• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2018/2019

Ключевые тексты мировой литературы

Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Калугин Дмитрий Яковлевич, Костин Андрей Александрович
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 44

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Ключевые тексты мировой литературы» посвящен изучению форм субъективности и репрезентации личностного начала как в художественных, так и в нефикциональных литературных текстах. Кроме таких жанров, как роман, дисциплина рассматривает образцы исповедальной, эпистолярной, дневниковой, мемуарной и (авто)биографической прозы. Курс носит компаративный характер и предусматривает сопоставление западноевропейской литературы с русской традицией.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление с концептуальным аппаратом, используемым при анализе эго-литературы.
  • Анализ концепций персональности, которые проявляются в ключевых текстах западной традиции и определяют литературный и культурный процесс Нового времени.
  • Изучение основные жанров эго-литературы и приобретение навыков их описания и анализа.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Воспроизводит хронологию формирования концепции человека в Новое время и оценивает специфику антропоцентричного дискурса XVII-XVIII в. Формулирует особенности автобиографических нарративов и робинзонады с точки зрения изображения человека в контексте мифологических и религиозных представлений классической эпохи.
  • Описывает спектр идей о человеке в эпоху Просвещения от Руссо до маркиза де Сада в контексте философских идей рационализма.
  • Излагает историю формирования и философскую подоплеку феномена буржуазного (частного) субъекта и анализирует роман, героя и чтение как атрибуты частной жизни в культурно-экономических условиях XIX столетия.
  • Воспроизводит и анализирует этапы истории книги и развития книжного рынка через призму ключевых текстов западного литературного канона и с точки зрения социологии чтения
  • Дает определение жизнетворчеству в культуре и искусстве XIX века и приводит примеры подходов к эстетизации опыта в английской (викторианской, антивикторианской) и французской постромантической традиции.
  • Раскрывает сущность психоаналитического подхода к литературе и анализирует литературные примеры влияния концепций Фрейда на тематику и способы описания человека в мировой художественной практике.
  • Объясняет феномен внутреннего субъекта, внутреннего времени и памяти в конструировании модернистской модели человека в поэтике (псевдо)биографического повествования.
  • Приводит основные признаки постмодернистской ситуации в литературе и культуре с точки зрения места человека в мире постиндустриальной экономики, идеологической энтропии и игры.
  • На примере ключевых текстов ХХ в. анализирует проблему человеческой судьбы перед лицом мировых потрясений.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Новое время: человек в изменившемся мире
    Протестантизм и его последствия. Появление новой концепции субъекта. Человек на острове. Даниэль Дэфо и его «Робинзон Крузо»: становление европейской мифологии. Трудные? дни протестанта: «мирская аскеза». Протестант в поисках смысла жизни. Автобиография Франклина.
  • «Человек на сцене жизни»: Просвещение его критики
    Философские основания просветительской эпохи. Философия Декарта и рождение европейского рационализма. Энциклопедия Дидро-Д’Аламбера и производство новой картины мира. Просвещение и социальная критика просветителей. Пороки и добродетели в эпоху Просвещения. Критика просветительской концепции человека. Человек разумный и человек желающий. Экономика наслаждения маркиза де Сада.
  • Метаморфозы буржуазного субъекта: от авантюриста к обывателю.
    Феномен буржуазии с социологической точки зрения: генезис группы. Новые представления о формах и целях человеческого существования. «Жизнь» как герой литературного текста. Социальная мобильность как основополагающий момент буржуазной субъективности. Роман о восхождении и крахе (Бальзак, Мопассан). Флобер и его «остановившееся время». От романа о Золушке к роману о становлении (Томас Манн «Будденброки»).
  • Жизнь по книге: работа над собой в Новое время
    Экскурс в историю отношений человека и книги. Исследование читателей и чтения как область изучения культуры. От устного текста к письменному. Читательские практики античности и в Средние века. Чтение в XVIII веке: трансформация традиционных парадигм. Руссо и чтение романов. Человек эпохи сентиментализма. Романтизм и чтение. Чтение как формирование субъекта.
  • Жизнь как искусство: что такое жизнетворчество?
    Поиск альтернативных моделей существования. «Гипотеза подавления» Мишеля Фуко. Феномен викторианского общества и поиски форм самоопределения. Жизнь как эстетический феномен («эстетика существования»). Романтический герой и его подражатели. Английский контекст: жизнь как воплощение прекрасного (Оскар Уайльд). Французский контекст: эстетизация безобразного (Бодлер, Рембо, Верлен). Роль образцов в русской культуре и литературе XVIII–XIX веков.
  • Расколотый человек: психоанализ, культура, литература
    Психоанализ как инструмент познания культуры. Расколотый субъект викторианской эпохи. Психоанализ и литература. Открытие бессознательного и формирование новых принципов герменевтики. Новаторство Фрейда и его вклад в интерпретацию произведений литературы и искусства. Интерпретация трагедии Софокла «Царь Эдип» в психоаналитическом духе. Толкование сновидений: истории Норы. Влияние концепций Зигмунда Фрейда на литературу и искусство. Психоаналитические интерпретации литературных текстов.
  • Память в структуре модернистского субъекта
    Человек и его воспоминания. Память индивидуальная и коллективная. Философия и литература. Память и время как философско-антропологический сюжет: от Августина Бергсону и Гуссерлю. ,Концепция памяти и времени у Марселя Пруста. Архитектоника романов Пруста. Мнезические следы и стремление к целостности. Коллективная и индивидуальная утрата памяти как литературный сюжет. Амнезия и бегство от прошлого.
  • Исчезающий субъект: голос из небытия
    Человечество и опыт тотального уничтожения. Интерпретации Холокоста. Биополитика и голая жизнь: Фуко-Агамбен. Литература об Освенциме и после Освенцима. Жизнь и экзистенциальный проект Примо Леви. Проект Ланцмана «Шоа»: свидетельство вместо субъекта? Репрезентация запредельного опыта: советская лагерная литература (В. Шаламов). Искусство как терапевт (теория катарсиса в современном мире).
  • Человек эпохи позднего капитализма
    Ситуация постмодерна: политические, социальные и культурные аспекты. Смерть субъекта и ее последствия (Барт, Фуко). Критика культурной ситуации позднего капитализма (Ф. Джеймисон). Страх перед историей, общество потребления, стандартизация жизни, массовая культура. Общество риска и неопределенность будущего. Человек и экономика: гедонизм и риски. Существует ли смысл жизни? Современная культура и литература.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Презентация
    Устное сообщение - презентация по материалам обсуждаемых работ и собственного исследования. Тема для проведения исследования выбирается из предложенного перечня. Возможно сформулировать тему самостоятельно, в рамках пройденного материала и по согласованию с преподавателем. Длительность презентации 7-10 минут. Источники подбираются студентом самостоятельно.
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Аудиторная работа предполагает выступление студентов с устными ответами, участие в дискуссии, ответы на вопросы преподавателя и других студентов во время семинарских занятий. Каждое семинарское занятие предполагает обсуждение одной темы (содержит несколько сформулированных вопросов) по материалам лекционных занятий.
  • неблокирующий Контрольная работа
    Выполняется письменно в аудитории. На написание контрольной работы отводится 80 минут. Не разрешается пользоваться никакими источниками.
  • неблокирующий Экзамен (эссе)
    Письменная работа (эссе), требующее привлечения текстов различных жанров в рамках рассмотрения теоретические значимой проблемы
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.14 * Аудиторная работа + 0.35 * Контрольная работа + 0.21 * Презентация + 0.3 * Экзамен (эссе)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • LaCapra, D. (2013). History, Literature, Critical Theory. Ithaca: Cornell University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=671499
  • Литература в диалоге культур – 10: сборник конференции - Ростов-на-Дону: Издательство ЮФУ, 2013. - 260 с. ISBN 978-5-9275-1074-0 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/552071
  • Русская и зарубежная литература: Учебник / Под ред. проф. В.К. Сигова. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 512 с.: 60x90 1/16. - (Среднее профессиональное образование). (переплет) ISBN 978-5-16-004520-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/233871

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Matek, L., & Rehlicki, J. P. (2014). Facing the Crises : Anglophone Literature in the Postmodern World. Newcastle upon Tyne, UK: Cambridge Scholars Publishing. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=805810