• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2018/2019

Управление юридической практикой

Статус: Курс по выбору (Юриспруденция)
Направление: 40.03.01. Юриспруденция
Когда читается: 3-й курс, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках курса изучаются вопросы организационных подразделений юридической фирмы, стратегии ее развития для специалистов в отдельных областях управления юридической фирмы (маркетинг, PR, HR, управление знаниями, сотрудники вспомогательной группы); а также для юристов, задумывающихся о создании и развитии собственной практики. Юридическая практика рассматривается в качестве бизнеса, в котором общие законы эффективности могут и должны применяться с учетом правовых, экономических, мотивационных, управленческих и этических особенностей оказания юридической помощи.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Управление юридической практикой» является формирование у студентов устойчивых знаний, умений и навыков в области юридического бизнеса России.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Обзор федерального юридического рынка России
  • Обзор региональных юридических рынков на примере Нижегородской области
  • Имеет представление о профессиональных юридических объединениях и ассоциациях, а также о рейтингах юридических фирм
  • Имеет представление о государственном контроле и регулировании юридического бизнеса, а также о перспективах саморегулирования
  • Дает характеристику юридическому профессиональному сообществу
  • Продуктовая линейка. Ценообразование в сфере юридических услуг.
  • Маркетинг и продвижение юридических услуг.
  • Стратегия и тактика продаж юридических услуг. Формирование клиентского портфеля.
  • Имеет представление об управлении персоналом в юридической фирме
  • Знает об основных моментах при планировании и прогнозировании бюджета юридической фирмы
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Обзор федерального юридического рынка России.
    История формирования рынка. Структурирование рынка. Основные игроки. Конку-рентная среда на локальных рынках. «Глобалисты» на российском рынке. Иностранные юридические компании (ILFы). Федеральные юридические фирмы (RULFы). Региональные (локальные) юридические фирмы. Юридические брэнды в России. Объем рынка юридических услуг России. Влияние экономического спада на юридический рынок. Возможность слияний и поглощений. Перераспределения рынка между российскими и международными компаниями
  • Тема 2. Обзор региональных юридических рынков на примере Нижегородской области.
    Регионы - лидеры в сфере оказания юридических услуг. Макрорегионы – Урал, Си-бирь, Юг России. Специфика Нижегородского регионального рынка. Влияние географического фактора на структуру рынка. Соотношение адвокатского сообщества и юридических фирм в определенных сегментах рынка (судебное представительство/консалтинг/ регистрационные действия). Перспективы региональной экспансии нижегородских юридических фирм. Клиентский портфель «среднестатистичекой» нижегородской юридической фирмы.
  • Тема 3. Профессиональные юридические объединения и ассоциации. Рейтинги юридических фирм.
    Профессиональные юридические объединения, ассоциации и союзы в России и за рубежом. Международные юридические сетевые ассоциации (на примере международной сети Geneva Group International). Рейтинги – инструмент продвижения на рынке или попытка самоидентификация в профессиональном сообществе? Международные и российские профессиональные рейтинги. Критерии определения лидеров рынка (срок существования компании, объем выручки, количество юристов, региональная сеть). Влияние смежных рынков на показатели работы юридических фирм (аудит, управленческий консалтинг, бухгалтерское обслуживание).
  • Тема 4. Государственный контроль и регулирование юридического бизнеса. Перспективы саморегулирования.
    Существует ли законодательное регулирование юридического бизнеса? Нормативно-правовая база. Лицензирование/сертификация юридической деятельности – «за» и «против». Проект закона о государственном регулировании деятельности связанной с оказанием юридических услуг. Возможно ли установить единые стандарты качества юридических услуг? Перспективы саморегулирования как инструмента борьбы с недобросовестными участниками рынка юридических услуг. Примеры государственного регулирования юридического бизнеса за рубежом (Беларусь, США).
  • Тема 5. Юридическое профессиональное сообщество.
    Профессиональные СМИ и интернет-порталы. Необходимость самоидентификации профессионального сообщества. Профессиональные форумы, конкурсы, конференции, номинации. Влияние юридического сообщества на формирование цивилизованного рынка юридических услуг. Основные направления развития юридического бизнеса в регионах России в 2010г. Ориентация на администрирование долговых обязательств и реструктуризации.
  • Тема 6. Продуктовая линейка. Ценообразование в сфере юридических услуг.
    Продавая «незримое». Специфика услуги в целом и юридической услуги в частности как объекта купли-продажи. Какой продукт «изготавливает» и продает юридическая фирма. Кто покупает этот продукт. Сколько стоит юридическая услуга. Трудозатраты на «изготовление» услуги. Основные системы ценообразования на российском юридическом рынке (абонентская плата, проектная оплата, почасовая оплата, почасовая оплата с «кепкой», «гонорар успеха»).
  • Тема 7. Маркетинг и продвижение юридических услуг.
    Основные инструменты продвижения на рынке (реклама, СМИ, профессиональные сообщества, промо-акции). Основные ошибки «молодых» компаний. Если это могут купить все – значит эта ус-луга ни для кого! Бюджет на маркетинг. Сколько тратит на продвижение среднестатистическая российская региональная юридическая фирма. Зарекомендовавшие себя инструменты продвижения на рынке. Невидимые маркетинговые войны в СМИ.
  • Тема 8. Стратегия и тактика продаж юридических услуг. Формирование клиентского портфеля.
    Кто Ваш клиент? Клиентский «портфель» юридической фирмы определяет стратегию развития. Умение говорить - «Нет», как фактор снижения репутационных рисков для юридической компании. «Бутик» или «юридическая фабрика»? Работа юридических фирм на смежных рынках. Юридическая фирма глазами клиента. О чем мечтают наши клиенты. Основные ошибки при выстраивании коммуникаций с заказчиком (участие в тренинге представителя компании – заказчика юридических услуг). Статистика соотношения объемов продаж для «старых» и «новых» клиентов (на примере работы нижегородского офиса юридической фирмы «Яковлев & Партнеры»).
  • Тема 9. Управление персоналом в юридической фирме.
    Кто самое сильное «звено» в офисе юридической фирмы? Практические рекомендации по комплектованию персоналом юридического офиса на стадии «start-up». Партнеры в юридическом бизнесе. Российские реалии. Финансовые взаимоотношения партнеров. Основные модели работы успешных юридических фирм. Международный и российский опыт. Сколько юристов и неюристов должно работать в нижегородской юридической фирме. Можно ли управлять юристами (если они «звезды»)?
  • Тема 10. Бюджет юридической фирмы. Финансовое администрирование.
    Основные статьи расходов (аренда офиса, з/плата, налоги, офисные расходы, транс-порт, связь, ПО, реклама). Распределение прибыли (убытков) между партнерами. Основные модели распределения прибыли. Выбор режима налогообложения. Непрофильные расходы. Практическое занятие: «Cоздаем юридическую фирму». Выбор организационно правовой формы. Основные ошибки при продвижении юридических услуг. Прогнозное бюджетирование доходной и расходной части. Выбор специализации и клиенты-«цели».
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Реферат
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * Аудиторная работа + 0.2 * Реферат + 0.3 * Экзамен + 0.2 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Предпринимательское право Российской Федерации: Учебник / Губин Е.П., Лахно П.Г., - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 992 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/937251

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Актуальные проблемы предпринимательского права. Выпуск II : монография / под ред. канд. юрид. наук А.Е. Молотникова и Р.С. Куракина. — Москва : ИНФРА-М, 2018. — 263 с. — (Научная мысль). - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/948714
  • Богданова И.С., Хорошев И.А., Шевченко И.А. - Профессиональные навыки юриста. Техники решения профессиональных юридических задач. Учебно-практическое пособие - Проспект - 2017 - ISBN: 978-5-392-23057-0 - Текст электронный // ЭБС Проспект - URL: http://ebs.prospekt.org/book/28736
  • Дойников И.В. - Актуальные проблемы предпринимательского права - Юстиция - 2018 - 128с. - ISBN: 978-5-4365-2616-4 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/929938
  • Жалинский А.Э. - Введение в специальность "Юриспруденция". Профессиональная деятельность юриста. 2-е издание. Учебник - Проспект - 2015 - ISBN: 978-5-392-17974-9 - Текст электронный // ЭБС Проспект - URL: http://ebs.prospekt.org/book/28258
  • Под ред. Ершовой И.В. - Предпринимательское право. Правовое сопровождение бизнеса. Практикум - Проспект - 2018 - ISBN: 978-5-392-24107-1 - Текст электронный // ЭБС Проспект - URL: http://ebs.prospekt.org/book/38351
  • Ручкина Г.Ф., Венгеровский Е.Л., Дахненко С.С., Васильева О.Н., Ромашкова И.И. - Предпринимательское право. Краткий курс (для бакалавров) - КноРус - 2017 - 142с. - ISBN: 978-5-406-05921-0 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/922962