• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2018/2019

Деловые и межкультурные коммуникации

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Маго-лего
Кто читает: Кафедра инноваций и бизнеса в сфере информационных технологий
Когда читается: 3, 4 модуль
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 68

Программа дисциплины

Аннотация

Данная дисциплина определяет и раскрывает информацию о различных аспектах деловой и межкультурной коммуникации. Часть курса посвящена актуальной в настоящее время тенденции повышения личной эффективности субъекта, рассматривается совокупность параметров, позволяющих достичь уровня коммуникативной компетентности. Здесь рассказывается о значении невербальных параметров в коммуникации, гендерных тенденциях в общении, приводятся сведения о психологическом типировании. Часть курса посвящена проблематике манипуляций в деловом общении и способам противостояния им. Особое место уделяется деловой коммуникации в контексте корпоративной культуры, в частности, статусу деловой этики и деловой риторики. Кроме традиционных тем, касающихся видов и форм этикета, принципов составления делового гардероба, основных постулатов деловой риторики: особенностей проведения эффективных презентаций, переговоров, собеседований, совещаний, деловой переписки и др., рассмотрены методы подготовки совещаний с многими активными субъектами (выработка приоритетов в целях, формирование бюджетов и т.п.), особенности анализа позиций субъектов и специфика процесса согласования интересов. Наибольшее внимание уделяется аспектам, касающимся межкультурной деловой коммуникации. Рассматриваются классификации культур, когнитивные константы, дискурсивные и поведенческие модели, модели работы с информацией, принятия решений и командной работы в разных культурных группах. Также присутствует информация о специфике национальных корпоративных культур, национальном гастрономическом этикете, этикете дарения и т.д., что является очень важным в процессе выстраивания эффективных деловых коммуникаций в международном контексте. Большое внимание уделяется трансформации коммуникативных моделей в информационном обществе. Сначала авторы кратко описывают основные постулаты информационного общества, продекларированные известными учеными Э. Тоффлером, Д. Бэллом, М. Кастельсом. Отмечается, что в информационном обществе, помимо возрастания роли технологий и интеллектуального знания, экспоненциального роста информации, во многом существенно меняется общий характер коммуникации. Сеть Интернет способствует появлению новых дискурсов, новых жанров и форм коммуникации и репрезентации субъектов, таких как блоги, социальные сети, мобильные приложения и т.д.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • образовательная - получение обучающимися знаний в рамках процесса делового и межкультурного делового общения
  • практическая - выработать у обучающихся навыки и умения выработки и применения эффективных стратегий коммуникации
  • воспитательная - выработать у обучающихся умение вести себя в соответствии с правилами и стандартами международного делового этикета
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент определяет виды и формы деловой коммуникации; определять виды коммуникативных барьеров;
  • Студент владеет различными техниками выстраивания коммуникации в межкультурной деловой среде
  • Студент владеет навыками анализа ситуаций с многими интересами для подготовки переговоров; навыками модерирования совещаний на основе сценарного планирования и анализа развития ситуаций;
  • Студент владеет набором практических техник, позволяющих повысить эффективность коммуникативного процесса;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Понятие деловой коммуникации. Виды коммуникативных барьеров.
    Основные понятия и предмет деловой коммуникации в современных условиях: виды и формы деловой коммуникации; модель коммуникации, понятие коммуникативного канала и пространства, вербальную и невербальную стороны коммуникации. Приводятся основные виды коммуникативных барьеров.
  • Вербальный и невербальный аспекты делового дискурса.
    Дается понятие делового дискурса. Рассматриваются вербальные и невербальные аспекты поведения людей в деловом общении.
  • Различные технологии тайм-менеджмента. Механизм целеполагания как индивидуальный стратегический выбор.
    В данном разделе приводятся технологии планирования времени как в личном так и в командном контексте. Рассматривается механизм целеполагания как индивидуальный стратегический выбор.
  • Коммуникативная компетентность в деловой коммуникации.
    Здесь рассказывается о значении невербальных параметров в коммуникации, гендерных тенденциях в общении, приводятся сведения о психологическом типировании. Часть курса по-священа проблематике манипуляций в деловом общении и способам противостояния им. В этом ключе рассматриваются методы нейролингвистического программирования и трансактного анализа.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Зачет
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * Домашнее задание + 0.4 * Зачет + 0.3 * Контрольная работа
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Таратухина Ю. В., Цыганова Л. А. - МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ. СЕМИОТИЧЕСКИЙ ПОДХОД. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 199с. - ISBN: 978-5-534-08259-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/mezhkulturnaya-kommunikaciya-semioticheskiy-podhod-424712