• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2018/2019

Научно-исследовательский семинар "Количественная экономика"

Статус: Курс по выбору (Экономика)
Направление: 38.03.01. Экономика
Когда читается: 3-й курс, 2-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Азарнерт Леонид Викторович, Александрова Екатерина Александровна, Альбаева Венера Ильшатовна, Хабибуллина Алина Ришатовна, Холодилин Константин Аркадьевич
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 36

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 38.03.01 «Экономика», обучающихся по образовательной программе «Экономика». Настоящая дисциплина относится к циклу дисциплин проектной и исследовательской работы и блоку дисциплин, обеспечивающих бакалаврскую подготовку. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: «Теория аргументации и академическое письмо», «Математический анализ», «Линейная алгебра», «Теория вероятностей и математическая статистика», «Основы математических исследований», «Основы статистики и анализа данных», «Социально-экономическая статистика», «Эконометрика». Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении дисциплин, связанных с научно-исследовательской деятельностью студентов, подготовке курсовой работы и ВКР.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Получение студентами знаний об особенностях выполнения научного исследования по экономике и основных этапах самостоятельного научного исследования
  • Получение студентами знаний об использовании количественных методов анализа данных, их применению в исследовательских работах
  • Формирование у студентов знаний о структуре, принципах, выборе методов научного исследования и их последующего представления
  • Совершенствование в подготовке текст научного исследования
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Умеет определять проблему и область исследования, описывает подходы для ее решения
  • Демонстрирует умение формулировать постановку исследовательской задачи, выбирать методы ее решения и интерпретировать результаты
  • Демонстрирует умение проводить собствен-ное исследование с определением проблемного поля, постановкой целей и задач, выделяя объект и предмет исследования, выбирая способ и методы исследования, оценивая их качество.
  • Демонстрирует умение анализировать социально-экономические процессы с помощью эмпирических моделей и использовать их для прогноза
  • Демонстрирует умение использовать релевантные источники при проведении исследования
  • Способен презентовать результаты научной деятельности, как на основе своей работы, так и на основе научных статей, написанных другими авторами
  • Демонстрирует умение применять необходимое программного обеспечение для выполнения расчетов, представлять результаты в виде кратких отчетов и интерпретировать полученные результаты
  • Распознает и правильно использует методы и модели оценки, правильно интерпретирует показатели и результаты
  • Демонстрирует умение составлять теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты
  • Демонстрирует умение проводить анализ первичных данных из отчетности предприятий
  • Владеет информационными технологиями для решения исследовательских задач.
  • Демонстрирует умение использования релевантного программного обеспечения для обработки и хранения данных с учетом характеристик и вычислительных мощностей компьютеров
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение. Теоретические основы исследовательской работы
    Научно-исследовательская работа студентов, ее виды, содержание, форма представления результатов. Основные требования, предъявляемые к научно-исследовательской работе бакалавра ВШЭ.
  • Основные этапы научного исследования, литература, источники данных
    Выбор и актуальность темы исследования. Постановка задач. Выдвижение гипотез. Об-зор литературы. Электронная библиотека Вышки. Взаимосвязь информационной базы и применяемых методов исследования, выявление специфики исследовательской базы на различных рынках. Базы данных научного цитирования и работа с журнальными базами. Статистические службы, центральные банки и международные организации как источники данных.
  • Количественные методы в экономике: особенности, выбор, использование, совмещение
    Количественные методы в экономике на примере основных численных методов в при-кладном динамическом моделировании в экономике. Обзор методов оценивания, ис-пользуемых в эмпирических исследованиях с использованием этих моделей. Классиче-ские модели из прикладной теории отраслевой организации и вычислительной макро-экономики с дискретным или непрерывным выбором, конечным или бесконечным горизонтом, а также ряд стохастических реализаций. Применение изученных методов оценивания с использованием языка программирования Python.
  • Презентация статей – структура, речь, оформление, правила выступления
    Рецензирование статьи. Основные составляющие научной статьи. Общие требования, предъявляемые к научным публикациям. Научная этика. Рекомендации по составлению рецензии. Характеристика основных структурных элементов. Структура презентации, заголовки. Структура работы, логика и взаимосвязь, использование иллюстративного материала, оформление. Количество информации на слайде и особенности представления информации. Диаграммы и графики. Особенности презентации научных работ в зависимости от формата научного мероприятия.
  • Разбор эмпирических исследований
    Раскрытие взаимосвязи тематики исследования и используемых для этого методов. Эмпирические методы, особенности, выбор, оформление. Выбор программного обеспечения. Сочетание теории и эмпирики.
  • Изучение научных статей
    Аналитическая работа с чужими статьями. Представление докладов по выбранной науч-ной статье. Разбор предпосылок, методов и полученных результатов авторами.
  • Подготовка, защита, презентация научной работы
    Презентация предварительных результатов выпускной квалификационной работы бакалавра. Подготовка электронной презентации. Дискуссия и научное оппонирование коллег: критическое восприятие и умение выделять сильные и слабые стороны работ сокурсников.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Устный доклад
  • неблокирующий Обзор литературы
  • неблокирующий Устное оппонирование исследования коллег
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.18 * Обзор литературы + 0.24 * Устное оппонирование исследования коллег + 0.18 * Устный доклад + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Constrained Optimization Approaches to Estimation of Structural Models:Comment. (2016). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.DB9A9AAB
  • Hotz, V. J., & Miller, R. A. (1993). Conditional Choice Probabilities and the Estimation of Dynamic Models. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.EFA9C6F9
  • Rust, J. (1987). Optimal Replacement of GMC Bus Engines: An Empirical Model of Harold Zurcher. Econometrica, (5), 999. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.ecm.emetrp.v55y1987i5p999.1033
  • Victor Aguirregabiria, & Pedro Mira. (2002). Swapping the Nested Fixed Point Algorithm: A Class of Estimators for Discrete Markov Decision Models. Econometrica, (4), 1519. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.ecm.emetrp.v70y2002i4p1519.1543

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Carroll, C. D. (2006). The method of endogenous gridpoints for solving dynamic stochastic optimization problems. Economics Letters, (3), 312. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.eee.ecolet.v91y2006i3p312.320
  • Eric French, & John Bailey Jones. (2011). The Effects of Health Insurance and Self‐Insurance on Retirement Behavior. Econometrica, (3), 693. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.ecm.emetrp.v79y2011i3p693.732
  • McFadden, D. (1989). A Method of Simulated Moments for Estimation of Discrete Response Models without Numerical Integration. Econometrica, (5), 995. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.ecm.emetrp.v57y1989i5p995.1026