• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2018/2019

Чешский язык

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Направление: 45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Когда читается: 3-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 158

Программа дисциплины

Аннотация

Курс знакомит студентов с основными сведениями о чешском языке, систематизирует знания о системе морфонологических, морфологических, синтаксических и морфосинтаксических правил чешского языка, тренирует умения и формирует навыки использования чешского языка как средства общения в быту и в профессиональной сфере, готовит к выполнению профессиональных обязанностей в сфере лингвистики.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • подготовка специалистов, владеющих чешским языком в объеме, позволяющем в дальнейшем использовать его как средство общения в ситуациях универсального и профессионального типа, что соответствует «Продвинутому уровню» В1 в общеевропейской классификации компетенций владения иностранным языком
  • формирование у студентов специфических лингвистических и переводческих знаний и навыков, позволяющих профессионально работать с любыми, в том числе сложноорганизованными текстами, написанными на чешском языке
  • подготовка студентов к участию в международных программах
  • формирование у студентов навыков использования языка как средства исследовательской деятельности, в частности, навыков использовать справочную литературу и другие источники на чешском языке, представлять материалы собственных исследований в устной и письменной форме, выступать с докладами и сообщениями, участвовать в научных дискуссиях
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знает соотношение звуковой формы и орфографической нормы чешского языка
  • различает различные регистры и стили речи
  • пользуется различными двуязычными и одноязычными словарями чешского языка
  • имеет представление об основных особенностях различных диалектов чешского языка
  • использует справочную литературу и другие источники на чешском языке
  • конспектирует получаемую информацию
  • знает соотношение общего литературного (spisovná čeština), обиходно-разговорного (obecná čeština) и разговорного (hovorová čeština) чешского языка
  • использует чешский язык как средство общения в быту и в профессиональной сфере
  • без подготовки участвует в диалогах с носителями изучаемого языка
  • понимает развернутые доклады и лекции и содержащуюся в них аргументацию, если тематика этих выступлений достаточно знакома
  • понимает тексты средней и высокой степени сложности, тематически связанные с будущей профессией, академической деятельностью и спектром научных интересов
  • ведет деловую корреспонденцию
  • проводит морфологический, синтаксический и стилистический анализ аутентичных текстов на чешском языке
  • знает систему морфонологических, морфологических, синтаксических и морфосинтаксических правил чешского языка
  • реферирует и аннотирует научные, художественные, официально-деловые и публицистические тексты на чешском языке
  • создает тексты различных научных жанров по тематике проводимых исследований
  • принимает участие в дискуссии по знакомой проблеме, обосновывает и отстаивает свою точку зрения
  • пишет эссе, доклады, всесторонне освещая заданный тезис или вопрос
  • делает устные сообщения на заранее заданную тему по широкому кругу вопросов общественно-бытовой тематики и связанных с учебной или будущей профессиональной деятельностью
  • переводит с чешского языка на русский и с русского языка на чешский тексты средней степени сложности (в т. ч. с использованием словаря) по темам, затрагивающим научные и общественно-политические вопросы, с сохранением стилистических особенностей текста
  • осуществляет как письменный, так и устный последовательный перевод на знакомые темы
  • аргументированно высказывается по широкому кругу вопросов, связанных с академической и будущей профессиональной деятельностью
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1
    Глагол: спряжение в настоящем времени; императив. Склонение существительных и прилагательных женского рода (типы žena и růže). Порядковые и количественные числительные 1-100. Названия месяцев и дней недели. Названия частей тела. Базисные глаголы и наречия. Бытовая лексика.
  • Тема 2
    Глагол: будущее время; основы чешского глагола; прошедшее время; сослагательное наклонение. Склонение существительных и прилагательных среднего рода (типы město и pole). Основные прилагательные. Цветообозначения. Семья. Погода и климат. Обозначения положения в пространстве.
  • Тема 3
    Склонение личных местоимений. Склонение существительных и прилагательных мужского рода. Притяжательные местоимения. Склонение прилагательных мягкого типа. Числительные (продолжение). Еда. География. Путешествия. Части тела (продолжение).
  • Тема 4
    Склонение существительных (типы kost, píseň, stavení, kotě, předseda, muzeum). Указательные местоимения. Склонение числительных. Степени сравнения прилагательных. Склонение местоимения všechen. Профессии. Спорт. Еда (продолжение). Животные и птицы. Лингвистическая терминология.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий аудиторная работа
  • неблокирующий домашнее задание
  • неблокирующий экзамен
    На пересдаче студенту предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль, если она ниже 4 баллов. В этом случае студент может получить дополнительный вопрос (дополнительное задание), ответ на который оценивается в 1 балл.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.25 * аудиторная работа + 0.25 * домашнее задание + 0.5 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Мокиенко, В.М., Степанова, Л.И. Чешский язык : учебное пособие по развитию речи / В. М. Мокиенко, Л. И. Степанова. — Санкт-Петербург : КАРО, 2011. - 272 с. - ISBN 978-5-9925-0561-0. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1049092 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1049092

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Потапова, О. В. (2011). Начинаем изучать чешский язык = Začínáme s češtinou : учеб.- метод. пособие ; Začínáme s češtinou. Belarus, Europe: БГУ. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.81C8DEFA
  • Рассказы современных чешских писателей : учебное пособие по чтению на чешском языке / составление, задания, комментарии Я. Гулюшкиной, В. М. Мокиенко — Санкт-Петербург : КАРО, 2014. — 192 с. - (Чтение с упражнениями). - ISBN 978-5-9925-0972-4. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1049223