• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2018/2019

Основы социального поведения

Направление: 01.04.02. Прикладная математика и информатика
Когда читается: 1-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Информационные системы и взаимодействие человек-компьютер
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

Освещаются модели поведения в рамках социальных наук, в том числе теория рационального выбора и её расширения, альтернативные теории. Отдельное внимание уделяется коллективному поведению, социальному восприятию и взаимодействию, механизмам формирования убеждений, сетевому подходу в анализе человеческого поведения, моделированию процессов распространяя информации.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • приобретение знаний о социальных механизмах поведения и навыков их анализа при взаимодействии как с другими людьми, так и с информационными системами
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент способен самостоятельно подобрать материалы для чтения или отработки практических навыков по одной из разобранных в ходе курса тем
  • Студент способен представить и аргументировать значимость разработанного дизайна для анализа пользовательского поведения в сети как техническим специалистам, которые будут внедрять и оптимизировать данной решение, так и заинтересованным в сборе исследовательского материала ученым
  • Студент способен адаптировать различные теоретические и методологические находки, предлагаемые современными подходами к объяснению поведения в социальных науках, в инструменты тестирования информационных систем и исследования поведения пользователей
  • Студент демонстрирует способность уверенно презентовать теоретические, методологические или практические разработки в области пересечения информационных систем и базовых принципов объяснения социального поведения аудитории с различным бэкграундом
  • Студент способен подобрать релевантную литературу в области аналитической социологии, в частности, посвященную сетевому анализу, рациональным выборам агента и пр., которая была бы релевантна для создания объясняющих моделей и дизайн-интервенций поведения пользователей различных онлайн-сервисов
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Аналитическая социология. Введение
    Основные принципы аналитической социологии. Основоположники направления. Появление аналитической социологии в контексте классических социологических школ. Ключевые отличия подхода от классической парадигмы объяснений социальных явлений.
  • Построение объяснительных моделей социальных явлений и процессов
    Процесс создания новой научной теории. Главные особенности качественной теории. Тестирование новой теории и последующая доработка. Формулировка допущений. Построение объяснительных моделей: проблема каузальности в социальных науках.Модель “Желания-Убеждения-Возможности” (desires-beliefs-opportunities) как пример одной из универсальных моделей для объяснения социального поведения. Практические упражнения по созданию объяснительных моделей. Операционализация конструктов. Моделирование структурными уравнениями как переход от теоретического объяснения к практическому приложению. Тестирование сконструированной модели на реальных данных.
  • Теория рационального выбора
    Рациональный агент и оптимальное действие. Конструирование функций полезности как способ принятия оптимального решения. Транзитивность предпочтений. Ожидаемая полезность выбранной перспективы с учетом рисков.
  • Индивидуальное и коллективное принятие решений
    Различия в подходах к объяснению индивидуального и коллективного поведения. Теория игр как один из способов моделирования коллективного принятия решений. Классические задачи теории игр: дилемма заключенного, ястребы и голуби, битва полов. Коллективное формирование убеждений, коллективное действие.
  • Интеграция методов и концепций социальной психологии и нейробиологии в объяснение социального поведения
    Нейрофизиологические основания человеческого поведения: последние находки ученых и способы их имплементации в объяснение социальных наук. Объяснение доверия, страха и механизм подкрепления. Идея естественного отбора для объяснения социальных процессов
  • Применение методов и идей естественных наук для объяснения социального поведения
    Эксперименты в социальных науках. Основные принципы грамотной разработки дизайна эксперимента. Этика в экспериментальных исследованиях. Имплементация экспериментального дизайна в онлайн-сообществах. Создание симуляций как альтернатива естественному эксперименту. Пример создания прототипа симуляции на примере модели сегрегации Шеллинга
  • Объяснение человеческих взаимодействий с помощью социально-сетевого анализа
    Основные понятия социально-сетевого анализа. Релевантность методологии для объяснения различных социальных явлений. Узлы ребра графа. Ключевые теоретические понятия: укорененность, структурные складки, структурные дыры. Соц-сетевые метрики для анализа характеристик взаимодействующих агентов: дигри, битвинность, центральность. Механизмы выявления паттернов взаимодействия и суб-комьюнити в социальных сетях. Что может рассказать эго-сеть Facebook или Вконтакте о структуре социального окружения индивида? Практический мастер-класс и обсуждение.
  • Основы Computational Social Scienc
    Место Computational Social Science в аналитической социологии. Какие перспективы открывают цифровые и вычислительные методы для социальных ученых?
  • Большие данные в социальных науках
    Популярные методологические принципы применения методов машинного обучения или использования больших данных в социальных науках. Возможности и ограничения.
  • Объяснение социального поведения онлайн: онлайн-сообщества
    Что онлайн-сообщества могут рассказать ученым о траекториях поведения участников и выборах? Эффект луркерства в онлайн-сообществах как онлайн-версия проблемы безбилетника. Типы онлайн сообществ и типичные стратегии поведения участников.
  • Ключевые процессы развития и функционирования онлайн-сообществ
    Регулирование поведения участников в онлайн-сообществах. Эволюция онлайн-сообществ. Какие факторы определяют потенциальный успех нового онлайн-сообщества? Примеры исследований.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Аналитическое эссе
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.2 * Аналитическое эссе + 0.5 * Домашнее задание + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Bearman, P., & Hedström, P. (2009). The Oxford Handbook of Analytical Sociology. Oxford: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=381029
  • Почебут Л. Г. - ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ОБЩНОСТЕЙ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 246с. - ISBN: 978-5-534-09035-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihologiya-socialnyh-obschnostey-438249

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Лебон Г. ; Пер. Пименова Э. К., Фридман А. - ПСИХОЛОГИЯ МАСС - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 264с. - ISBN: 978-5-534-09319-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihologiya-mass-427635