• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2018/2019

Семиотика искусств стран Востока

Статус: Курс по выбору (Востоковедение)
Направление: 58.03.01. Востоковедение и африканистика
Когда читается: 3-й курс, 1 модуль
Формат изучения: Full time
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

По результатам прохождения курса студент должен обладать знаниями в области основ семиотики искусств: выработать и развивать умение использовать семиотический подход для изучения различных культурных памятников стран Востока; способствовать развитию умений проводить анализ историко-культурного развития различных регионов и стран.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать представления о семиотике и ее месте среди других гуманитарных наук.
  • Сформировать представление о семиотике искусств и ее связях с сакрально-религиозными представлениями народов Азии.
  • Сформировать представление о многообразии и особенностях эстетических взглядов народов Востока и их влиянии на развитие изобразительных искусств.
  • Выработать и развить способность понимания знаковой системы изобразительных искусств стран Востока; развить способность раскрытия значений образного ряда в произведениях искусства, а также процессов их трансформации и эволюции.
  • Развить способность использовать знания об особенностях знаковой системы искусств стран Востока в профессиональной и исследовательской деятельности; выработать навыки анализа произведений мирового искусства.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает историю теоретического становления семиотики как науки; понимает основной смысл наиболее авторитетных концепций; получил навыки применения семиотического подхода на практике анализа конкретных произведений искусства стран Востока.
  • Умеет разбираться в литературе по семиотике искусств, распознавать особенности образного рядя в памятниках искусства Востока; понимает и критически оценивает возможности семиотического подхода.
  • Имеет навыки (приобрел опыт) использования знания о памятниках мирового искусства в практике межкультурной коммуникации; корректного применения понятийного аппарата искусствоведческих исследований в сфере изучения культурных, религиозных и социальных традиций и при анализе памятников искусства стран Востока.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Семиотика как научная дисциплина.
    Семиотика как научная дисциплина. Семиотические школы и направления. Иконология. Проблема языка искусства. Знак в искусстве: проблема формы и особенности его социально-коммуникативной функции. Проблема классификации знаков в изобразительном искусстве стран Востока. Специфика художественного материала и приемы его исследования: «многослойность» смысловой и художественной структуры произведения искусства, семантические напластования.
  • Миф как предмет семиотического анализа.
    Структура семиотического пространства мифа в памятниках искусства. Концепция культурного архетипа. Эстетическое мышление и эстетическое переживание в формировании мифологических образов. Механизмы семиотической трансляции мифологического означающего (формы и смысла) с изобразительных искусствах стран Востока. «Архетипическая матрица» в искусстве стран Востока; семантика традиционного орнамента.
  • Картина мира в архитектуре стран Востока.
    Что такое архитектурная семиотика. Архитектура в языковой картине мира, метафоричность архитектурного языка. Вопросы изучения языка архитектуры: Ч. Пирс, Ф. де Соссюр, Р. Де Фуско, М. Скальвани, У. Эко, А. Ричардс, Т. Хансен, Ч. Дженкс. Значения окружающей пространственной среды и их историко-культурные трансформации; символика наружного и внутреннего в архитектурных традициях разных восточных регионов; восприятие открытого и закрытого архитектурного пространства; поиски красоты и божественного в архитектурных сооружениях стран Востока. Межстилевые переходы в архитектуре. Изображения архитектурных комплексов и «архитектурное» восприятие мира в эстетике и структуре живописных произведений Дальнего Востока и рукописных текстах Ближнего Востока.
  • Искусство каллиграфии и живопись стран Востока.
    Средневековая живопись стран Дальнего Востока. Китайская живопись: основные направления сунской живописи (X-XIII вв). Трактаты о живописи разных эпох: Се Хэ, Цзин Хао, Ци Байши. Степени мастерства художников. Особенности творческого процесса китайских художников и визуального осмысления образов. Искусство средневековой книги в странах Дальнего Востока.
  • Семиотика искусства буддизма.
    Символико-визуальное отражение сакральных уровней бытия в искусстве буддизма: заимствования архетипов из ведической культуры и их последующее развитие. Особенности иконография буддийского искусства (иконография Будд, Идамов, Бодхисаттв, Архантов, Дака/Дакини, Дхармапал). Визуально-образный ряд памятников искусства буддизма: символика буддийской танки; структура и образ мандалы: ротация цветов композиции. Символика композиции «Буддийский рай».
  • Семиотика изобразительного искусства стран Дальнего Востока: между традицией и современностью.
    Влияние европейского искусства на изобразительное искусство Китая. Школы живописи «Ортодоксальная» и «Вэньжэньхуа» периода Цин. «Восемь эксцентриков их Янчжоу». Появление «экспорного» китайского искусства в XVIII в.: специфика образного ряда. Роль китайской традиции в формировании направления «бундзинга» в Японии. Изменения визуального восприятия японской гравюры в XVIII в.: значение многоцветной печати. Новые сюжеты в изобразительном искусстве Китая и Японии в XIX в.
  • Семиотика изобразительного искусства ислама: формирование принципов изобразительности.
    Переход от сюжетного изображения к орнаменту в искусстве Абассидов. Искусство книги в средние века в странах Ближнего Востока и ее сакральная символика. Миниатюра как «продолжение» каллиграфии: крупнейшие школы книжной миниатюры Ближнего Востока (багдадская, гератская, тебризская, исфаханская). Расцвет османской миниатюры в XVI в. Особенности знаковой системы миниатюры Великих Моголов.
  • Особенности иконографии образов в искусстве стран Ближнего Востока: традиция и современность.
    Основные сюжеты известных литературных сочинений, композиционные особенности, «архетипная матрица» в изобразительном искусстве стран Ближнего Востока. Проблема визуального восприятия изобразительных памятников и концепции реконструкции исторических парадигм ближневосточной живописи.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольные работы
    Контрольные работы предполагают: - письменное визуальное тестирование студентов на семинарском занятии, направленное на запоминание памятников мирового искусства; - практические занятия студентов по каллиграфии и основам техники и технологии живописи. Для подготовки к контрольным работам студенты получают визуальный ряд на лекционных занятиях и задания по технике и технологии живописи.
  • неблокирующий Доклад
    Проблематика тем докладов требует семиотического подхода. Доклад должен представлять собой выступление, посвященное отдельному произведению искусства стран Востока или художественному ансамблю, группе вещей, объединенных тем или иным образом (стилем, жанром, сюжетом). Цель доклада – интерпретация произведения, которая должна показать уровень владения студентом семиотического подхода. Доклад должен включать как собственные соображения студента о восприятии и осмыслении произведения, так и мнения авторитетных авторов, исследователей данных произведениях. В докладе должны быть отмечены моменты использования зрителем совпадения и расхождения визуально-пространственных кодов с историческим/авторским, а так же специально отмечены случаи цитирования, названы источники цитирования. Изложение должно быть последовательным и связным, правильно передавать содержание источника; использованная литература должна быть репрезентативной (иметь научный характер). Выбор произведений для анализа, сделанный студентом, должен быть согласован с преподавателем.
  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Экзамен
    Итоговый контроль по дисциплине представляет собой устный экзамен, состоящий из 1-го теоретического вопроса и визуального теста, предполагает узнавание представленных памятников (10 репродукций в билете), умение определить его место в истории искусств стран Востока, жанровые и стилистическое особенности.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.2 * Доклад + 0.4 * Контрольные работы + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Clunas, C. (2013). Screen of Kings : Royal Art and Power in Ming China. London: Reaktion Books. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=924995
  • Hamdouni Alami, M. (2011). Art and Architecture in the Islamic Tradition : Aesthetics, Politics and Desire in Early Islam. London: I.B. Tauris. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=355531
  • Lillehoj, E. (2011). Art and Palace Politics in Early Modern Japan, 1580s-1680s. Leiden: Brill. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=552279
  • Park, J. P. (2012). Art by the Book : Painting Manuals and the Leisure Life in Late Ming China. Seattle [Wash.]: University of Washington Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1240022

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Lidov, A. M. (2009). Сравнительная иеротопия. Sravnitel’naja ierotopija / The comparative hierotopy. Germany, Europe. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.247379F1
  • Лободанов А.П. - Семиотика искусства: история и онтология: учебное пособие - Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова - 2013 - ISBN: 978-5-19-010803-3 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/99338
  • СУРИНА МАРИЭТТА ОЛЕГОВНА, & СУРИН АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ. (2014). Системы Обучения Рисованию Портрета В Европейском И Китайском Искусстве. Вестник Московского Государственного Университета Культуры и Искусств, (4 (60)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16153573