• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2018/2019

Python для гуманитариев-1

Статус: Майнор
Когда читается: 1 модуль
Преподаватели: Дереза Оксана Владимировна
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина входит в цикл дисциплин свободного минора факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ. Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: - уверенное владение компьютером; - основы математики; - основы лингвистики. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении дисциплин: 1. Научно-исследовательский семинар 2. Подготовка и защита выпускной квалификационной работы
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • научить слушателей применять базовые навыки на языке программирования Python для решения возникающих на практике задач по работе с текстовыми данными: автоматическая обработка и анализ текстовых данных, поиск информации, создание корпусов данных и др.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • писать программы на языке Python, используя пройденные функции и библиотеки
  • проводить формализацию лингвистических знаний, анализ и синтез лингвистических структур, квантитативный анализ текстовых данных с использованием математических знаний и методов
  • участвовать в создании представительных текстовых массивов, корпусов текстов, корпусов звучащей речи, мультимодальных корпусов, лингвистических и социолингвистических баз данных и пользоваться этими ресурсами
  • гибко адаптироваться к различным профессиональным ситуациям, проявлять творческий подход, инициативу и настойчивость в достижении целей профессиональной деятельности и личных
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Git & Markdown
    Основы работы с командной строкой. Основы работы с системами контроля версий, git и GitHub. Язык разметки текстовых документов Merkdown.
  • Введение в Python
    Установка и настройка Python. Среды разработки, работа с jupyter notebooks. Как читать документацию. Принципы работы веба.
  • Типы данных и переменные
    Работа с данными различных типов: целые числа, дробные числа, строки и логические значения. Переменные и константы. Арифметические операции в Python. Функции len(), sum(), count(), type(), print(), input().
  • Структуры данных и условные выражения.
    Структуры данных: списки, кортежи, множества. Условные выражения. Конструктор if – elif – else. Операторы or, not, in, and.
  • Словари и функции
    Типы данных: словари. Методы работы со словарями. Определение и вызов функции. Обязательные и необязательные аргументы. Правила написания функций.
  • Циклы
    Понятие итерации. Циклы for и while. Операции break и continue. Итерация по ключам и значениям словаря. Функция range().
  • Работа с файлами
    Типы файлов. Режимы доступа к файлу. Чтение файла и запись в файл. Пути к файлам и папкам. Библиотека os.
  • Строки и генераторы списков
    Продвинутые инструменты работы со строками. Функции split(), join(), strip(), replace(). Функции для работы с регистром и типами символов в строке. Генераторы списков.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий домашнее задание
  • неблокирующий домашнее задание
  • неблокирующий домашнее задание
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.33 * домашнее задание + 0.33 * домашнее задание + 0.34 * домашнее задание
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • A. I. Zobnin, & G. V. Nosyrev. (2015). Morphological Analyzer Mystem 3.0. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F49DF91C
  • S.L. Hamilton. (2019). Pythons. [N.p.]: A&D Xtreme. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1729879

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Bhasin, H. (2019). Python Basics : A Self-Teaching Introduction. Dulles, Virginia: Mercury Learning & Information. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1991381