• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящихЛичный кабинет сотрудника ВШЭПоиск
Бакалавриат 2018/2019

Научно-исследовательский семинар "Речевой этикет и коммуникативные стратегии"

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Направление: 45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Когда читается: 3-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 2

Программа дисциплины

Аннотация

Курс знакомит студентов с основными сведениями о речевом этикете и коммуникативных стратегиях, систематизирует знания о речевом этикетном поведении в различных языковых культурах, тренирует умения и формирует навыки описания социального и психологического портрета говорящего по его речевому поведению, готовит к выполнению профессиональных обязанностей в сфере лингвистики.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • ознакомление студентов с теоретическими основами речевого этикета и коммуникативных стратегий
  • ознакомление студентов с основными методами и приёмами анализа речевого этикета и коммуникативных стратегий
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знает историю изучения речевого этикета и вежливости
  • знает имена и основные идеи лингвистов, занимавшихся проблемой лингвистического описания вежливости
  • выделяет этикетные ситуации разного уровня в различных языковых культурах
  • понимает принципы функционирования этикетных формул
  • решает лингвистические задачи на тему вежливости
  • знает основные понятия направления семантики и прагматики, занимающегося изучением речевого этикета
  • описывает социальный и психологический портрет говорящего по его речевому поведению
  • понимает особенности функционирования обращений и антропонимов в других функциях
  • сравнивает речевое этикетное поведение в различных языковых культурах, а также сравнивает и описывает правила употребления этикетных формул в них
  • проводит исследования этикетного поведения в различных социальных группах и изменения прагматики этикетных формул в их истории
  • понимает причины нарушения речевого этикета
  • понимает причины и устройство агрессивного речевого поведения и антивежливости, в частности, брани
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Этикетные ситуации и формулы
    Введение в речевой этикет. Этикет, речевой этикет, вежливость. Этикетные ситуации: классификация и типология. Этикетные формулы, речевые клише. Приветствия и прощания.
  • Имена собственные и обращения
    Имя собственное в речевом этикете. Антропонимы в обращении, самопредставлении и при референтном употреблении. Функционирование обращений. Личные местоимения в речевом этикете. Семейный этикет и обращения. Семантика и прагматика этикетных слов.
  • Нарушения речевого этикета
    Типы нарушений речевого этикета. Агрессивное речевое поведение. Не-вежливость и антивежливость. Брань и её функции.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий аудиторная работа
  • неблокирующий домашнее задание
  • неблокирующий экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.3 * аудиторная работа + 0.4 * домашнее задание + 0.3 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Leech, G. N. (2014). The Pragmatics of Politeness. Oxford University Press: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=779509
  • Michael Haugh. (2014). Im/Politeness Implicatures. Berlin/Boston: De Gruyter Mouton. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=935413

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Hickey, L., & Stewart, M. (2005). Politeness in Europe. Clevedon: Multilingual Matters. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=116992