2018/2019
Русский язык как мост между культурами
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Майнор
Кто читает:
Школа лингвистики
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1, 2 модуль
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
76
Программа дисциплины
Аннотация
По мере расширения межкультурной коммуникации, интерес к русскому языку растет в самых разных точках мира, и все больше людей, сами того не ожидая, сталкиваются с необходимостью преподавать русский язык как иностранный – друзьям, иностранцам, коллегам по работе и даже своим детям, если они растут в иноязычном окружении. Бытует мнение, что преподавание родного языка не требует никаких специальных навыков и любой носитель может транслировать свои знания и умения другим. Между тем занятия по русскому языку постоянно преподносят сюрпризы в виде неудобных вопросов. К примеру, почему мы используем разные гласные в одних и тех же формах: много ложек и вилок? Какая смысловая разница появляется при использовании разных видов глаголов: здесь нельзя пить кофе и здесь нельзя выпить кофе? Цель предлагаемого майнора – познакомить слушателей с основами преподавания русского языка как иностранного и освоить несколько ключевых навыков. Во-первых, изучить наиболее сложные и неочевидные языковые явления, взглянув на родную для нас русскую грамматику глазами иностранцев. Во-вторых, научиться легко и непринужденно объяснять и закреплять языковой материал, изучив современные методы преподавания иностранного языка, выходящие далеко за рамки одних только грамматических штудий. Наконец, важное место в курсе занимает знакомство с популярными учебниками и пособиями, электронными инструментами преподавателя и выработка навыков их критического анализа. Этот майнор относится к числу редких курсов, на которых самая интересная часть – это экзамен, предполагающий создание собственного задания или урока по русскому языку.
Цель освоения дисциплины
- ознакомление учащихся с методами преподавания русского языка как иностранного,
- выработка умений выстраивать учебный процесс в зависимости от уровня владения языком
- формирование навыков планирования урока, критического анализа существующих учебных материалов и электронных ресурсов, отбора упражнений и самостоятельной разработки тренировочных заданий в соответствии с потребностями учебной аудитории.
Планируемые результаты обучения
- - уверенно владеть разными методами преподавания русского языка как иностранного - когнитивным, переводным, аудио-визуальным, коммуникативным
- - определять разные типы учащихся, владеть приемами работы с мотивацией, памятью и вниманием, уметь преодолевать сложные психологические ситуации, а также эффективно выстраивать групповую и индивидуальную работу
- - знать основные принципы обучения разным видам речевой деятельности (говорению-аудированию, письму - чтению) и уверенно их применять
- - ориентироваться в современных учебных пособиях, уметь самостоятельно подбирать разрабатывать учебные материалы
- - знать последовательность грамматических тем, основной грамматический репертуар русского языка, уметь объяснять правила формообразования и употребления
Содержание учебной дисциплины
- Методика преподавания иностранного языка: введение, цели, задачиОсновы лингводидактики: ключевые понятия общей методики преподавания иностранного языка: знания, умения, навыки. Обзор методов и приёмов обучения РКИ и особенности применения каждого из них. Система коммуникативного обучения иностранному языку и принципы, лежащие в ее основе. Уровень владения иностранным языком и шкала языковых компетенций (TRKI, CERF, ACTFL).
- Преподаватель и студент на уроках русского как иностранногоКогнитивные способности учащегося: мотивация, внимание, память, приёмы и средства их активации при обучении РКИ. Когнитивные типы учащихся. Ошибки учащихся, изучающих РКИ. Функции и роли преподавателя в учебном процессе.
- Обучение разным видам речевой деятельности на уроках русского языка как иностранного.Говорение. Аудирование. Чтение. Письмо. Типы упражнений. Мультимедийные ресурсы для обучения разным видам речевой деятельности.
- Учебные материалыУчебник и учебные пособия: особенности выбора и приёмы использования в учебном процессе. Текст: отбор и анализ текста для учебных целей. Аудиальные, визуальные и аудиовизуальные ресурсы: особенности использования в преподавании РКИ. Интерактивные учебные онлайн-материалы: обзор и приёмы использования в учебном процессе. Перспективы использования коллаборативных образовательных платформ в преподавании РКИ.
- Грамматика русского языка как иностранного и принципы ее преподаванияГрамматика русского языка как иностранного и принципы ее преподавания Обучение фонетике. Обучение лексике. Обучение грамматике. Обучение дискурсивным и лингвокультурологическим компонентам.
Элементы контроля
- тест "Русский язык как иностранный: основные трудности"
- презентация
- Проект 2: разработка плана урока
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (2 модуль)0.4 * презентация + 0.3 * Проект 2: разработка плана урока + 0.3 * тест "Русский язык как иностранный: основные трудности"
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Русская грамматика в таблицах и схемах : справ. пособие для иностр. учащихся : учеб. пособие для вузов, Новикова, Н. С., 2015
- Учимся учить : для преподавателя русского языка как иностранного, Акишина, А. А., 2012
Рекомендуемая дополнительная литература
- Russian grammar in context, Kagan, O., 2006
- Кто?Где?Когда?Русская грамматика в картинках для начинающих., Малышев, Г.Г.,
- Русская грамматика в анекдотах (тренажер для начинающих): шутки и анекдоты, диалоги и монологи, з..., Левина, Г. М., 2002