• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2018/2019

Стратегический менеджмент

Язык: русский

Программа дисциплины

Аннотация

Основной целью освоения дисциплины «Стратегический менеджмент» является предоставление понимания студентами основных теоретических и практических подходов к формированию стратегии компании в современных условиях высокой конкуренции и турбулентности внешней среды. В рамках курса студенты знакомятся как с классическими инструментами стратегического менеджмента, так и с современных подходами к анализу среды функционирования и формирования стратегии компании. Курс предполагает также активное использование методики кейс-анализа для отработки полученных теоретических знаний и их закрепления. В самостоятельную работу студентов входит изучение дополнительных теоретических мате-риалов и исследований в рамках тематических разделов. Учебные задачи курса – дать базовые знания и сформировать у студентов навыки в области стратегического менеджмента, в частности: • ознакомить с современными подходами и тенденциями в менеджменте; • освоить основные понятия, концепции и модели стратегического менеджмента; • изучить классические модели стратегического анализа внешней и внутренней среды; • приобрести знания и навыки для конкурентной позиции фирмы, выявления источников устойчивых конкурентных преимуществ; • изучение и приобретение практических навыков использования инструментария стратегического анализа и управления применительно к конкретным ситуациям современного российского и международного бизнеса. Изучение дисциплины «Стратегический менеджмент» базируется на следующих дисциплинах: - общий менеджмент - основы теории организации - управление персоналом - маркетинг - управление проектами.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомить с современными подходами и тенденциями в менеджменте
  • Освоить основные понятия, концепции и модели стратегического менеджмента
  • Изучить классические модели стратегического анализа внешней и внутренней среды
  • Приобрести знания и навыки для конкурентной позиции фирмы, выявления источников устойчивых конкурентных преимуществ
  • Изучение и приобретение практических навыков использования инструментария стратегического анализа и управления применительно к конкретным ситуациям современного российского и международного бизнеса
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Знать основные этапы развития стратегического менеджмента как научного и практического направления
  • Знать основные этапы стратегического процесса и их роль в процессе формирования стратегий
  • Знать основные подходы к формированию стратегий и их отличие
  • Знать уровни иерархии стратегий в организации
  • Знать сущность концепции 5 П "Минцберга"
  • Уметь выделят основных стейкхолдеров и их влияние на организацию
  • Понимать процесс формирования стратегических целей организации с учетом их приоритетности
  • Уметь находить, обобщать и анализировать разнородную информацию, необходимую для разработки и обоснования стратегических решений
  • Уметь анализировать бизнес-ландшафт организации
  • Иметь навыки в использовании техник и инструментов стратегического анализа
  • Знать основные понятия ресурсного подхода формирования стратегии
  • уметь определять основные источники конкурентоспособности компании
  • Знать основные типы корпоративных стратегий, их особенности и условия применения
  • Уметь определять типы корпоративной стратегии и ее особенности
  • Знать основные портфельные матрицы, область их применения и ограничения
  • Уметь определять оценку инвестиционной привлекательности СБЕ с помощью матриц портфельного анализа. Матрица BCG и GE-McKinsey
  • Знать основные условия применения конкурентных стратегий компании
  • Уметь находит взяимосвязи и сравнивать корпоративную, деловую, функциональную и операционную стратегию фирмы
  • Знать основные типы международных стратегий компании
  • Уметь обосновывать стратегические решений в рамках международной стратегии
  • Знать основные методы и модели выбора стратегических альтернатив
  • Уметь исследовать и обобщать результаты стратегического управления компаниями, систематизировать их и представлять в форме презентации
  • Иметь навыки в использовании техник и инструментов стратегического анализа, обоснования и выбора стратегий
  • Иметь навык согласования стратегических решений и разработки проектов реализации стратегии
  • Знать этапы реализации стратегии и формирования поддерживающих стратегических решений
  • Понимать особенности управления организационными изменениями
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в стратегический менеджмент
    Предпосылки стратегического менеджмента. Эволюция систем управления и функции планирования. Становление стратегического менеджмента, как научного направления и научной дисциплины. Направления поиска новой парадигмы теории стратегического менеджмента.
  • Стратегический процесс: подходы и этапы
    Понятие и роль стратегии. Определение понятий: стратегия, стратегическое планирование и стратегический менеджмент. «5П» стратегии Г. Минцберга. Иерархия стратегий в организации. Пять задач стратегического менеджмента Томпсона и Стрикленда. Основные этапы стратегического процесса.
  • Стейкхолдеры, миссия, видение и целеполагание в организации
    Формирование стратегического видения, миссии и целевых показателей. Миссия фирмы и принципы ее формирования. Отражение в миссии и в приоритетах стратегических целей фирмы интересов стейкхолдеров (собственников, менеджеров, работников, общества, потребителей). Матрица Мэнделоу. Методологические основы формирования целей деловой организации. Виды целей и их приоритетность. SMART – принцип.
  • Внешняя среда организации: определение возможностей и угроз
    Цели и задачи стратегического анализа внешнего окружения. Этапы стратегического анализа внешней среды компании. Характеристика изменчивости макросреды бизнеса. Методика проведения PEST – анализа. Конкурентный анализ отрасли на основе модели М. Портера. Оценка привлекательности отрасли и движущие силы развития. Определение бизнес-ландшафта фирмы. Параметры отрасли и ключевые факторы успеха. Виды конкурентной борьбы. Анализ конкурентного положения фирмы в отрасли. Построение карты стратегических групп конкурентов в отрасли. Зависимость стратегических возможностей отрасли от стадии жизненного цикла отрасли и ее структурированности.
  • Конкурентоспособность компании, выявление сильных и слабых сторон
    Цели, принципы и методы анализа внутренней среды фирмы. Методы и источники приобретения устойчивых конкурентных преимуществ. Методика SNW- анализа. Корневые компетенции бизнеса: содержание, модели идентификации и использования. Бизнес-модель и конкурентоспособность фирмы. Факторы конкурентоспособности: эффект масштаба, эффект размаха, эффект обучения. Диверсификация как фактор образования конкурентных преимуществ. Цепочка создания ценности М. Портера, как инструмент создания конкурентных преимуществ. Основные инструменты стратегического анализа для выявления конкурентных преимуществ.
  • Корпоративные стратегии компании
    Выстраивание стратегической пирамиды. Корпоративная стратегия, деловая стратегия, функциональная стратегия, операционная стратегия. Эталонные стратегии корпоративного уровня: стратегии роста, стабилизации и сокращения. Стратегии продукта на различных этапах жизненного цикла. Риски и недостатки стратегий роста.
  • Портфельный анализ диверсифицированной компании
    Базовые теоретические положения матриц портфельного анализа. Цели портфельного анализа диверсифицированной компании. Оценка инвестиционной привлекательности СБЕ с помощью матриц портфельного анализа. Сравнительный анализ прочности бизнеса с помощью матричного метода.
  • Базовые стратегии конкуренции
    Конкурентные стратегии: условия эффективного применения стратегии лидерства по издержкам, дифференциации, фокусирования и стратегии «застрявшего в середине». Риски проведения стратегий реализации конкурентных преимуществ. Запас конкурентоспособности фирмы.
  • Стратегии компаний на международных рынках
    Мотивы выхода на новые международные рынки. Стратегии компаний, действующих на глобальной арене. Базовые формы входа на рынок. Стратегические решения, принимаемые компаниями в рамках международных стратеги. Глобальные стратегические альянсы.
  • Выбор стратегических альтернатив
    Формулирование стратегического выбора: набор альтернатив, критерии оценки и выбора. Базовые стратегические альтернативы роста и возможные стратегические риски. Матрица И.Ансоффа. Выбор стратегии на основе матрицы Томпсона и Стрикленда. Стратегический выбор и корневые компетенции. Типовые ошибки при выборе корпоративных и конкурентных стратегий. Согласование и взаимосвязь стратегий корпоративного, делового и функционального уровня.
  • Реализация стратегии: управление организационными изменениями
    Этапы реализации стратегии и объекты стратегических изменений. Формирование политики и поддерживающих стратегий. Модель 7S. Организационная структура как объект изменений. Преобразование организационной культуры. Стратегический контроль. Управление в условиях стратегических изменений: индивидуальное и групповое сопротивление изменениям: человеческий фактор, источники и сила сопротивления, управление сопротивлением. Внешние факторы реализации стратегии: виды и способы внешних стратегических изменений (использование интеграции и кооперации путем создания стратегических альянсов, слияния и поглощения).
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Created with Sketch. Аудиторная работа
  • неблокирующий Created with Sketch. Контрольная работа
    В случае болезни или отсутствия на контрольной работе по уважительной причине, студенту нужно предупредить преподавателя, проводящего контрольную работу, до ее начала. В случае пропуска контрольной работы по неуважительной причине и/или отсутствия соответствующих документов повторное проведение контрольной работы не производится и в качестве оценки выставляется 0 баллов. Пересдача элементов текущего контроля (контрольных работ) не производится.
  • неблокирующий Created with Sketch. Домашнее задание
  • блокирующий Created with Sketch. Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * Аудиторная работа + 0.25 * Домашнее задание + 0.15 * Контрольная работа + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Стратегический менеджмент : концепции и ситуации для анализа, Томпсон-мл. А. А., Стрикленд III А. Дж., 2009

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Стратегическое сафари: Экскурсия по дебрям стратегического менеджмента / Минцберг Г., Альстранд Б., Лампель Ж., - 2-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 365 с.: ISBN 978-5-9614-5347-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/925066