• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2018/2019

Теория и практика интерпретации текстов

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Педагогическое образование)
Направление: 44.04.01. Педагогическое образование
Когда читается: 1-й курс, 2-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Педагогическое образование
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина ориентирована на подготовку учителей филологов, которые уже в своей практической деятельности начинают сталкиваться с необходимостью анализировать художественные тексты разных эпох и разных жанров, при этом выстраивая стратегию урока, при которой ученики должные пользоваться анализом различных уровней текста, рассмотрением текста в литературной традиции, в биографическом и социально-культурном контексте эпохи.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • - систематизация сведений из области филологических дисциплин, необходимых для педагогической работы
  • - развитие навыков работы с текстом на уроках русского языка и литературы
  • - становление педагогической рефлексии учителя-словесника
  • - освоение форматов работы с источником, позволяющих учитывать уровень подготовки группы и отдельных обучающихся
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Умение провести имманентный анализ текста
  • Анализировать текст в контексте литературной традиции.
  • Умение анализировать текст в биографическом, социальном и историческом контексте.
  • Строить стратегию выполнения заданий.
  • Подбирать основной и дополнительный материал к уроку.
  • Создавать базу вопросов для урока.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Работа с текстом на уроках литературы
    1.Имманентный анализ текста. Понятие художественного мира автора. Анализ поэтического текста: метр, ритм, рифма, строфика, синтаксис, лексика, жанр, лирический сюжет, композиция, тропы. Анализ прозаического текста: лексика, синтаксис, сюжет, композиция. Понятие художественного пространства. Мотивный анализ поэтического и прозаического текста. Понятие художественного языка произведения. Сквозные темы и излюбленные художественные приемы. 2. Текст в литературном процессе. Классицизм и романтизм в искусстве. Античные и библейские образы, мотивы и сюжеты. Русская проза и поэзия и западноевропейская литературная традиция. Элегическая традиция в русской поэзии. Понятие семантического ореола метра. Вальтерскоттовская традиция и русский роман. Пушкин в русской поэзии и прозе ХХ века. Гоголь в русской поэзии и прозе ХХ века. Сюжет смерти поэта в русской поэтической традиции. Традиции комментирования прозы и поэзии. 3. Текст в историкокультурном и биографическом контексте. Литературные тексты во взаимодействии с современной живописью, музыкой, театром, философией, общественной и политической жизнью. Биография автора как один из инструментов интерпретации текстов.
  • Работа с текстом на уроках русского языка и развития речи
    1. Как поставить, конкретизировать, сфокусировать образовательную задачу к теме? Какие параметры важно учесть при отборе источников? Как ранжировать уровни сложности работы с текстом? Какие аспекты анализа обязательны, какие факультативны? Как установить границу между анализом и интерпретацией? Как возникает понятие нормы, какиебывают виды норм, как отличить ошибку от приема? Как соотнести правило, исключения, мягкие статистические ограничения и жесткие запреты с естественным текстом? 2. Как учесть исторические особенности естественного текста при подготовке задания? Для каких целей можно использовать переводы? Диахронический аспект развития языка и речи. Социальная и географическая стратификация текстов. Индивидуальная авторская манера. Декларации авторов и речевая практика. Грамматический и лексический подходы к тексту. Фонетическая составляющая текста. 3. Традиционные и современные тенденции в методике преподавания родного и неродного языков. Виды и жанры уроков. Системный и текстоцентрический подход к предъявлению теоретических сведений и разработке практических упражнений.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание: подготовить конспект "сценария урока"
  • неблокирующий Проект
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.35 * Домашнее задание: подготовить конспект "сценария урока" + 0.35 * Проект + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Пушкин : биография писателя; Статьи и заметки; "Евгений Онегин". Комментарий, Лотман, Ю. М., Егорова, Б. Ф., 2011
  • Современный русский язык, Розенталь, Д. Э., Голуб, И. Б., 2002
  • Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию, Розенталь, Д. Э., Джанджакова, Е. В., 2001

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Акимова Н.Н. - Русская литература и культура XIX века (для бакалавров) - КноРус - 2016 - 397с. - ISBN: 978-5-406-04136-9 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/917524
  • Анализ художественного текста. Русская литература XX века: 20-е годы: Учебное пособие / Рогова К.А. - СПб:СПбГУ, 2018. - 286 с.: ISBN 978-5-288-05820-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1001187
  • Белинский В.Г. - Русская литература в 1841 году - Издательство "Лань" - 2013 - 42с. - ISBN: 978-5-507-11410-8 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/8146
  • Беседы о русской культуре : быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века), Лотман, Ю. М., 2011
  • Есин А.Б. - Русская литература XIX века : Задачи, тесты, полезные игры - Издательство "ФЛИНТА" - 2019 - 218с. - ISBN: 978-5-89349-024-4 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/125329
  • Под ред. Романовой Г.И. - РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ В 2 Т. ТОМ 2. XX ВЕК 3-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 232с. - ISBN: 978-5-534-07770-4 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/russkaya-literatura-v-voprosah-i-otvetah-v-2-t-tom-2-xx-vek-434640
  • Под ред. Чернец Л.В. - РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ В 2 Т. ТОМ 1. XIX ВЕК 4-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 212с. - ISBN: 978-5-534-07963-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/russkaya-literatura-v-voprosah-i-otvetah-v-2-t-tom-1-xix-vek-434288
  • Русская пунктуация : пособие-справ., Базжина, Т. В., Крючкова, Т. Ю., 2010
  • Русская пунктуация : пособие-справочник для старшеклассников, абитуриентов и студентов, Базжина, Т. В., Крючкова, Т. Ю., 2000
  • Словарь трудностей русского языка, Розенталь, Д. Э., Теленкова, М. А., 2001
  • Современный русский язык, Валгина, Н.С., Розенталь, Д.Э., 2003