• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2018/2019

Теория отраслевых рынков

Статус: Курс обязательный (Экономика)
Направление: 38.03.01. Экономика
Когда читается: 3-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Ожегова Алина Рамилевна, Редькина Анастасия Юрьевна
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 76

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках дисциплины «Теория отраслевых рынков» рассматриваются общетеоретические вопросы, составляющие фундаментальную основу экономики отраслевых рынков и политики поддержки конкуренции, обсуждаются понятие и подходы к определению релевантного рынка, типы рыночных структур и их взаимосвязь с поведением фирм; изучаются базовые модели олигополии, ценовой дискриминации и вертикальной интеграции; обсуждаются барьеры входа на рынок, кроме того студенты приобретают опыт анализа реальных рынков.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • В области обучения: провести подготовку в области основ экономических знаний, позволяющая выпускнику успешно работать в избранной сфере деятельности, обладать предметно-специализированными компетенциями, способствующими его социальной мобильности и устойчивости на рынке труда; подготовить выпускников к организационно-управленческой, информационно-аналитической, предпринимательской и научно-исследовательской деятельности в качестве исполнителей или руководителей младшего уровня, а также продолжению обучения в магистратуре и аспирантуре.
  • В области воспитания личности: cформировать социально-личностных качеств студентов: целеустремленности, организованности, трудолюбия, ответственности, коммуникативности, толерантности, повышение их общей культуры и расширение кругозора.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Демонстрирует способность анализа предметной области.
  • Имеет представление о спектре концепций, подходов, методов современной теории отраслевых рынков.
  • Показывает способность находить организационно- управленческие решения и готовность нести за них ответственность.
  • Демонстрирует навыки работы в группе - умение распределять время и объем работы между членами команды.
  • Критически оценивает предлагаемые варианты управленческих решений и разрабатывает и обосновывает предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально- экономической эффективности, рисков и возможных социально- экономических последствий.
  • Знает определение проблемного вопроса; поиска и анализа данных, необходимых для решения проблемного вопроса; построение экономической модели, наилучшим образом соответствующей проблемной области и данным; интерпретации результатов.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в предмет. Рынок и отрасль. Границы рынка и отрасли
    Введение в экономику отраслевых рынков. Значение теории отраслевых рынков для: определения стратегии и тактики поведения фирмы в разных рыночных структурах, классификации рынков, регулирования деятельности фирм, выработки оптимальной промышленной и антимонопольной политики государства. Рынок (определение). Основные классификации рынков. Факторы, определяющие структуру рынка: эффект масштаба (факторы, определяющие эффект масштаба, факторы, ограничивающие эффект масштаба), случайные факторы, воздействие государства, эластичность и темпы роста спроса, иностранная конкуренция, необратимые издержки. Определение границ рынков (продуктовые и географические границы — подходы к определению). Отрасль (определение). Несовпадение понятий рынок и отрасль. Выделение отраслей на практике.
  • Структура рынка: барьеры входа и показатели концентрации
    Классификационные признаки рыночных структур. Сравнительный анализ основных типов рыночных структур: рынки совершенной и работающей конкуренции, квазиконкурентные рынки, монополистическая конкуренция, олигополия, рынки с вертикальной интеграцией (или ограничениями), рынки с доминирующей фирмой, чистая монополия и монопсония, естественная монополия, картель (полный и неполный). Понятие барьеров входа (определения Дж.Бэйна, Дж.Стиглера, А.Вайзцекера). Классификация отраслей по высоте барьеров входа, предложенная Дж.Бейном. Классификация барьеров входа. Нестратегические барьеры. Емкость рынка. Барьер капитальных затрат. Абсолютное преимущество в издержках производства старых фирм. Относительные преимущества в издержках. Административные барьеры. Состояние инфраструктуры. Репутация. Криминализация. Стратегические барьеры. Ценообразование, ограничивающее вход (модель Бейна, модель Модильяни). Проблемы, связанные с построением данного барьера. Грабительское ценообразование. Барьер избыточных мощностей. Дополнительные инвестиции в оборудование. Долгосрочные контракты с третьими лицами. Дифференциация товара. Оценка высоты барьеров входа. Динамика рынка (проблемы входа-выхода с точки зрения долгосрочного периода). Особенности барьеров в российской экономике. Показатели концентрации как характеристика структуры рынков. Индекс Херфиндаля-Хиршмана, индекс концентрации крупнейших фирм, показатели абсолютной и относительной энтропии, дисперсия рыночных долей, индекс Ханна-Кея, коэффициент Джини, индекс Холла-Тайдмана. Оценка значений этих показателей в теории и на практике. Положительные стороны и ограничения каждого.
  • Монополия и монопольная власть
    Монопольный рынок: предпосылки анализа, основные выводы по модели чистой монополии. Воздействие монополии на общественное благосостояние. Оценка чистых потерь монополии: различные варианты линейного и нелинейного случаев. Измерение чистых потерь общества от монополии на практике. Проблемы, возникающие при оценке величины чистых потерь на практике. Факторы, не учтенные при традиционной оценке потерь монополии: взаимное влияние отраслей, эффект дохода, повышение качества продукции, временной фактор, социальные издержки и X-неэффективность. Многозаводской монополист. Модель монополиста, принимающего решения об оптимальном выпуске на нескольких заводах с разными технологиями. Модель монополиста, принимающего решение об определении числа заводов. Показатели рыночной власти фирм: индекс Бейна, индекс Лернера, коэффициент Тобина, коэффициент Ротшильда. Трудности, возникающие при подсчете индексов на практике, опыт их расчета и интерпретации для определения рыночной структуры и рыночной власти фирмы в развитых странах.
  • Парадокс Бертрана и способы его разрешения
    Модель Бертрана (простая). Парадокс Бертрана и способы его разрешения. Рамки ценовой конкуренции: дифференциация продукта (модель Бертрана с диф.продуктом), ограничения мощности (модель Эджуорта), повторяющееся взаимодействие.
  • Доминирующая фирма
    Определение доминирующей фирмы Причины возникновения доминирующей фирмы. Количественное лидерство: модель лидерства по Штакельбергу. Модель Форхаймера и модель ценового лидера: предпосылки модели, графическая иллюстрация, равновесие в модели. Ценовой зонтик. Доминирующая фирма и свободный вход. Антимонопольное регулирование поведения доминирующей фирмы. Способы злоупотребления доминирующим положением. Хищническое ценообразование. Коллективное доминирование.
  • Модели кооперативного поведения
    Классификация моделей кооперативного поведения. Причины возникновения картелей. Простая (статическая) модель полного картеля. Динамическая модель картеля (условие стабильности). Народная теорема. Факторы, влияющие на стабильность картеля в долгосрочном периоде: число фирм, частота изменения цен, изменения спроса, асимметрия между фирмами, горизонтальная продуктовая дифференциация, ограничение по мощности, диверсификация (многопродуктовые фирмы). Методы предотвращения нарушения картельного соглашения.
  • Специальные вопросы
    Ценовая дискриминация. Ценовая дискриминация: мотивы и условия эффективного осуществления. Факторы, исключающие арбитраж. Практика ценовой дискриминации: двухчастный тариф, блочный тариф, оптовые продажи, взаимосвязанные продажи, нелинейное ценообразование (определение комбинаций объема покупки/цены), сезонное ценообразование. Типы ценовой дискриминации. Ценовая дискриминация первого типа (условия осуществления, последствия). Ценовая дискриминация второго типа: виды реализации. Двухчастный тариф. Ценовая дискриминация третьего типа. Влияние ценовой дискриминации разных типов на общественное благосостояние. Вертикальная интеграция и вертикальные ограничения. Вертикальная интеграция (определение). Виды вертикальной интеграции. Вертикальные ограничения. Типы вертикальных ограничений. Стимулы к вертикальной интеграции и заключению вертикальных ограничений. Снижение трансакционных издержек. Решение проблемы двойной монопольной надбавки. Стремление фирмы снизить давление государственного регулирования. Использование ценовой дискриминации. Диверсификация производства. Стремление снизить потери от монопольной власти других фирм. Риск недобросовестного поведения и проблема "безбилетника" в отношениях производителя и дилера (посредника). Формы вертикальных ограничений. «Ценовые» контракты: линейная цена, 2-х частный тариф (плата за франшизу), установление минимальной и максимальной цены перепродажи (контроль уровня розничных цен). Квоты продаж. Практика "исключительной территории" и "исключительных контрактов". Участие в собственности. Положительные и отрицательные последствия вертикальной интеграции и вертикальных ограничений. Практика антимонопольного регулирования вертикальных ограничений.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Домашнее задание
    Домашнее задание нацелено на формирование навыков по анализу рынков. Выполняется в микрогруппах по 3-4 человека, имеет два этапа, оценка состоит из двух частей (презентация результатов на семинаре, письменный отчет).
  • неблокирующий Самостоятельная работа
  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Экзамен
    Студент отвечает на вопросы билета устно, предварительно подготовив ответ в течении 30 минут.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.15 * Аудиторная работа + 0.2 * Домашнее задание + 0.2 * Контрольная работа + 0.15 * Самостоятельная работа + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Tirole, J. (1988). The Theory of Industrial Organization. Cambridge, Mass: The MIT Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=nlebk&AN=11386
  • Розанова Н.М. - ТЕОРИЯ ОТРАСЛЕВЫХ РЫНКОВ В 2 Т 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2015 - 798с. - ISBN: 978-5-9916-4929-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/teoriya-otraslevyh-rynkov-v-2-t-385397

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Bresnahan, T. F., & Reiss, P. C. (1991). Entry and competition in concentrated markets. Journal of Political Economy, 99(5), 977. https://doi.org/10.1086/261786
  • Michael D. Whinston. (2001). Exclusivity and Tying in U.S. v. Microsoft: What We Know, and Don’t Know. Journal of Economic Perspectives, (2), 63. https://doi.org/10.1257/jep.15.2.63