• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2018/2019

Сравнительная история цивилизаций Восточной и Юго-Восточной Азии

Язык: русский

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках дисциплины «Сравнительная история цивилизаций Восточной и Юго-Восточной Азии» студенты изучают основные этапы становления и развития стран и цивилизаций Восточной и Юго-Восточной Азии в древности, средневековье, новом и новейшем времени. Отдельно изучаются такие страны как: Китай, Корея, Япония, а также страны Юго-Восточного региона. Феномен «китайской цивилизации» рассматривается в данном курсе с позиций исторического, культурологического, социологического и экономического подходов. С тех же позиций рассматриваются культуры Японии и Кореи (в том числе и в ее нынешнем разделенном состоянии). В разделе Юго-Восточной Азии особое внимание уделяется самому понятия ЮВА, объединяющему в настоящее время 11 государств, расположенных на островных и континентальных территориях между Китаем, Индией и Австралией. Рассматриваются особенности развития региона с древних времен, в доколониальный и колониальный периоды. Анализируется то общее и особенное, что характеризовало локальные культуры отдельных областей, этнических и этноконфессиональных групп. Рассматривается современное разнообразие социально-политических моделей, представленных в обоих регионах, где имеются абсолютные монархии, конституционные монархии, республики, в том числе народно-демократические, социалистические и имеющие электоральный тип демократии. С точки зрения сравнительного цивилизационного анализа представляет интерес религиозный аспект духовной жизни стран в обоих регионах.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Предоставить учащимся систематических сведений об истории и историографической традиции стран Восточной и Юго-Восточной Азии в древности, средневековье, новом и новейшем времени, об источниках по истории и культуре этих стран в соответствующие исторические эпохи.
  • Ознакомить учащихся с трактовками исторической наукой ключевых проблем истории государств региона.
  • Развить способности использовать знания о истории и культуре стран региона для понимания социально значимых проблем современного мира.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает особенности Японии с точки зрения: географического расположения, исторических процессов, системы социально-экономических отношений внутри страны.
  • Может развернуто рассказать о внешней политике Японии, верно по отношению к данной стране используя такие понятия как: колониализм, империализм, национализм.
  • Знает историю доимперского Китая; историю Китая в эпоху раздробленности и централизованных империй; историю маньчжурской династии Цин: от прихода к власти до начала XIX в.
  • Может назвать основные исторические события происходившие на территории Кореи в древности и средневековье.
  • Может назвать основные исторические события, связанные с внутренней и внешней политикой Китая со второй половине XIX в по начало ХХI вв, и дать характеристику данным событиям.
  • Знает основные этапы в истории Кореи в новое и новейшее время.
  • Может назвать древние государства, находившиеся на территории Юго-Восточной Азии с древности до эпохи колониальных захватов и рассказать историю их возникновения и развития.
  • Может рассказать о странах Юго-Восточной Азии в составе колониальных владений европейских государств, о периоде первой и второй индокитайских войн, о современном положении дел в странах данного региона.
  • Знает исторические факты, связанные с вхождением Тибета в состав Китая, и может назвать основные проблемы, вызванные данным вопросом.
  • Может назвать основные религиозные учения и понятия веры в странах Восточной и Юго-Восточной Азии и знает историю их происхождения, становления и развития.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Япония как цивилизация
    Лекция 1: Япония и дальневосточная цивилизация Географические особенности Японского архипелага и исторический процесс. Японская государственность в рамках дальневосточной цивилизации. Япония как часть дальневосточной цивилизации. Япония и внешний мир: динамика взаимодействия. Лекция 2: Японский феодализм: типологические черты Формирование воинского сословия в Японии. Эволюция социально-экономических отношений в правление трёх сёгунатов (XII–XIX вв.). Феодализм в Европе и Японии: сходства и отличия. Феодализм и предпосылки к формированию капиталистических отношений в Японии и Европе. Семинар 1: Основные проблемы истории Японии периода древности и средневековья Темы докладов: 1. Централизация государства VII–VIII вв.: китайская модель и японский опыт 2. Японский феодализм глазами японских историков XVII–XIX вв. 3. Изоляционизм периода Токугава (1603–1867): типологические черты
  • Япония в глобальном мире
    Лекция 3: Колониализм и Япония Эпоха Великих географических открытий и Япония. Япония, Восточная Азия и европейские колониальные империи в XVII–XIX вв.: особенности отношений. Идеи колониализма в Японии и их реализация в конце XIX — начале XX вв. Антиколониализм как часть идеологии Японии в первой половине XX в. Лекция 4: Империализм, национализм и Япония Японская нация: процесс создания и ориентиры. Империя, император, империализм в Япония: европейские модели и их адаптация. Государственный синтоизм и культ императора в Японии. Послевоенные трансформации статуса императора в Японии. Экономический национализм. Идеи о превосходстве японцев до и после Второй мировой войны. Семинар 2: Основные проблемы истории Японии в новое и новейшее время Темы докладов: 1. «Реставрация Мэйдзи» — незавершенная буржуазная или консервативная революция? 2. Типологические черты японского тоталитаризма (на основе сравнения с Германией, Италией, СССР) 3. Теория «нихондзинрон»: истоки и основные положения.
  • История Китая (древность, средневековье)
    Лекция 5: Доимперский Китай Общая характеристика современного состояния источниковой, источниковедческой и историографической базы изучения древнего Китая. Первобытное общество на территории Китая. Первое государственное образование на территории Китая (Шан). Древнекитайское государство Чжоу в ХI-VI вв. до н.э. Южные царства Чу, У и Юэ. Чжоуский Китай в период "Сражающихся/Воюющих/Борющихся царств" (Чжань го). Лекция 6: История Китая в эпоху раздробленности и централизованных империй Объединительные войны и первая империя Цинь. Административная и денежная реформа. Крах империи Цинь. Образование империи Хань.. Социально-экономическое положение государства в эпоху У-ди. Смута и реформы Ван Мана. Поздняя Хань. Типология династических кризисов. Период троецарствия и междоусобные войны. Деятельность Ли Юаня и основание династии Тан. Эпоха пяти династий и десяти царств. Взлет и падение империи Сун. Эпоха Юань и Мин. Лекция 7: Маньчжурская династия Цин в Китае: от прихода к власти до начала XIX в. Завоевание маньчжурами Китая. Возрождение Китая. Внешние завоевания. Контакты с Западом в эпоху ранней Цин. Социально-экономические отношения в раннецинскую эпоху. Административная система цинского государства. Китайское чиновничество. Первые приметы династического кризиса. Семинар 3: Основные проблемы истории Китая периода древности и средневековья - 1 Темы докладов: 1. Чжурчжэни, тангуты и кидани (Cambridge History of China, vol. 6) 2. Женщина на императорском троне – феномен У Цзэтянь (Cambridge History of China, vol. 3, pp.242-321) Семинар 4: Основные проблемы истории Китая периода древности и средневековья - 2 Темы докладов: 1. Империя Сун и её контакты с варварами (История Китая. Под ред. А.В. Меликсетова. М.,2002, стр. 199-229) 2. Государство и общество в эпоху Юань (История Китая. Под ред. А.В. Меликсетова. М.,2002, стр. 229-240)
  • История Кореи (древность, средневековье)
    Лекция 8: История Кореи в древности и средневековье Корея в первобытную эпоху. Период Кочосон. Эпоха трех корейских государств. Объединенное Силла и Бохай. Период Корё. Административная система и основные реформы. Ранний период Чосон. Внутренняя и внешняя политика. Армия. Чиновничество.
  • История Китая в новое и новейшее время
    Лекция 9: Внутренняя и внешняя политика Китая во второй половине XIX в – начале ХХ в. Восстание «Белого лотоса». Восстание тайпинов и няньцзюней. Придворные интриги и приход к власти Цы Си. Мятеж в Синьцзяне. Движение самоусиления. «Сто дней реформ». Крах реформаторского движения. Боксерское восстание. Программа реформ Цы Си. Сунь Ятсен и антиманьчжурское движение. Движение «в защиту железных дорог». Синьхайская революция и крах монархии. Республика при Юань Шикае. Лекция 10: Китай во второй четверти XX века: от господства Гоминьдана к власти КПК Образование партии Гоминьдан. «Движение 4 мая». Основание коммунистической партии Китая. Объединенный фронт Гоминьдана и КПК. Северный поход. Распад Объединенного фронта. «Нанкинское десятилетие» и попытки реформ. Борьба с коммунистическим движением. Попытки Чан Кайши консолидировать власть в стране. Военные операции по ликвидации советских районов. «Великий поход» китайских коммунистов. Социально-экономическая политика Нанкинского правительства. Сианьский инцидент и образование Второго объединенного фронта. Возобновление гражданской войны и победа КПК. Лекция 11: Внутренняя политика КНР в 1949-1978 гг. Земельная реформа и аграрная политика. Национализация предприятий. Зигзаги развития страны при Мао Цзедуне. Кампания «Ста цветов». «Большой скачок». Экономический кризис и голод в Китае. Период «урегулирования» народного хозяйства. Борьба с ревизионизмом в КНР и КПК. «Культурная революция». Лекция 12: Китай на пути реформ и модернизации: конец ХХ – начало ХХI вв. Политические и идеологические изменения в КНР после Мао Цзедуна. Политическая борьба внутри руководства КПК. Укрепление позиций Дэн Сяопина. Реформа в деревне. Борьба с преступностью. Первые итоги урегулирования. Достижение экономической стабильности. КНР после смерти Дэн Сяопина. Второй и третий этапы реформ. Китай в ВТО. Концепция «трех представительств». Семинар 5: Основные проблемы истории Китая в новое и новейшее время Темы докладов: 1. Первая и Вторая Опиумные войны. Неравноправные договора и превращение Китая в полуколонию. (The Cambridge History of China, vol. 10, part.1) 2. Контакты России и Китая в XVIII-XIX вв. (История Китая. Под ред. А.В. Меликсетова. М.,2002, стр. 261-333)
  • История Кореи в новое и новейшее время
    Лекция 13: История Кореи в новое и новейшее время Движение за реформы кэхва ундон. Реформы 1894 – 1895 гг. Деятельность Общества независимости. Провозглашение Корейской Империи. Корея в первые десятилетия ХХ в.: сопротивление японской колониальной политике. Корея в годы японо-китайской и второй мировой войны. КНДР и Республика Корея с 1948 г. по наше время.
  • История Юго-Восточной Азии (древность, средневековье)
    Лекция 14: История Юго-Восточной Азии с древности до эпохи колониальных захватов Древние государства на территории Юго-Восточной Азии: Ангкорская империя, Шривиджая, Маджапахит, Тямпа, Паган. Государство Дайвьет в эпоху Ли и Чан. Движение тайских народов на юг и создание первых тайских государств (Сукхотаи и Аютия). Закат Ангкорской империи. Монгольские военные кампании в Юго-Восточной Азии и их последствия. Семинар 6: Основные проблемы истории Юго-Восточной Азии периода древности и средневековья Темы докладов: 1. Ангкорская империя: расцвет, закат и следы былого величия. 2. Паганское царство: история и памятники.
  • История Юго-Восточной Азии в новое и новейшее время
    Лекция 15: Страны Юго-Восточной Азии в составе колониальных владений европейских государств Деятельность португальских, нидерландских, испанских торговых компаний, а также христианских миссионеров в регионе в 16-18 вв. Христианизация Филиппин. Политика Великобритании в Юго-Восточной Азии в 17- 19 веках. Восстание тэйшонов и воцарение династии Нгуен во Вьетнаме, установление французского правления в Индокитае. Становление колониальной системы в Юго-Восточной Азии. Политика и положение Сиама. Филиппино-американская война и установление зависимости Филиппин от США. Особенности колониальной экономики. Модернизация и социальные процессы. Развитие национально-освободительного движения. Лекция 16: Юго-Восточная Азия в период первой и второй индокитайских войн Юго-Восточно-Азиатский театр военных действий в период 2-й мировой войны. Японская оккупация Юго-Восточной Азии. Контрнаступление союзников и освобождение Юго-Восточной Азии от японского военного присутствия. Создание независимых государств в Юго-Восточной Азии. Первая Индокитайская война (1946—1954 гг.). Битва при Дьенбьенфу. Женевская конференция 1954 г. Разделение Вьетнама. Вторая Индокитайская война (конец 1950-х гг. – 1975 гг.). Американское вмешательство (1965—1973). Участие в войне других стран региона и мира. Поражение Южного Вьетнама и его союзников. Победа прокоммунистических сил в странах Индокитая, объединение Вьетнама. Лекция 17: Страны Юго-Восточной Азии в конце XX в.– начале XXI вв. Установление и падение режима красных кхмеров в Камбодже. Кампучийско-вьетнамская война (1975—1989). Китайско-вьетнамский вооруженный конфликт (1979). Создание и развитие АСЕАН. Социально-экономические и политические процессы в странах Юго-Восточной Азии. Роль и место стран Юго-Восточной Азии в международном разделении труда и мировой экономике. «Политика обновления» во Вьетнаме. Спорные территории и проблемы региональной безопасности. Семинар 7: История Юго-Восточной Азии в новое и новейшее время Темы докладов: 1. Сиам в 19-м веке и его правители. 2. Французский Индокитай: от начала колониальных захватов до Женевских соглашений (1858-1954 гг.). 3. «Поля смерти»: режим «красных кхмеров» в Камбодже (1975-1979 гг.).
  • «Тибетский вопрос» в истории Китая
    Лекция 18: «Тибетский вопрос» в истории Китая Лекция посвящена истории поэтапного вхождения Тибета в состав Китая и основным проблемам, которые возникают в связи с этим вопросом на современном этапе. Речь пойдёт как о фактах (содержание документов разных эпох, которые так или иначе характеризуют взаимоотношения глав двух государств, а во второй половине ХХ века главы КНР и тибетских духовных лидеров), так и столкновении взглядов представителей разных культур в толковании этих фактов. Семинар 8: «Тибетский вопрос» в истории Китая Темы докладов: 1. Аргументации позиций сторон в дискуссии о «Тибетском вопросе» 2. «Тибетский вопрос» в международных отношениях на современном этапе 4. «Правительство в изгнании»: диалог с правительством КНР
  • Религии и общество в Восточной Азии (самостоятельная работа - 30 часов)
    Особенности изучения религии в странах Восточной Азии. Религиозные учения и понятие веры в Китае и других странах Восточной и Юго-Восточной Азии. История происхождения, становления и развития основных религиозных учений в Китае и других странах Восточной и Юго-Восточной Азии. Буддизм, даосизм и конфуцианство. Ритуалы и религиозные практики, роль религии в общественной жизни стран региона. Религия и искусство. Онлайн курс для самостоятельного изучения: «Religions and Society in China» Автор: А.А. Маслов Ссылка: https://www.coursera.org/learn/religions-society-china Необходимо изучить первые 6 разделов: 1) Foundations of religions in China; 2) Taosim in China; 3) Taoism in Chinese society: main religious practises; 4) Confucianism in Chinese society: from sacrality to morality 5) Buddhism in the Chinese Tradition 6) Sinified Buddhism as an almost independent tradition) Для изучения курса необходима регистрация на сайте.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
    Работа на семинарах представляет участие в устных и письменных опросах по обязательной литературе и дискуссиях на семинарских занятиях. Подготовка к семинарам представляет подробное знакомство с обязательной литературой к семинару, указанной в программе или присылаемой преподавателем отдельно после проведения лекции.
  • неблокирующий Доклад
    Студенты записываются на доклады заранее на определенные даты, и доклад должен быть представлен на соответствующем семинаре. В случае пропуска семинара по уважительной причине (преподаватель получает уведомление из Учебного офиса), на котором студент должен представить доклад, дата выступления с докладом согласуется с преподавателем или куратором курса. Также студенту может быть предложено выполнить другое задание или сдать доклад в письменном виде, чтобы получить оценку по данному типу контроля. При отсутствии уважительной причины студент получает «0» по данному типу контроля. Доклад начинается с представления аудитории названия, плана, целей и задач выступления, и завершается выводами и перечнем источников и исследований, использованных при его подготовке.
  • неблокирующий Тесты
    Студент должен пройти тесты в первых шести разделах онлайн курса. Тесты выполняются онлайн на платформе Coursera и состоят из 10 вопросов на выбор одного или нескольких правильных ответов, заполнение пропуска. Тесты должны быть выполнены в срок, указанный куратором дисциплины. Если тест не был пройден в указанный срок, студент получает 0 баллов за каждый пропущенный тест.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен представляет собой письменный тест, состоящий из 20 вопросов разного формата: множественный выбор, заполнение пропуска, вопрос с открытым ответом. Время ответа – 60 минут. Основанием для снижения оценки являются: выбор неправильного ответа на вопрос, неполное раскрытие поставленного вопроса, некорректное использование/раскрытие терминов и понятий.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * Доклад + 0.3 * Работа на семинарах + 0.2 * Тесты + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Cotterell, A. (2014). A History of Southeast Asia. Singapore: Marshall Cavendish International [Asia] Pte Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=846075

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Alberts, T. (2013). Conflict and Conversion : Catholicism in Southeast Asia, 1500-1700. Oxford: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=642647