2018/2019
Языковая политика и языковое планирование
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
32
Программа дисциплины
Аннотация
Данный курс представляет собой дисциплину по выбору для магистров разных специальностей (МАГОЛЕГО). Курс предназначен как для ознакомления с теоретическими подходами к языковой политике и планированию, прежде всего студенты знакомятся с теорией языкового менеджмента Б. Спольски (2009) и другими теориями и методами, которые они используют для разработки собственных исследовательских и прикладных проектов. В фокусе внимания находится языковое планирование в РФ.
Цель освоения дисциплины
- развитие критического понимания языкового разнообразия в различных социальных контекстах, в том числе на рабочем месте, в СМИ, в суде и других общественных учреждениях, в школе и на улицах многоязычного города.
Планируемые результаты обучения
- представляет основные теоретические подходы и может анализировать многоязычное окружение и принимать решения о языковом менеджменте в области образования, туризма, языковых практик в корпорациях и др.
Содержание учебной дисциплины
- Введение: Языковая политика, языковое планирование, языковой менеджмент. Основные понятия, теории, методы
- Кто определяет языковое планирование? Акторы (государство, институции, сообщества и индивидуумы). Микроуровень языковой политики. Языковой активизм и онлайн сообщества
- Языковое планирование в области образования: школьное обучение языковых меньшиств в Европе. Языковые программы в РФ. Языковые тесты. Экзамены для мигрантов и языковая адаптация мигрантов
- Языковой менеджмент на рабочем месте: выбор языка в многоязычном окружении. Английский как lingua franca
- Официальный статус языка(ов). СМИ. Общественные учреждения
- Городское многоязычие в глобальном контексте. Языковой ландшафт. Языковой менеджмент и туризм
Элементы контроля
- Домашнее задание
- ЭкзаменПредставление результатов коллективного исследования в виде доклада и эссе
- Аудиторная работа
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (3 модуль)0.3 * Аудиторная работа + 0.3 * Домашнее задание + 0.4 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Baldauf, R. B., & Liddicoat, A. (2008). Language Planning and Policy: Language Planning in Local Contexts. Buffalo, NY: Multilingual Matters. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=222244
- Cenoz, J., Zenotz, V., & Gorter, D. (2014). Minority Languages and Multilingual Education : Bridging the Local and the Global. Dordrecht: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=659857
Рекомендуемая дополнительная литература
- King, L., & Carson, L. (2016). The Multilingual City : Vitality, Conflict and Change. Bristol: Multilingual Matters. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1157715
- Shohamy, E. G. (2006). Language Policy : Hidden Agendas and New Approaches. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=159482