• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2018/2019

Корпоративная культура и внутренние коммуникации

Язык: русский

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках дисциплины предполагается освоение современных концепций практической коммуникации, демонстрация возможностей применения гуманитарного знания на практике, знакомство с современными технологиями решения сложных практических задач с применением инструментария из смежных гуманитарных областей. Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при изучении иных дисциплин майнора и прочих гуманитарных дисциплин программ подготовки бакалавра.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • расширение у студентов общегуманитарного и профессионального кругозора
  • формирование системных представлений в области внутриорганизационных и профессиональных коммуникаций
  • поддержание и развитие навыков успешного профессионального и межличностного взаимодействия, понимания особенностей управления собственным и чужим поведением
  • приобретение практических навыков применения различных методов и технологий регулирования и коррекции организационных и профессиональных взаимоотношений
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Умение адекватно использовать соответствующую терминологию
  • Знание ключевых концепций и теорий внутриорганиазционного взаимодействия
  • Знание ключевых концепций и теорий внутриорганизационного взаимодействия
  • Понимание актуальных и перспективных задач анализа, регулирования и коррекции индивидуального и группового поведения
  • Знание ключевых концепций и теорий межкультурного интеллекта
  • Умение анализировать ситуации и поведение других людей с целью формирования адекватной конструктивной, в том числе – межкультурной, коммуникации
  • Умение организовывать взаимодействие с другими людьми для решения конкретных задач
  • Умение анализировать ситуации и поведение других людей с целью формирования адекватной конструктивной коммуникации
  • Умение формулировать гипотезы о конфликтогенных коммуникативных факторах
  • Умение прогнозировать и планировать поведение сотрудников в конкретных организационных ситуациях
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Основные проблемы внутриорганизационных коммуникаций
    Цель изучения: Знакомство с основными концепциями внутренних коммуникаций Содержание темы: Современная организация: основные признаки. Внутриорганизационная коммуникация: функции и средства. Проблемы и сложности внутриорганиазционной коммуникации. Внутриорганизационные барьеры и их преодоление. Типы коммуникаций в организации. Типы организация в зависимости от структуры коммуникаций.
  • Корпоративная культура как коммуникативный интегратор
    Цель изучения: Формирование представлений о сущности корпоративной культуры и ее роли в построении коммуникативного контекста Содержание темы: Образ компании и корпоративный бренд как культурные символы. Разнообразие корпоративных культур и практическое применение типологий корпоративной культуры. Функции корпоративной культуры. Коммуникативная природа корпоративной культуры. Трансляция характера бренда внутрь компании. Коммуникативные практики обсуждения характеристик бренда работниками. Актуальные практики применения метафор в корпоративных обсуждениях
  • HR как субъект управления системой внутренних коммуникаций
    Цель изучения: Формирование представлений о роли системы управления человеческими ресурсами в развитии внутриорганизационных коммуникаций Содержание темы: Роль системы внутренних коммуникаций в развитии корпоративного имиджа. HR-бренд как коммуникативная модель. Коммуникативный менеджмент как задача системы управления персоналом. Коммуникативные функции и новые корпоративные роли: сторитейлинг, модерация, фасилитация, коучинг. Коммуникативный цикл работника: от резюме до рекомендаций. Роль HR специалистов в развитии корпоративного имиджа работника. Структура корпоративных коммуникационных ресурсов и практика их использования
  • Специфика межкультурных коммуникаций в организации: Маршрут межкультурного интеллекта
    Цель изучения: Формирование представлений о принципах и правилах межкультурной коммуникации Содержание темы: Актуальные концепции культурных различий. Межкультурный интеллект. Маршрут развития межкультурного интеллекта. Развитие мотивации формирования межкультурного интеллекта.
  • Межкультурный интеллект как процесс: источники знаний о культуре
    Цель изучения: Формирование навыков анализа ситуации кросс-культурного взаимодействия для выработки адекватной стратегии и тактики поведения Содержание темы: Лидерство в мультикультурных командах. Особенности воздействия и мотивации работников, принадлежащих разным культурам. Расстановка приоритетов в целях межкультурного общения в организации. Межкультурный проект: ресурсы, управление, трансграничная коммуникация
  • Эффективная лингвистика: оптимальное речевое формулирование для достижения коммуникативных целей
    Цель изучения: Формирование навыков анализа текстов для выявления скрытого содержания и оптимизации контента Содержание темы: Ключевые лингвистические категории, значимые для любых коммуникативных контекстов. Жанр как совокупность композиции, содержания и стиля. Структура речевого произведения, оптимальные способы логической связи идей и суждений.
  • Анализ речевого поведения. Оптимизация речевого поведения в различных коммуникативных ситуациях. Рефрейминг
    Цель изучения: Формирование навыков текстовой деятельности, способностей адекватно донести речевое намерения и / или скрыть его Содержание темы: Структура суждения, типичные способы оценки, передача имплицитных смыслов, использование метафор. Выбор оптимального регистра по линии «формальность-неформальность». Типовые коммуникативные задачи.
  • Стрессовые и кризисные внутриорганизационные коммуникации: типология, специфика управления
    Цель изучения: Формирование навыков оценки ситуации для определения конфликтогенных зон, освоение техник микрополитики Содержание темы: Природа стресса. Коммуникативные факторы стресса. Стресс как интерпретация ситуации: требование, вызов, неопределенность. Коммуникативные маркеры стресса. Признаки кризисной коммуникативной ситуации. Принципы кризисной коммуникации. Методы преодоления коммуникативного кризиса: дискурс-анализ, нарратив.
  • Рабочее взаимодействие и межличностные коммуникации в организации
    Цель изучения: Формирование навыков построения взаимоотношений в широком спектре рабочих ситуаций Содержание темы: Этические дилеммы и принципы непосредственной коммуникации. Проблемы формирования и развития доверия. Индивидуальные факторы адекватности позиции в коммуникации. Предикторы этической позиции в непосредственной коммуникации. Общекультурные нормы непосредственной коммуникации. Корпоративные стандарты ведения переписки, переговоров, встреч. Типология нарушений коммуникативных правил и норм. Организационные и профессиональные санкции, обеспечивающие нормативность коммуникации
  • Индивидуальная коммуникативная сеть: психологический, социальный и карьерный капитал
    Цель изучения: Формирование навыков адекватного сетевого поведения, самопродвижения и коммуникативной самореализации Содержание темы: Карьерный капитал: структура, функции, реализация. Карьерные компетенции как основа формирования карьерного капитала. Структурирование индивидуальной коммуникативной сети. Коммуникативные роли в современной сетевой коммуникации. Персональный социальный капитал и его использование. Личный бренд – от имиджа к репутации.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Created with Sketch. Предварительная презентация группового проекта
    Подготовка презентации представляет собой самостоятельную групповую работу по материалам проекта. При оценке презентации преподаватель руководствуется следующими критериями: • соответствие содержания презентации задаче; • наличие четкой и логичной структуры презентации; • наличие авторской позиции по рассматриваемой проблематике; • обоснованность, аргументированность, доказательность высказываемых положений и выводов; • наличие адекватных визуальных эффектов; • соответствие оформления презентации предъявляемым техническим требованиям (формат PPT, техническая возможность демонстрации, визуальная четкость, выделение рубрик (частей), наличие заголовков слайдов). • публичное выступление, сопровождаемое презентацией в установленный срок. Студенты, участвующие в подготовке и осуществлении презентации проекта, получают оценки за презентацию в соответствии с коэффициентами индивидуального участия, выставляемыми группой. Индивидуальные оценки (Оппредварит и Опокончат), используемые для расчета по формуле результирующей оценки, определяются посредством расчета по формуле Оппредварит = Оппредваритобщ*КТУ, Опокончат = Опл=окончатобщ*КТУ где Оппрдеваритобщ и Опокончатобщ –групповые оценки за презентацию проекта, КТУ – коэффициент трудового участия, выставляемый группой каждому участнику. 0 ≤ КТУ ≤ 1,3 в зависимости от вклада участника, где КТУ=1 – гипотетический равный вклад. За презентацию проекта преподаватель может добавить 1 балл участнику группы за активность во время обсуждения презентации и ответы на вопросы аудитории.
  • неблокирующий Created with Sketch. Окончательная презентация группового проекта
    Вторая (окончательная) презентация проекта осуществляется для подведения итогов его разработки и осуществляется на заключительном занятии по дисциплине. Презентация оценивается как Опокончатобщ.
  • неблокирующий Created with Sketch. Текст группового проекта
    Структура проекта (текста): 1. Общие сведения об организации (правовой статус, деятельность, местонахождение, число работников, характеристика корпоративной культуры) 2. Классификация внутрикорпоративных групп (по статусу, функциям, местонахождению, способу взаимодействия с организацией и т.д.) 3. Перечень формальных каналов коммуникации и основных внутриорганиазционных инструментов /форматов 4. Основные проблемы организации взаимодействия сотрудников (препятствия, ограничения и пр.) 5. Проект по реорганизации коммуникативной структуры (решение конкретной задачи) – идея 6. Разработка проекта реорганизации (механизмы, средства, участники, предполагаемые результаты) 7. Вовлечение сотрудников в разработку / применение нового механизма 8. Эффективность созданного механизма коммуникации (способ сбора данных, критерии контроля, показатели) 9. Памятка руководителю подразделения о возможностях нового механизма и его применении 10. Текст для корпоративного портала о первых результатах реализации проекта Текст проекта предоставляется преподавателю за 10 дней до даты заключительного занятия по дисциплине.
  • неблокирующий Created with Sketch. Контрольная работа
    Контрольные вопросы (Овопросn) задаются на лекционных/семинарских занятиях по одному на каждом занятии и требуют письменного ответа в аудитории в отведенное для этого время. По окончании отведенного времени ответы не принимаются.
  • неблокирующий Created with Sketch. Аудиторная работа
    Решение кейса, предложенного преподавателем на занятии (или подготовленное домашнее задание) представляет собой самостоятельную групповую работу 3-5 студентов. Результат обсуждения предоставляется в виде устного доклада (или ином, по выбору студентов). Презентация доклада предъявляется другим студентам на семинарском занятии для последующего обсуждения затронутых в ней тем и /или кейсов, предложенных преподавателем. Презентация доклада предполагает выступление 3-5 минут с последующим обсуждением. Оаудиторная = (Озанятие1 + Озанятие2+ Озанятие3 + Озанятие4…+ Озанятиеn) / N (число семинарский занятий, на которых происходило групповое решение кейсов.
  • неблокирующий Created with Sketch. Экзамен
    Способ округления экзаменационной оценки – по арифметическому принципу.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.1 * Аудиторная работа + 0.2 * Контрольная работа + 0.2 * Окончательная презентация группового проекта + 0.1 * Предварительная презентация группового проекта + 0.2 * Текст группового проекта + 0.2 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Колесников А. В.-КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА. Учебник и практикум для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-167-Бакалавр. Академический курс-978-5-534-02520-0: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/korporativnaya-kultura-433846
  • Коноваленко М. Ю.-ДЕЛОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ 2-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-466-Бакалавр. Академический курс-978-5-534-11058-6: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/delovye-kommunikacii-444387
  • Холден, Найджел Дж. Кросс-культурный менеджмент. Концепция когнитивного менеджмента: Учеб. пособие для студентов, обучающихся по направлению 521500 «Менеджмент» и специальностям 350400 «Связи с общественностью», 350700 «Реклама» / Н.Дж. Холден; Пер. с англ. под ред. проф. Б.Л. Ерёмина. — М. : ЮНИТИ-ДАНА,2017. — 384 с. (Серия «Зарубежный учебник») - ISBN 978-5-238-00886-4. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028506

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Адамьянц Т. З.-СОЦИАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-200-Бакалавр. Академический курс-978-5-534-06898-6: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/socialnye-kommunikacii-442012
  • Марков, Б.В. Философия языка и коммуникации. Т. 1. Теории языка и коммуникации. : учебник / Марков Б.В. — Москва : Русайнс, 2018. — 213 с. — ISBN 978-5-4365-2690-4. — URL: https://book.ru/book/930120 (дата обращения: 10.10.2019). — Текст : электронный.
  • Марков, Б.В. Философия языка и коммуникации. Т. 2. Техники и медиакомуникации. : учебник / Марков Б.В. — Москва : Русайнс, 2018. — 233 с. — ISBN 978-5-4365-2691-1. — URL: https://book.ru/book/931926 (дата обращения: 10.10.2019). — Текст : электронный.
  • Собольников В. В.-НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА КОММУНИКАЦИИ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для прикладного бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-164-Университеты России-978-5-534-05922-9: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/neverbalnye-sredstva-kommunikacii-441433
  • Третьяк, Г.Е. Кризисные коммуникации - феномен социокультурной действительности. : монография / Третьяк Г.Е. — Москва : Русайнс, 2018. — 134 с. — ISBN 978-5-4365-2390-3. — URL: https://book.ru/book/929506 (дата обращения: 10.10.2019). — Текст : электронный.