• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2018/2019

Концепции современного востоковедения

Язык: русский

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Концепции современного востоковедения» знакомит слушателей курса с современным состоянием востоковедной науки как комплексной научной дисциплины, имеющей в своем составе наряду с фундаментальным научным ядром значительный набор прикладных научных направлений.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Изучение основ современной парадигмы востоковедного научного знания, включающей в себя такие принципы как преобладание истины факта над истиной мнения, принцип опоры на свидетельства языка и текста, преобладание фаллибилизма над верификационизмом и др.
  • Системное ознакомление слушателей с базовыми понятиями основных направлений востоковедного научного знания: лингвовостоковедных и текстологических исследований, востоковедного обществознания и регионоведения, азиатских и африканских исследований в области истории, культурологии, политических исследований, международных отношений и т.д.
  • Подготовка слушателей курса к восприятию более сложных по своей структуре курсов, сориентированных на изучение отдельных регионов, стран, аспектов культуры, в частности, локальных особенностей этнорелигиозного и этнопсихологического характера, особенностей генезиса общественной и философской мысли.
  • По итогам освоения курса обучающиеся получают знания о востоковедении как области научного знания надотраслевого уровня и направлении образовательной деятельности «востоковедение и африканистика».
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент демонстрирует знания, полученные на лекционных и семинарских занятиях; способен самостоятельно находить, отбирать и анализировать научную литературу по теме.
  • Студент понимает, какие научные задачи решает современное востоковедение.
  • Студент владеет навыками междисциплинарного анализа.
  • Студент владеет навыками поиска и отбора информации по темам курса, может дать грамотную оценку этим материалам.
  • Студент участвует в коллективном обсуждении широкого круга вопросов на междисциплинарном уровне.
  • Студент участвует в коллективном обсуждении и анализе проблем востоковедения. Демонстрирует навыки публичной речи.
  • Студент критически анализирует на основе источников ход исторических процессов, устанавливает связь между причинами и следствиями исторических явлений.
  • Студент своевременно представляет реферат и выступает с докладом, грамотно, последовательно и логично раскрывает тему.
  • Студент, применяя знания, полученные в ходе учебного процесса, принимает во внимание особенности менталитета представителей стран Азии, обусловленных историческим прошлым.
  • Студент на основе источников способен объяснить причины развития тех или иных исторических и социально-политических процессов, происходивших и происходящих в странах Азиатского региона.
  • Студент анализирует и критически использует и источники, специфические для изучаемой дисциплины. Самостоятельно находит дополнительную литературу в библиотеках. Умеет правильно составлять ссылки на использованную литературу.
  • Студент знает этапы формирование основных центров мировых культур, знаком с периодизацией истории культур и искусств народов Азии и Африки.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Востоковедение как комплексная научная дисциплина
    Лекция 1: Вводная лекция Требования, виды контроля, критерии оценок. Рекомендации по литературу, источникам и другим материалам. Структура курса, основные разделы и темы. Обзор основных концепций курса: 1) регионы и регионализм, 2) идентичность, религия и этнос, 3) колонизация, государство и нация, 4) традиции, модернизация и глобализация.
  • Востоковедение как комплексная научная дисциплина
    Лекция 2: Современная парадигма востоковедного научного знания Междисциплинарность как форма перехода от отраслевого к надотраслевому знанию. Примеры надотраслевых наук, базовые признаки надотраслевого научного знания. Востоковедение как надотраслевая научная дисциплина. Место востоковедения по отношению к гуманитарным и общественным наукам. Роль востоковедного образования в контексте обострения противоречий между различными «культурно-историческими ареалами» и глобализацией локальных конфликтов. «Востоковедение и африканистика» - направление образовательной деятельности в РФ. Понятие «историко-культурный ареал» и его применение в востоковедных исследованиях. Понятия «востоковедение», «ориентализм», «африканистика», «азиатские и африканские исследования» (Asian and African studies) как важные аспекты понимания современного состояния изучения Азии и Африки. «Поликультуральность» - базовый принцип современного востоковедного образования. Бинарная оппозиция «модернизм-традиционализм» в контексте теории ценностей. Значение «иерархии традиционных ценностей» в организации восточных обществ. Феномен «вестернизации». Классическое и прикладное востоковедение: генезис и современное состояние. Парадигма востоковедного научного знания. Языкознание и текстология как важнейшие компоненты современного востоковедного образования.
  • Востоковедение как комплексная научная дисциплина
    Лекция 3: Геокультурный аспект востоковедной парадигмы научного знания или Коран и современная политическая культура в Арабских странах. Дихотомия «Восток-Запад» и ее интерпретации. Востоковедная парадигма научного знания: генезис и современное состояние. Востоковедение как комплексная наука – амальгама отраслевых наук. Пространственный фактор в современных востоковедных исследованиях. Сближение научной парадигмы востоковедного знания с макросоциальными исследованиями. Мир-системый анализ и его эволюция. Понятие «геокультура» в трактовке Иммануила Валлерстайна. Значение и смысловое содержание «гео» в контексте геокультурного метода в востоковедении. Соотношение геокультуры и геополитики в рамках научной парадигмы современного востоковедного знания и вне его. Культура, геокультура, цивилизация, империя как объекты комбинаторного анализа. Теория геокультурного поля. Понятие геокультурного кода и ансамбля геокультурных кодов: выявление ментатипичного и архетипичного в восточных культурах. Геокультурные образы, концептуальные универсалии, кодовые понятия, ключевые слова в контексте основных культурно-религиозных систем народов Азии и Африки. Конвергентный и дивергентный векторы культурогенеза народов Азии и Африки. Тезаурус ключевых слов и концептуальных универсалий «семантического метаязыка» как метод востоковедного исследования. Гуманитарный научный образ мира – содержание понятия и его применение в востоковедных исследованиях.
  • Востоковедение как комплексная научная дисциплина
    Семинар 1. Востоковедение и ориентализм Доклад: «Ориентализм сегодня» Семинар 2. Востоковедение и цивилизации Доклад: «Основные этапы истории российского востоковедения»
  • Востоковедение как комплексная научная дисциплина
    Лекция 4. Антропологические востоковедные исследования. Антропология как научная дисциплина, ее предмет, методы и связи с другими научными дисциплинами. Традиционные общества и культуры, локализованные вне Европы и Северной Америки (за исключением американских индейцев), – основные объекты исследования европейских и американских ученых на этапе зарождения антропологии как науки. Интерпретация полевых исследований этих культур как основа для формирования школ и методов в истории антропологии (эволюционизм, мифологическая школа, функционализм, диффузионизм и теория культурных кругов, культурный релятивизм, этнопсихологическая школа, структурализм). Основополагающие работы, появившиеся на материале изучения культур народов Востока, и их создатели. Современные тенденции антропологических исследований культур Азии и Африки (исследования религии, этничности и национализма, малых социальных групп, детства, гендерной проблематики, сексуальности, городских пространств, современных коммуникационных технологий и др.).
  • Востоковедение как комплексная научная дисциплина
    Лекция 5. Роль и место источниковедения в востоковедном научном знании. Основные источники изучения истории стран Востока: письменные (эпиграфические, нарративные), археологические, этнографические. Вспомогательные исторические дисциплины в востоковедении (эпиграфика, сфрагистика, дипломатика и пр.). Решающая роль письменных источников в изучении истории Ближнего и Среднего Востока. Особенности мусульманской традиционной историографии: опора на иснады (в ранний период), непрерывность летописания, появление региональных и национальных особенностей в позднесредневековый период. Ближне- и средневосточные рукописи как исторические источники: единство формы и содержания. Местная пресса как уникальный по истории Османской империи на рубеже средневековья и нового времени. Поддельные исторические источники и их выявление.
  • Востоковедение как комплексная научная дисциплина
    Лекции 6-7. Востоковедение и изучение культуры и искусство азиатско-африканского ареала. Формирование основных центров мировых культур. Исторические и географические особенности развития истории искусств древних культур. Виды и жанры изобразительного искусства. Понятия "эпоха" и "стиль". "Образ мира" в искусстве народов Востока. Культовое зодчество в искусстве стран Востока: эволюция храмового сознания. Светское искусство в Средние века и в искусстве Нового времени в азиатско-африканском ареале. История изучения истории искусств и культур стран Востока: ученые и археологи XVIII-XIX веков. Восточные коллекции памятников искусства и их исследования в конце XIX -начале ХХ века. Атрибуция и знаточество в изучении памятников Востока в начале ХХ века. Вопросы периодизации истории искусств: особенности периодизации европейской истории искусств и периодизации искусств народов Востока. Основные проблемы изучения искусства стран Востока. Художественные традиции и художественные формы в истории искусств. Особенности эстетических представлений и художественных достижений культур Востока. Традиционные, объединяющие и своеобразные черты, присущие искусству Востока. Канон в искусстве стран Востока. Современная методология истории искусства и этапы изучения произведения изобразительного искусства азиатско-африканского ареала. Восточные общества: художник и рецепция искусства в нем. Развитие искусства и культур Востока и Запада в Новое и Новейшее время: взаимные влияния. Визуальная культура и восприятие в современном мире.
  • Регион, регионализм и регионализация
    Лекция 8. Регионы, регионализация и регионализм. Восточная Азия как объект востоковедного изучения. Регион, регионализация и регионализм: определение и основные теоретические разработки. Регионы в востоковедении. Основные регионы Востока, конструирование регионов. Восточная Азия как историко-культурный регион. Холодная война в Восточной Азии и ее последствия. Рост влияния Восточной Азии в мире. Экономическая интеграция региона: формы, стимулы, препятствия и последствия. Региональные организации: АТЭС. АРФ, саммит стран Восточной Азии, АСЕАН+3. Региональная идентичность Восточной Азии.
  • Регион, регионализм и регионализация
    Лекция 9. Регион Юго-Восточной Азии как объект востоковедного изучения. Представление о Юго-Восточной Азии (ЮВА) как об историко-культурном регионе, сложившееся после Второй мировой войны. Выявление признаков древней культурной общности народов, традиционных региональных связей, схожих путей исторического развития народов ЮВА в период позднего средневековья и нового времени. Перспективы региональной интеграции ЮВА в новейшее время. Геополитическая и геокультурная структура региона, основные географические и культурные зоны, характеристика современного состояния стран региона, тенденций их экономического и политического развития.
  • Регион, регионализм и регионализация
    Семинар 3. Ближний Восток как объект востоковедного изучения. Доклад: «Регионализм и регионализация на Ближнем Востоке» Семинар 4. Южная Азия и Центральная Азия как объект востоковедного изучения. Доклад: «Регион Центральной Азии: география, роль в истории и в современной мировой политике»
  • Идентичность, религия и этносы
    Лекции 10-11. Востоковедное языкознание: языки стран Востока. Традиционное филологическое востоковедение (особое отношение к изучаемой культуре и языку). Национальные филологические традиции и их разновидности. Текстология, папирология. Сравнительно-историческое языкознание и его ответвления. Функционализм. Краткая характеристика, анализ его влияния на изучение языков Азии и Африки. Структурализм (европейский, американский). Основные достижения востоковедного языкознания. Генеративная лингвистика. Краткая характеристика, основные принципы, приоритетные направления исследований. Основные достижения. Постструктурализм. Основные принципы и направления. Сравнительно-исторические и генетические исследования. Лингвистическая типология. Компьютерная лингвистика. Корпусная лингвистика.
  • Идентичность, религия и этносы
    Лекции 12-13. Религиоведческий аспект современного востоковедения. Проблема происхождения религии. Естественные религии. Религии откровения (этические) и понятие «осевого времени». Авраамические религии. Монотеизм – закономерный этап в религиозной истории человечества или региональная особенность? Миссионерство и религиоведение Востока. Современное исламоведение, его актуальность. Конфуцианство как основа дальневосточной цивилизации, его сущностные отличия от авраамических религий
  • Идентичность, религия и этносы
    Семинар 5. Этнические группы в Восточной Азии. Доклад: «Этнические группы и этническая политика во Вьетнама» Семинар 6. Этнические группы в Юго-Восточной Азии. Доклад: «Этнические группы и этническая политика в Таиланде» Семинар 7. Идентичность, этнические группы и нации на Ближнем Востоке. Доклад: «Этнические меньшинства на Ближнем Востоке» Семинар 8. Трайбализм на Ближнем Востоке. Доклад: «Трайбализм и нации на Ближнем Востоке»
  • Колониальный путь развития, нации и государство на Востоке
    Лекция 14. Колониальный путь развития, нации и государство. Опыт Восточной Азии. История и особенности формирования государств в Восточной Азии. Колониализм и деколонизация. Нации и этнические группы. Национальное строительство и этнические конфликты.
  • Колониальный путь развития, нации и государство на Востоке
    Семинар 9. Колониальный путь развития и государства на Ближнем Востоке. Доклад: «Государства на Ближнем Востоке: формирование и особенности» Семинар 10. Национализм на Ближнем Востоке. Доклад: «Национализм в Турции и Иране» Семинар 11. Колониальный путь развития и страны Юго-Восточной Азии. Доклад: «Политика западных стран в колониях в Юго-восточной Азии» Семинар 12. Национализм, борьба за независимость и формирование государств в Юго-Восточной Азии. Доклад: «Религия и анти-колониальные движения в Юго-восточной Азии»
  • Традиции, модернизация и глобализация
    Лекция 15. Теория модернизация и страны Восточной и Юго-Восточной Азии. Модернизация: модели и теории. Категория Современности/Модерна и попытки ее осмысления. Традиционное, переходное и современное общество. Социально-экономическая модернизация и политическое развитие. Альтернативные модели развития. Восточно-азиатское государство развитие. Пекинский консенсус. Государства-рантье на Ближнем Востоке. Азиатские ценности и демократизация.
  • Традиции, модернизация и глобализация
    Семинар 13. Теория модернизации и развитие стран Ближнего Востока. Доклад: «Нефть и развитие стран Ближнего Востока» Семинар 14. Особенности социальных институтов в странах Востока и их трансформация: семья и права женщин. Доклад: «Женщины и семья в современной Японии» Семинар 15. Миграция в Восточной Азии и на Ближнем Востоке. Доклад: «Вынужденная миграция в Восточной и Юго-Восточной Азии»
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Тест
    Тесты представляют собой тесты на знание содержания литературы, заданной к изучению на каждый семинар, и включают 5-10 вопросов разного формата: множественный выбор, заполнение пропуска, вопрос с открытым ответом.
  • неблокирующий Доклад
    Продолжительность доклада 20-25 минут; Презентация в Power Point.
  • неблокирующий Экзамен
    Итоговый контроль представляет собой письменный экзамен, состоящий из 20 тестовых вопросов разного формата: множественный выбор, заполнение пропуска, вопрос с открытым ответом. Время ответа – 60 минут. Экзамен содержит вопросы по терминологии и фактическому материалу. Основанием для снижения оценки являются: выбор неправильного ответа на вопрос, неполное раскрытие поставленного вопроса, некорректное использование/раскрытие терминов и понятий.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.3 * Доклад + 0.3 * Тест + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Зеленев, Е.И. Постижение Образа мира : монография / Е. И. Зеленев. — Санкт-Петербург : КАРО, 2012 .- 336 с. - ISBN 978-5-9925-0773-7. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1049010
  • Концепции современного востоковедения : монография / Е. И. Зеленев, В. Б. Касевич. — Санкт-Петербург : КАРО, 2013. — 464 с. - ISBN 978-5-9925-0864-2. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1049002
  • Мелкумян Е. С.-ИСТОРИЯ АРАБСКИХ СТРАН. ГОСУДАРСТВА ЗАЛИВА В ХХ — НАЧАЛЕ ХХI ВЕКА. Учебное пособие для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-240-Бакалавр. Академический курс-978-5-534-06941-9: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/istoriya-arabskih-stran-gosudarstva-zaliva-v-hh-nachale-hhi-veka-441928

Рекомендуемая дополнительная литература

  • С блокнотом по Корее: записки востоковеда / Курбанов С.О., - 2-е изд. - СПб:СПбГУ, 2017. - 480 с.: ISBN 978-5-288-05744-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/999732