?
  • Экономический рост: истоки и причины.
    Часть 1. Почему Европа? Причины и истоки экономического подъема Европы. Сравнение различных концепций, предлагающих свои видения причин. Сравнение Европы с другими регионами. Торговая революция. Промышленная революция. 19 век как «золотой век» европейского могущества. Теория модернизации в исторической перспективе. Часть 2. Роль институтов. Неоинституциональная теория: основные достижения и критика. Роль институтов в истории и их влияние на экономический рост. Сравнение Англии и Испании. Концепция Аджемоглу и Робинсона: эффект колеи; экстрактивные и инклюзивные институты. Исторический выбор институтов.
  • Экономический рост: критика неолиберализма.
    Критика неолиберальной экономической теории и политики. Протекционизм и свободная торговля в истории. Глобальное разделение труда и дохода. Угрозы экономическому росту.
  • Экономический рост и экология.
    Экологические истоки экономического роста. Экологические резервы для индустриализации. Экологическое равновесие в исторической перспективе. Что такое устойчивое развитие?
  • Экономический рост и источники энергии.
    Социальные и политические эффекты перехода на энергетику угля и нефти. Нефть как самый дешевый и доступный источник энергии. Влияние нефти на становление экономической науки, внешней политики.
  • Неравенство в современном мире.
    Концепция Т.Пикетти. исторический подход и отличия его концепции. Рост ВВП и роста дохода. Неравенство в истории: сравнение 19, 20 и 21 века. Причины роста неравенства с конца 20 века.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий работа на семинарах
    Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских и практических занятиях: посещаемость, активность работы студентов на семинарах, их самостоятельную подготовку. Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость.
  • неблокирующий доклад
    На первом занятии студенты выбирают тему для коллективного доклада (обычно 2-3 человека) по одной из тем курса. Доклад должен готовиться как презентация в PowerPoint, по заданной литературе. Доклад должен длиться не более 15 минут. Это означает, что студентам не стоит готовить более, чем 8 слайдов. Рекомендуемая структура доклада: Слайд 1: титульный Слайд 2: коротко про автора и его основные книги Слайд 3-4: коротко про идеи автора в заданном отрывке Слайды 5-6: сильные и слабые стороны идей автора Слайд 7: что (не) понравилось/убедило в данной литературе Слайд 8: предложения вопросов для обсуждения
  • неблокирующий Эссе
    Структура эссе 1. Введение - суть и обоснование данной темы, состоит из ряда компонентов, связанных логически и стилистически. На этом этапе очень важно правильно сформулировать вопрос, на который вы собираетесь найти ответ в ходе своего исследования. Рекомендуем также сформулировать основной аргумент (тезис), который планируется раскрывать и обосновывать в рамках эссе по данному курсу. 2.Основная часть - теоретические основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса. Данная часть предполагает развитие аргументации и анализа, а также обоснование их, исходя из имеющихся данных, других аргументов и позиций по этому вопросу. В этом заключается основное содержание эссе и это представляет собой главную трудность. Поэтому важное значение имеют подзаголовки, на основе которых осуществляется структурирование аргументации; именно здесь необходимо обосновать (логически, используя данные или строгие рассуждения) предлагаемую аргументацию/анализ. Там, где это необходимо, в качестве аналитического инструмента можно использовать графики, диаграммы и таблицы. В зависимости от поставленного вопроса анализ проводится на основе следующих категорий: Причина - следствие, общее - особенное, форма - содержание, часть - целое, постоянство - изменчивость. В процессе построения эссе необходимо помнить, что один параграф должен содержать только одно утверждение и соответствующее доказательство, подкрепленное графическим и иллюстративным материалом. Как вариант эссе по данному курсу допустим «критический подход», в рамках которого студент развивает выбранный аргумент, выдвигая ряд тезисов «за» и ряд тезисов «против», далее взвешенно рассматривает сильные и слабые стороны каждого из этих тезисов и в итоге делает обоснованное заключение в пользу одной из позиций. 3. Заключение - обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения и т.д. Подытоживает эссе или еще раз вносит пояснения, подкрепляет смысл и значение изложенного в основной части. Методы, рекомендуемые для составления заключения: повторение, иллюстрация, цитата, впечатляющее утверждение. Заключение может содержать такой очень важный, дополняющий эссе элемент, как указание на применение исследования.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * доклад + 0.5 * работа на семинарах + 0.3 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Acemoglu, D., & Robinson, J. A. (2012). Why Nations Fail : The Origins of Power, Prosperity and Poverty (Vol. [International version]). New York: Profile Books. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1478395
  • Easterly, W., & Levine, R. (2003). Tropics, germs, and crops: how endowments influence economic development. Journal of Monetary Economics, (1), 3. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.eee.moneco.v50y2003i1p3.39
  • Michael L. Ross. (2013). The Oil Curse: How Petroleum Wealth Shapes the Development of Nations. Princeton University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.b.pup.pbooks.9686
  • Mokyr, J. (1992). The Lever of Riches: Technological Creativity and Economic Progress. Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.b.oxp.obooks.9780195074772
  • Piketty, T. (2015). About capital in the twenty-first century. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.A458330
  • Страгис Ю. П. - ИСТОРИЯ ЭКОНОМИКИ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 2-е изд., испр. и доп. Учебник для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 177с. - ISBN: 978-5-534-04820-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-ekonomiki-v-2-ch-chast-1-438844

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Radkau, J. (2014). The Age of Ecology. Cambridge: Polity. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=755914
  • Reinert, E. S. (2009). Power and plenty: trade, war, and the world economy in the second millennium. . By Findlay Ronald and O’Rourke Kevin H.. Princeton, NJ: Princeton University Press, 2007. Pp. xxvi + 619. Hardback £28.95, ISBN 978-0-691-11854-3; paperback £20.95, ISBN 978-0-691-14327-9. Journal of Global History, (03), 512. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.cup.jglhis.v4y2009i03p512.514.99