• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2018/2019

Философия XIX — XX веков

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Майнор
Кто читает: Школа философии
Когда читается: 3, 4 модуль
Язык: русский

Программа дисциплины

Аннотация

Данная дисциплина является четвертым обязательным курсом майнора «История философии». Она читается студентам 3 курса бакалавриата в 3 и 4 модулях. В рамках курса рассматриваются философские учения и школы XIX и XX веков. Задачей курса является формирование у студентов целостного и систематичного взгляда на историко-философский процесс в данный период, причём историко-философский процесс представлен не как чистая «филиация идей», но рассматривается в широком историко-культурном контексте, включающем политические и экономические составляющие. В курсе анализируется специфика современной западной философии, ей отношение к классической философии, преемственность и отличия; изменения в прежних оппозициях: рационализм-эмпиризм, рационализм-иррационализм, материализм-идеализм, субъект-объект, и др.; трансформация основных философских проблем в ХХ веке. Предметом обсуждения в курсе станут два основных направления современной западной философии: сциентистское (три «волны» позитивизма, прагматизм, неокантианство, аналитическая философия, философия сознания) и персоналистическое («философия жизни», феноменология, экзистенциализм), их взаимное влияние и оппозиции. Освоение данной дисциплины базируется на общем курсе «Философия», читаемом всем студентам бакалавриата, и на предыдущих курсах программы майнора – «История философии древнего мира и средних веков», «Философия XV-XVII веков» и «Философия XVIII века. Немецкая классическая философия».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • • знакомство с основными направлениями западной и отечественной философской мысли ХIХ-ХХ веков;
  • • ознакомление с культурным, социальным и идеологическим контекстом развития западной и отечественной философии ХIХ-ХХ веков;
  • • развитие навыков критического осмысления ключевых идей и учений западной и отечественной философии ХIХ-ХХ веков;
  • • развитие навыков понимания и самостоятельной интерпретации сложных философских текстов.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знает основные направления европейской философской мысли XIX-ХХ веков, оценивает их место и роль в развитии западной цивилизации
  • характеризует ключевые философские проблемы в романтизме, позитивизме, марксизме, критически сравнивает и оценивает предлагаемые решения
  • характеризует ключевые философские проблемы в неокантианстве, критически оценивает предлагаемые решения в рамках Марбургской и Баденской школ
  • определяет ключевые философские проблемы в философии Ницше, критически оценивает предлагаемые Ницше решения этих проблем
  • определяет ключевые философские проблемы в «философии жизни», критически сопоставляет и оценивает предлагаемые в ней решения этих проблем
  • определяет ключевые философские проблемы в русской философии XIX – начала ХХ в., критически сопоставляет и оценивает предлагаемые в ней решения этих проблем
  • определяет ключевые философские идеи и проблемы в феноменологии, критически оценивает предлагаемые в ней решения этих проблем
  • определяет ключевые философские идеи и проблемы в экзистенциализме, критически сопоставляет и оценивает предлагаемые в нем варианты решения этих проблем
  • определяет ключевые философские идеи и проблемы в американском прагматизме, критически сопоставляет и оценивает предлагаемые в нем варианты решения этих проблем
  • определяет ключевые философские идеи и проблемы в философии логического атомизма, критически сопоставляет и оценивает предлагаемые в нем варианты решения этих проблем
  • определяет ключевые философские идеи и проблемы в логическом позитивизме, критически оценивает предлагаемые в нем решения этих проблем
  • определяет ключевые философские идеи и проблемы в философии лингвистического анализа, критически оценивает предлагаемые в ней решения этих проблем
  • определяет ключевые философские идеи и проблемы в аналитическом неопрагматизме, критически оценивает предлагаемые в нем решения этих проблем
  • определяет ключевые философские идеи и проблемы в современной философии сознания, критически оценивает предлагаемые в нем редукционистские и антиредукционистские решения проблемы сознания
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Общая характеристика европейской и американской философии 19-20 вв. в социально-историческом контексте
    Западная цивилизация, периоды ее развития, отличие от других культур, проблема «модернизации». Основные черты экономического, политического и культурного развития. Особенности двух периодов: с 1815 по 1914 гг. и с Первой мировой войны по 60-70-е гг. ХХ в. Промышленная революция и становление новых политических институтов. Формирование европейских наций и национализм. Экономико-техническая рациональность, система коммуникации, образование. Проблемы легитимизации политической власти, прав человека, демократических институтов в капиталистическом и позднекапиталистическом обществах. Консервативная, либеральная и социалистическая традиции в политической и экономической мысли. Марксизм: социал-демократическая и коммунистическая интерпретации. Мифы ХХ века, их современные формы. Европейская культура второй половины 19 – начала 20 вв. «Расколдование мира». Просвещение, его позитивистская рецепция и романтическая критика. «Классическая» и современная философия: преемственность и отличия. Религиозная и светская философская мысль. Изменения в прежних оппозициях: рационализм-эмпиризм, рационализм-иррационализм, материализм, идеализм и др. Трансформация основных философских проблем в ХХ в. Тексты для обсуждения на семинаре: 1. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление [фрагменты] 2. Кьеркегор С. Страх и трепет
  • Тема 2. Формирование основных направлений (романтизм, позитивизм, марксизм)
    «Первый» позитивизм. Отношение философии и «положительной» науки в учении О. Конта. Классификация наук. «Основной закон развития человеческого духа» в философии истории Конта. Позитивизм в Англии. Г. Спенсер об отношении науки и религии. Учение об эволюции. Дж. Милль: учение о психологических основаниях логики, об индукции. Милль о свободе. Материалистические учения середины 19 в. Исторический материализм К. Маркса, экономический детерминизм. Немецкий романтизм и консерватизм. Спиритуализм Мен де Бирана, Равессона, Розмини. Учение Лотце о ценностях. Дарвинизм и «социал-дарвинизм». Натурализм и психологизм в гносеологии и логике. Развитие позитивизма в конце 19 в. в связи с «кризисом физики». Эмпириокритицизм Э.Маха. Тексты для обсуждения на семинаре: 1. Конт О. Дух позитивной философии Планируемые результаты: характеризует ключевые философские проблемы в романтизме, позитивизме, марксизме, критически сравнивает и оценивает предлагаемые решения
  • Тема 3. Неокантианство
    Теоретическое естествознание и математика конца 19 в. Кризис материалистической и позитивистской методологии. Основные школы и представители неокантианства в Германии. Неокритицизм во Франции. Ориентация на математическое естествознание в Марбургской школе неокантианства. Критика кантовской «вещи в себе» и трансцендентальный метод. Критика эмпиризма и метафизики. Понятия субстанции и функции в учении Э. Кассирера. Эволюция школы: этический социализм, «философия символических форм». Баденская школа неокантианства. В. Виндельбанд об истории и естествознании. Противопоставление наук о природе и наук о культуре в философии Г. Риккерта. Границы естественнонаучного образования понятий. Специфика исторического познания. Метод «отнесения к ценностям». Неокантианство и социология М. Вебера. Тексты для обсуждения на семинаре: 1. Наторп П. Кант и Марбургская школа. 2. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре [фрагменты]
  • Тема 4. Философия Ф. Ницше
    Эволюция воззрений Ф.Ницше, три этапа его творчества, основные произведения. «Аполлоновское» и «дионисийское» в «Рождении трагедии из духа музыки». Интерпретация древнегреческой философии и культуры. Критика рационализма и «культурнабожности». Перспективизм в гносеологии Ницше, критика логики, онтологии и морали. «Воля к власти» - плюралистическая онтология, психология, политика. Учение о «пассивном» и «активном» нигилизме. «Вечное возвращение» как антитезис христианству. «Европейский буддизм» и декаданс: критика Шопенгауэра, Вагнера. Переоценка всех ценностей. Генеалогия морали. Ressentiment как источник морали. Ницше о демократии, прогрессе, социализме и анархизме. «Последний человек» и «сверхчеловек». «Смерть Бога». Фальсификация наследия Ницше, современные интерпретации его философии. Ницше в России. Тексты для обсуждения на семинаре: 1. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. 2. Ницше Ф. К генеалогии морали [фрагменты]
  • Тема 5. Философия жизни
    Центральные понятия и главные черты «философии жизни». Витализм и психологизм. Бытие-становление, причинность-судьба, интеллект-интуиция, жизнь-культура и др. оппозиции в «философии жизни». Учение А.Бергсона о времени. Теория памяти. Инстинкт, интеллект, интуиция в «Творческой эволюции». Критика интеллектуализма. Два источника морали и религии. Описательная психология и герменевтика В.Дильтея. Противопоставление «наук о природе» и «наук о культуре». Философия и социология Г.Зиммеля. Морфология культуры О.Шпенглера. Аполлоновская, фаустовская и магическая душа в «Закате Европы». Учение о технике как «тактике жизни». «Пруссачество и социализм». «Работник» Э.Юнгера и идеология «консервативной революции». «Миф ХХ века» А.Розенберга. Влияние «философии жизни» на другие направления западной мысли. «Философия жизни» и историцизм. Тексты для обсуждения на семинаре: 1. Бергсон А. Творческая эволюция [фрагменты] 2. Дильтей В. Введение в науки о культуре [фрагменты]
  • Тема 6. Русская философия 19-20 вв.
    Истоки русского богословия, его особенности. Средневековые богословские и политические споры. Университетская философия 18 в. Влияние французского Просвещения. А.Н.Радищев. Первые философские кружки. «Архивны юноши». Русское шеллингианство. Философические письма П.Я.Чаадаева. Воззрения И.В. Киреевского. Формирование «западничества» и «славянофильства» Кружок Н.В.Станкевича. Русское гегельянство. Споры 1840-х гг. Философские и политические воззрения А.Герцена, В.Белинского, А.Хомякова. Воззрения «революционных демократов». Анархизм М.Бакунина и П.Кропоткина. Философия истории Н.Данилевского и К.Леонтьева. Философские идеи Ф.Достоевского и Л.Толстого. Философия В.Соловьева. ее влияние на русскую мысль «Серебряного века». Философская и социально-политическая мысль начала ХХ в. «Вехи». Религиозная философия С.Булгакова, П.Флоренского, Л.Карсавина, Н.Бердяева, Л.Шестова, С.Франка, В.Розанова. Политическая и правовая мысль П.Новгородцева и И.Ильина. Русский марксизм. Сочинения Г.Плеханова. В.Ленин и «марксизм-ленинизм». Философия в СССР. Русская философия в эмиграции. Тексты для обсуждения на семинаре: 1. Киреевский И.В. Девятнадцатый век 2. Чаадаев П.Я. Философические письма. Письмо первое. 3. Соловьев В.С. Оправдание добра [фрагменты]
  • Тема 7. Феноменология
    Критика психологизма, релятивизма и историцизма в трудах Э.Гуссерля. Метод феноменологической редукции, ее ступени. Интенциональность сознания, конститутивные акты, ноэзис и ноэма. Трансцендентальный идеализм Гуссерля. Интутитивное усмотрение сущностей. Эволюция воззрений Гуссерля. «Картезианские размышления». Критика физикализма и объективизма науки в работе «Кризис европейских наук». Монадология и учение о «жизненном разуме». Интуитивное усмотрение сущностей и этика М.Шелера. Онтология Н.Гартмана. Влияние феноменологии на экзистенциализм. Феноменология М.Мерло-Понти. Феноменологическая социология, психология и психиатрия. Тексты для обсуждения на семинаре: 1. Гуссерль Э. Философия как строгая наука. 2. Гуссерль Э. Картезианские размышления [фрагменты]
  • Тема 8. Экзистенциализм
    Социально-исторические и духовные предпосылки экзистенциализма. Человеческое существование как философская проблема. Критика рационализма и объективизма. Проблема экзистенциального выбора. Экзистенциализм в Германии. Историко-культурный контекст, немецкая философия и литература 1920-х гг. Основные темы «Бытия и времени» М.Хайдеггера. Феноменологическая онтология. Бытие и сущее. Забота. Конечность и историчность существования. Учение Хайдеггера о языке и технике. Философия Хайдеггера после «поворота». Философия К.Ясперса. Свобода и пограничная ситуация. Экзистенция и трансценденция. Проблема истины. Экзистенциальная коммуникация, Философская вера. Философия истории Ясперса. «Осевая» и «прометеевская» эпохи. Философия техники. Понимающая психология и психиатрия. Экзистенциализм во Франции. Феноменологическая онтология Ж.-П.Сартра. «В-себе» и «для-себя-бытие». Сущность и существование. Экзистенциальный психоанализ. «Экзистенциализм – это гуманизм». Эволюция воззрений Сартра, его истолкование марксизма в «Критике диалектического разума». А.Камю об абсурде и бунте. Религиозный экзистенциализм Г.Марселя. Экзистенциализм в других странах. Религиозный экзистенциализм Л.Шестова, Н.Бердяева, М. де Унамуно. Историцизм Х.Ортеги-и-Гассета. «Восстание масс». Экзистенциальная психология и социология. Фундаментальная онтология Хайдеггера и психоанализ. Влияние экзистенциализма на протестантскую теологию, на литературу и искусство ХХ в. Тексты для обсуждения на семинаре: 1. Хайдеггер М. Европейский нигилизм. 2. Хайдеггер М. Бытие и время [фрагменты] 3. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме. 4. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто [фрагменты] 5. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм. 6. Камю А. Миф о Сизифе.
  • Тема 9. Прагматизм
    Прагматизм как специфически американская философия. Метафизический клуб. Чарльз Сандерс Пирс как основоположник прагматизма. Мышление, исследование и привычка. Мышление как знаковый интерпретационный процесс. Критика Пирсом декартовского сомнения и учение о методах закрепления верований. Теория сомнения-веры. «Принцип Пирса» и теория значения. Учение Пирса о категориях. Учение У. Джеймса о «воле к вере» и прагматистское обоснование религии. Трактовка У. Джеймсом принципа прагматизма. Прагматизм как метод «улаживания философских споров». Прагматистское понимание истины как полезности идеи. Радикальный эмпиризм У.Джеймса. Инструментализм Д.Дьюи. Проблематичная ситуация, исследование и его этапы. Логика как теория исследования. Понимание истины как обоснованной утверждаемости. Концепция опыта Дж. Дьюи. Опыт и природа. Философия и «проблемы человека». Тексты для обсуждения на семинаре: 1. Пирс Ч.С. Закрепление верований [фрагменты] 2. Пирс Ч.С. Как сделать наши идеи ясными [фрагменты] 3. Джеймс У. Прагматизм [фрагменты]
  • Тема 10. Философия логического анализа
    Развитие математической логики как предпосылка возникновения аналитической философии. Готлоб Фреге как «предтеча» аналитической философии. Философия математики, логицизм и логическая семантика Фреге. Логицизм Б. Рассела. Теория познания Б. Рассела, знание-знакомство и знание по описанию. Философская логика и теория дескрипций Б. Рассела. Основные идеи концепции логического атомизма. Нейтральный монизм Б. Рассела. «Логико-философский трактат» Л.Витгенштейна. Идея философии как анализа языка. Различия между концепциями логического атомизма Рассела и Витгенштейна. Образная трактовка языка. Трансцендентальность логики. Этическое и мистическое в понимании Витгенштейна. Текст для обсуждения на семинаре: 1. Рассел Б. Проблемы философии [фрагменты] 2. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат[фрагменты].
  • Тема 11: Логический позитивизм
    Вторая и третья волна позитивизма. Предпосылки возникновения логического позитивизма. Венский кружок и его основные представители. Предмет и задачи философии в логическом эмпиризме. Аналитические и синтетические суждения, принцип верификации. Критика метафизики, критерий демаркации научного и ненанучного знания. Дискуссия о «протокольных предложениях». Физикализм, редукционизм и конвенционализм. Сциентизм и идея единой науки. Эволюция логического позитивизма. Фальсификационизм и критический рационализм К. Поппера как критическое переосмысление идей логического позитивизма. Постпозитивизм и основные направления критики логического позитивизма. Текст для обсуждения на семинаре: 1. Шлик М. Поворот философии 2. Айер А. Язык, истина и логика [фрагменты]
  • Тема 12: Философия лингвистического анализа
    «Философские исследования» Л. Витгенштейна. От языка как «картины» мира к языку как деятельность. «Семейные сходства», «языковые игры», «формы жизни». Значение как употребление. Аргумент о невозможности «индивидуального языка». Проблема следования правилу. Оксфордская философия обыденного языка (Г.Райл, Дж.Остин, П.Стросон, П.Грайс). Философская психология Райла, критика им картезианского дуализма. Теория речевых актов Дж. Остина. Реабилитация метафизики П.Стросоном. Развитие идей Остина в интенционалистских теориях значения (П. Грайс, Дж Серль): язык как особая форма развития более фундаментальных форм интенциональности. Факторы, управляющие употреблением языкового выражения. Значение, конвенции и коммуникация. Тексты для обсуждения на семинаре: Витгенштейн Л. Философские исследования [фрагменты];
  • Тема 13: Аналитический неопрагматизм
    Критика У.В.О.Куайном различения аналитических и синтетических истин и редукционизма как двух «догм» эмпиризма. Тезис Дюгема-Куайна. Холизм и новая концепция эмпиризма. Язык, стимульное значение и концепция радикального перевода Куайна. Тезис неопределенности перевода. Критика Д.Дэвидсоном идеи концептуальной схемы как третьей «догмы» эмпиризма. Проект создания систематической теории значения. Теория интерпретации Д. Дэвидсона. Неопрагматизм Р. Рорти, критика им метафизического проекта аналитической философии. Текст для обсуждения на семинаре: Куайн У.В.О. Две догмы эмпиризма
  • Тема 14. Философия сознания второй половины ХХ века
    Философия сознания в аналитической философии второй половины ХХ века, ее основные направления. Бихевиоризм в психологии и философии. Теория тождества сознания и мозга, ее основные варианты (Дж. Смарт, Д. Армстронг, Д. Льюис). Аргумент С. Крипке против теории тожества сознания и мозга. Множественная реализуемость ментальных состояний. Проблема психофизической каузальности. Понятие супервентности. Функционализм и его основные виды. Х. Патнэм и функционализм машины Тьюринга. Аргументы против функционализма; проблема интенциональности и квалиа. Редукционизм и антиредукционизм в трактовке сознания. Биологический натурализм Дж. Сёрла.. Основные свойства сознания (интенциональность, субъективнойсть, темпоральность, единство и др.). Аргумент Китайской комнаты. Философия сознания Д. Деннета. Натурализация интенциональности. Натуралистический дуализм Д. Чалмерса. Аргумент зомби против материализма. Текст для обсуждения на семинаре: Серл Дж. Мозг, сознание и программы
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий активность на семинарских занятиях
    Оценки за работу на семинарских занятиях выставляются по 10-ти балльной шкале.
  • неблокирующий домашние задания
    Количество домашних заданий определяется преподавателем, проводящим семинарские занятия. Общая оценка за домашние задания вычисляется как среднее арифметическое от оценок, полученных за все домашние задания. Вопросы для письменного домашнего задания формулируются преподавателем и рассылаются вместе с другими заданиями к семинарам. Все задания должны быть выполнены по разным текстам. Сроки и формат сдачи домашних работ определяются преподавателем, который ведет семинары. Оценка за домашние задания выставляется по 10-ти бальной шкале.
  • блокирующий устный экзамен
    Экзамен проводится в устной форме с использованием синхронного прокторинга. Экзамен проводится на платформе Zoom (https://zoom.us/), прокторинг на платформе Экзамус (https://hse.student.examus.net). К экзамену необходимо подключиться за 15 минут. На платформе Экзамус доступно тестирование системы. Компьютер студента должен удовлетворять следующим требованиям: https://elearning.hse.ru/data/2020/05/07/1544135594/Технические%20требования%20к%20ПК%20студента.pdf) Для участия в экзамене студент обязан: заранее зайти на платформу прокторинга, провести тест системы, включить камеру и микрофон, подтвердить личность. Студенту будет предоставлена возможность выбрать (случайным образом) экзаменационный билет. Экзаменационный билет включает два вопроса из списка, указанного в программе дисциплины. Студенту будет предоставлено 40 минут для подготовки к ответу. Во время экзамена студентам запрещено: общаться (в социальных сетях, с людьми в комнате), пользоваться какими-либо источниками информации, включая собственные конспекты и первоисточник, выходить из видеоконференции. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается техническое прерывание связи до 5 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается прерывание связи на 5 минут и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * активность на семинарских занятиях + 0.2 * домашние задания + 0.5 * устный экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Западная философия XX века : Учеб. пособие, Зотов А. Ф., Мельвиль Ю. К., 1998
  • История философии : учеб. пособие для вузов, Васильев В. В., Кротов А. А., 2008

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Soames, S. (2003). Philosophical Analysis in the Twentieth Century, Volume 1 : The Dawn of Analysis. Princeton, NJ: Princeton University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=295547
  • Soames, S. (2003). Philosophical Analysis in the Twentieth Century, Volume 2 : The Age of Meaning. Princeton, NJ: Princeton University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=295536
  • История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от античности до на..., Рассел Б., Целищев В. В., 1999
  • Современные философы, Пассмор Дж., Макеевой Л. Б., 2002
  • Хрестоматия по истории философии. Ч.2: Западная философия : вторая половина XIX-начало ХХ века, ХХ век, На пороге ХХI века, Автономова Н. С., Баранова В. И., 2001