• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2018/2019

Экспериментальные методы в психо- и нейролингвистике

Статус: Майнор
Когда читается: 1 модуль
Преподаватели: Акинина Юлия Сергеевна, Горанская Дария Николаевна
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина дает слушателям основные теоретические и методологические знания для исследований функционирования языка с помощью методов психо- и нейролингвистики и применения экспериментальных методов в психо- и нейролингвистике.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов теоретических и методологических знаний в области экспериментальных лингвистических исследований
  • Освоение студентами навыков самостоятельного дизайна экспериментальных парадигм для изучения лингвистических феноменов у разных категорий испытуемых
  • Формирование навыков критического анализа современных психо- и нейролингвистических исследований и чтения соответствующей литературы
  • Изучение студентами основных современных инструментальных методов исследования в психо- и нейролингвистике
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает базовые методологические принципы построения эксперимента
  • Знает теоретические основы построения лингвистического эксперимента
  • Знает основную литературу по современным эмпирическим исследованиям в области психо- и нейролингвистики
  • Умеет самостоятельно разработать эффективный экспериментальный дизайн, провести экспериментальное исследование и задокументировать его
  • Знает основные этические принципы проведения эксперимента с участием людей
  • Знает основные инструментальные методы исследования в современной психо- и нейролингвистике и особенности их применения
  • Умеет корректно использовать термины и понятия психо- и нейролингвистики в лингвистическом дискурсе
  • Владеет методами поиска и анализа релевантной литературы в области психо- и нейролингвистики
  • Умеет подобрать оптимальные квантитативные методы для решения исследовательских задач
  • Умеет излагать результаты эксперимента и предлагать их интерпретации
  • Владеет навыками критического анализа различных экспериментальных лингвистических исследований
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение. Основы экспериментального метода
    Язык как психический феномен. Обзор современного методологического арсенала психо- и нейролингвистики. Примеры решаемых исследовательских задач. Наблюдение и эксперимент. Типы научных исследований. Понятие научной гипотезы. Принцип фальсификации. Понятие валидности и надежности исследования.
  • Экспериментальный дизайн
    Основные практические этапы планирования и проведения эксперимента. Зависимая, независимая и побочные переменные. Межгрупповые и внутригрупповые экспериментальные планы: преимущества и недостатки. Экспериментальные листы. Филлеры
  • Поведенческие методики
    Общие возможности и ограничения экспериментов с использованием поведенческих методик. Возможные независимые и зависимые переменные. Примеры методик и экспериментов
  • Запись движений глаз
    Виды движений глаз. Возможности и ограничения методик записи движения глаз. Возможные независимые и зависимые переменные. Парадигма «визуальный мир». Исследования чтения
  • Нейроанатомия
    Головной мозг, нейроны, серое и белое вещество. Лобная, височная, теменная, затылочная доля коры головного мозга. Репрезентация языка в мозге (латерализация, зона Брока, зона Вернике и т.п.).
  • Афазия
    Введение в афазию. Причины афазии. Типы афазии, Бостонская классификация и классификация А. Р. Лурия. Применение лингвистических знаний в диагностике и терапии афазии. Метод VLSM (картирование симптома-поражения).
  • Методы нейролингвистики
    Электрофизиологические, нейровизуализационные, стимуляционные методы. Пространственное и временное разрешение методов. Примеры применения методов для тестирования языковой модели
  • Клинико-патологический и нейровизуализационный подход
    История функционального картирования мозга. Преимущества и ограничения клинико-патологического и нейровизуализационного подходов. Нейробиологические и физические принципы регистрации данных методом фМРТ, преимущества и ограничения метода. Экспериментальный план фМРТ-исследований: экспериментальные условия, проблема выбора контрольного условия эксперимента. Примеры экспериментов. Методологические принципы метода повоскельного картирования симптом-поражение (voxel-based lesion-symptom mapping, VLSM). Примеры экспериментов.
  • Современные модели устройства языка в мозге: модель двойного маршрута
    Критика модели Вернике-Гешвинда. Модель двойного маршрута. Эмпирические свидетельства в пользу модели двойного маршрута. Примеры исследований.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий контрольные работы
    Короткие контрольные работы, оценивающие теоретические знания по предыдущей теме (вопросы с кратким ответом или с выбором варианта ответа)
  • неблокирующий письменный отчет по статье
    Задание состоит в том, чтобы отобрать статью по интересующей теме, кратко изложить её содержание, а также критически оценить статью: методологическое качество эксперимента и дальнейшие выводы.
  • неблокирующий проведение эксперимента
  • неблокирующий экзамен
    В качестве итогового контроля освоения дисциплины предлагается, во-первых, продумать исследование по заданному исследовательскому вопросу (экспериментальный дизайн, метод, зависимая и независимые переменные, гипотезы), а во-вторых, описать один из предложенных экспериментальных методов и предложить уровни языка, которые возможно исследовать с применением данного метода. В процессе экзамена могут быть заданы дополнительные вопросы по материалу курса.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.2 * контрольные работы + 0.2 * письменный отчет по статье + 0.1 * проведение эксперимента + 0.5 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Huettig, F., Rommers, J., & Meyer, A. (2011). Using the visual world paradigm to study language processing: A review and critical evaluation. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.3AB3E1BA

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Indefrey, P. (2011). The Spatial and Temporal Signatures of Word Production Components: A Critical Update. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.C0D28199
  • ПОППЕР К., & БАЛЛ О.А. (1997). Нормальная наука и опасности, связанные с ней. Философия Науки и Техники, (1). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16906940