• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящихЛичный кабинет сотрудника ВШЭПоиск
2018/2019

Религиозные традиции Европы: "священные писания", верования, институты, обряды

Язык: русский

Программа дисциплины

Аннотация

Главная задача первой части курса: познакомить студентов с религиоведческими методологиями исследования священных текстов («священных писаний») европейской религиозной традиции, результатах этих исследований и соответствующей историографией (отличной от богословия) – в основном на примере Библии и, в меньшей мере, Корана. Другая задача этой части курса - помочь студентам разобраться, во-первых, в том, как в Средние века тексты Библии и Корана «функционировали» в культуре западного христианства (католицизм и протестантские конфессии) во сравнению с культурой восточного христианства (Византия и византийско-славянское православие); в культуре иудейского и мусульманского мира. Во-вторых, познакомиться с ответами на вопрос о том, в чем состояло влияние библейских и коранических традиций на культуру Запада и Востока Европы и мусульманского мира в пост-средневековый период, в XVIII – XX вв.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Познакомить студентов с состоянием знаний о функциях и «удельном весе» религиозных факторов в социальной и культурной эволюции европейских (главным образом) и не-европейских обществ (от древности и Средних веков до современности)
  • Помочь студентам осмыслить и анализировать роль специфических конфессиональных различий внутри христианства (католические, византийско-православные, протестантские конфессиональные традиции), а также и различий между христианскими и не-христианскими традициями - в том, как именно религия сказывалась и сказывается на эволюции европейских и неевропейских обществ
  • Помочь студентам разобраться с проблематикой процессов секуляризации, де-секуляризации и пост-секулярных культур в современном мире
  • Научить студентов анализировать проблематику связи исторических особенностей развития России и других стран с особенностями религиозных традиций, присутствовавших и присутствующих на её (их) территории
  • Обозначить основные тенденции в интерпретации истории религиозных традиций в различных школах исследований
  • Продемонстрировать учащимся сильные и слабые стороны различных вариантов концептуализации ряда проблем истории христианства, ислама и иудаизма
  • Проблематизировать тем самым для учащихся привычные им схемы описания и интерпретации места этих традиций в истории Европы
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать основные этапы и ключевые моменты истории христианства, иудаизма, ислама в Европе
  • Представлять основные концепции исторического развития христианства в Европе и уметь их проблематизировать
  • Иметь навыки системного анализа явлений и процессов в истории христианства в Европе
  • Уметь использовать полученные знания для самостоятельных исследований по истории Европы
  • Знать основные этапы и ключевые моменты истории ислама в Европе
  • Представлять основные концепции исторического развития ислама в Европе и уметь их проблематизировать
  • Иметь навыки системного анализа явлений и процессов в истории ислама в Европе
  • Знать основные этапы и ключевые моменты истории иудаизма в Европе
  • Представлять основные концепции исторического развития иудаизма в Европе и уметь их проблематизировать
  • Иметь навыки системного анализа явлений и процессов в истории иудаизма в Европе
  • Знать основные этапы и ключевые моменты истории христианства в Европе
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Христианство и религиозная ментальность в средневековых обществах Запада и Востока Европы
  • От экзегезы и богословия к переживаемой культуре средневекового и пост-средневекового мира: византийская и «латинская» традиции в сравнении
  • Христианские нормативные представления о человеке и спасении: византийская («греческая») и западная («латинская») традиции (бл. Августин и его «конкуренты» в Византии и на Руси)
  • Христианская антропология как структура. Пример из русской литературы: конфликт двух традиций в «Братьях Карамазовых»
  • Реформация, протестантизм, католицизм и модернизация в истории «латинской» Европы Нового времени: динамичный протестантизм и застывший католицизм?
  • Мусульмане в зеркале текстов Древней Руси
  • Иудеи в зеркале текстов Древней Руси
  • Русская православная церковь на рубеже XIX – XX вв.
    Лекция: Русская православная церковь в конце Синодального периода (кон. XIX – нач. XX). Спор традиции мироотречения и «социального православия». Издержки государственной церковности.. Повестка дня в преддверии Поместного собора. Работа Предсоборного присутствия. Попытки переосмысления синодальных норм. Семинар: Церковные реформы и внеинституциональное богоискательство. Первые годы советской власти и проблема обновленчества («живоцерковники»).
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Посещение лекций
  • неблокирующий Доклад-выступление
  • неблокирующий Устная работа
  • неблокирующий Коллоквиум
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.15 * Доклад-выступление + 0.1 * Коллоквиум + 0.1 * Посещение лекций + 0.1 * Устная работа + 0.5 * Экзамен + 0.05 * Эссе
  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.05 * Доклад-выступление + 0.1 * Коллоквиум + 0.1 * Посещение лекций + 0.1 * Устная работа + 0.5 * Экзамен + 0.15 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • История религий Востока : учеб. пособие для вузов, Васильев Л. С., 2004

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Избранное. Образ общества, Вебер М., Левиной М. И., 1994