• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2018/2019

Анализ медиарынков и медийных организаций

Язык: русский

Программа дисциплины

Аннотация

Современные медиа, с одной стороны, представляют собой особый тип коллективных социальных акторов, действующих на пересечении интересов власти, бизнеса и гражданского общества. С другой стороны, это коммерческие предприятия, особенность которых заключается в двойственности клиентской ориентации (во-первых, клиентом медиа является его аудитория, во-вторых, рекламодатели, которые вносят существенный вклад в финансирование ее деятельности). В рамках дисциплины будут рассмотрены традиции изучения медиасистем, начало которой было положено в 1956 году авторами книги "Четыре теории прессы" Ф. Сибертом, Т. Питерсоном и У. Шраммом; специфика медиарынков России и зарубежных стран; основы управленческого анализа медиа, практикуемого в медиаструктурах различного типа; подходы к анализу корпоративной культуры медиа.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать общее представление о современных медиасистемах и медиарынках России и зарубежных стран.
  • Познакомить с основными методами изучения медиасистем, медиарынков, медийных профессий и медийных организаций.
  • Сформировать навыки реализации исследовательских проектов в области анализа медиарынков и медийных организаций, включая разработку программы исследования, организацию и проведение полевых работ, анализ и презентацию результатов исследования.
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Владеет основными понятиями дисциплины и пользуется ими.
  • Называет основные международные и российские индексы в сфере медиа и коммуникаций, а также принципы их построения.
  • Приводит примеры и обсуждает результаты исследований медиаорганизаций при помощи этнографического метода.
  • Называет показатели измерения элементов информационной грамотности и цифровой культуры.
  • Ориентируется в основных теоретических парадигмах исследований профессий.
  • Владеет методологией экспертного интервью.
  • Выявляет и анализирует структуру мультимедийной редакции, распределение ролей
  • Различает понятия “трансмедиа”, “кросс медиа”, “мультимедиа”.
  • Понимает ключевые экономические и социокультурные тенденции развития поля профессий в медиа.
  • Придерживается этики научного исследования.
  • Понимает специфику исследования медиаорганизаций.
  • Называет основные факторы, влияющие на работу мультимедийной редакции (законодательство, конкуренты и т.п)
  • Называет основные продюсерские стратегии производства трансмедийных проектов
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Медиасистема. Медиасфера. Медиарынок
    Понятие медиасистемы. Нормативные теории медиа. Основные элементы медиасистемы. Подходы к изучению медиасистем. Медиасфера как элемент ноосферы. Концепция медиасферы у Р. Дебрэ. Понятие медиарынка. Особенности медиарынков. Медиарынки в контексте теории отраслевых рынков. Основные направления изучения медиарынков.
  • Медиаиндексы и их построение
    Основные принципы и особенности построения индексов в сфере медиа. "Индикаторы развития СМИ: рамка для оценки развития медиа" ЮНЕСКО: задачи и структура. Международные индексы развития СМИ и их критика. Российский опыт создания регионального медиаиндекса: MS-Индекс Фонда медиастандарт и Группы ЦИРКОН.
  • Этнографические методы исследований медиаорганизаций: возможности и ограничения
    Основные принципы этнографического метода. Стратегии и ключевые этапы этнографического исследования. Репертуар методов этнографии, их возможности и ограничения. Роль исследователя и этика наблюдений. Примеры исследований российских и зарубежных медиаорганизаций в этнографической традиции.
  • Исследования информационной грамотности и цифровой культуры
    Понятия информационной грамотности, медиаграмотности, цифровой грамотности. Концепт медиа и информационной грамотности. “Цифровая грамотность” Пола Гилстера (1997). Международный опыт исследований информационной грамотности и цифровой культуры. Индекс цифровой грамотности в регионах России (РОЦИТ / НИУ ВШЭ): структура, методика построения, основные результаты исследования.
  • Исследования профессий в медиа и их трансформации
    Основные характеристики современного поля профессий в медиа. “Стареющие” и “новые” профессии в медиасфере. Базовые теоретические парадигмы исследования профессий и их аналитический потенциал в изучении современных трансформаций поля. Функционализм и экологический подход Э.Хьюза. М.Вебер и неовеберианство. Исследования профессий в медиа с использованием теории социального поля П.Бурдье. Современная критика традиционных подходов к исследованию профессий.
  • Исследования экспертных групп в медиа: методология, этические аспекты, подготовка материалов
    Место исследований медиаорганизаций и медиаиндустий в трехчастной системе “исследования медиатекстов”, исследования аудиторий”, исследования медиаорганизаций. Основные проблемы изучения экспертных групп в медиа. Этика экспертных интервью. Методология экспертных интервью
  • Проблемы изучения медиаорганизаций: мультимедийные редакции
    Понятие “мультимедийной редакции”, распределение обязанностей и компетенций. Проблемы функционирования и изучения мультимедийных редакций.
  • Transmedia storytelling: создание и анализ мультиплатформенного проекта
    Понятия “трансмедийного сторителлинга” и мультиплатформенного проекта, создаваемого мультимедийной редакцией. Формирование дизайна исследования мультимедийной редакции.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Created with Sketch. Семинары
  • неблокирующий Created with Sketch. Домашнее задание 1
  • неблокирующий Created with Sketch. Домашнее задание 2
  • неблокирующий Created with Sketch. Домашнее задание 3
  • неблокирующий Created with Sketch. Домашнее задание 4
  • неблокирующий Created with Sketch. Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.1 * Домашнее задание 1 + 0.1 * Домашнее задание 2 + 0.1 * Домашнее задание 3 + 0.1 * Домашнее задание 4 + 0.3 * Семинары + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Media work in change : Understanding the role of media professionals in times of digital transformation and convergence. (2017). https://doi.org/10.1111/soc4.12494
  • Медиаэкономика зарубежных стран : учеб. пособие для вузов, Вартанова Е. Л., 2003
  • Социология массовой коммуникации : учебник для вузов, Федотова Л. Н., 2009

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Мир современных медиа, Черных А., 2007
  • Основы бизнес-моделирования СМИ : учеб. пособие для вузов, Иваницкий В. Л., 2010
  • Основы медиабизнеса : учеб. пособие для вузов, Вартанова Е. Л., Иваницкий В. Л., 2009
  • ШЕРЕМЕТЬЕВА ПОЛИНА РУСЛАНОВНА. (2014). Профессия Журналиста В Эпоху Цифровых Технологий На Примере Франции (Часть 1). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.24C65566
  • ШЕРЕМЕТЬЕВА ПОЛИНА РУСЛАНОВНА. (2014). Профессия журналиста в эпоху цифровых технологий на примере Франции (часть 1). Современные Исследования Социальных Проблем, (7 (39)). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16525754