• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2018/2019

Новые направления в исследованиях медиа

Язык: русский

Программа дисциплины

Аннотация

Сфера исследований медиа находится в состоянии активного развития. Заключительная дисциплина майнора будет посвящена инновационным методикам. Среди них, безусловно, выделяются методы анализа больших данных и сетевого анализа, которые находят активное применение в индустрии СМИ. Цифровизация медиасреды и распространение новых технологий приводят к появлению новых направлений исследования (например, анализ трансмедийного рассказывания историй или многоэкранного медиапотребления). Особый акцент будет сделан на способах репрезентации данных, полученных в рамках медиаисследований.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Развитие навыков междисциплинарного анализа в сфере медиа и коммуникаций.
  • Формирование представлений о направлениях эмпирического использования.
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Называет основные направления развития технологий измерения аудитории.
  • Проводит медиаметрический анализ.
  • Называет основные жанры и игроков рынка онлайн исследований в России и за рубежом.
  • Работает с системами мониторинга медиа.
  • Формулирует поисковые запросы и анализирует данные.
  • Перечисляет основные направления окулографических исследований в медиа.
  • Работает с окулографическим оборудованием.
  • Проводит сетевой анализ в сфере медиа.
  • Называет основные приемы трекинга аудитории Интернета, а также направления использования его результатов в сфере медиакорммуникаций.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Инновационные технологии в медиаметрии.
    Современные тенденции развития медиаметрии, новые направления и технологии. Медиаметрия и большие данные. Медиаметрические технологии в сегментах онлайн и мобильного медиапотребления. Анализ возвращенных данных (return-path-data) в сегменте цифрового телевидения. Современные исследования наружной рекламы.
  • Современный рынок онлайн исследований.
    Типология онлайн исследований. Количественные и качественные направления онлайн исследований в сфере медиа. Обзор международного и российского рынков онлайн исследовании: основные игроки, прогнозы и тенденции развития. Проблема стандартизации онлайн исследований.
  • Мониторинговые исследования пользовательского контента.
    Понятие пользовательского контента (user generated content), его особенности. Разнообразие рынка мониторинга пользовательского контента. Российские и зарубежные системы для работы с пользовательским контентом. Возможности и ограничения данной группы методов.
  • Окулографические исследования в медиа.
    Основные принципы окулографических исследований. История окулографии. Современные технологии отслеживания движения глаз. Работа с окулографическим оборудованием: настройка, сбор информации, обработка и анализ. Окулография в исследовании открытых и закрытых пространств. Окулографические исследования чтения печатных изданий, телевизионного смотрения, usability онлайн интерфейсов.
  • Сетевой анализ в медиаисследованиях.
    Понятие социальной сети. История развития представлений о социальных сетях и их формировании. Теоретические основы сетевого анализа. Особенности и основные этапы реализации сетевых исследований. Надежность данных сетевого анализа. Разбор российских и зарубежных кейсов сетевого анализа.
  • Цифровая этнография.
    Перспективы качественных социологических исследований онлайн. Проблемы адаптации методологических приемов взаимодействия между исследователями и респондентами в онлайн среде.
  • Трекинг аудитории Интернета.
    Исследовательские и индустриальные задачи, решаемые посредством трекинга аудитории. Принципы трекинга Интернет-аудитории. Проблема надежности данных. Разбор примеров из практики.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Created with Sketch. Семинары
  • неблокирующий Created with Sketch. Домашнее задание 1
  • неблокирующий Created with Sketch. Домашнее задание 2
  • неблокирующий Created with Sketch. Тест
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.2 * Домашнее задание 1 + 0.3 * Домашнее задание 2 + 0.3 * Семинары + 0.2 * Тест
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Массовая коммуникация и общество : введ. в теорию и исслед., Назаров М. М., 2010

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Власть коммуникации, Кастельс (Кастеллс), М., Тылевич, Н. М., 2017
  • Социология массовых коммуникаций : учеб. пособие, Черных А. И., 2008