• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2018/2019

Практикум по электричеству и магнетизму

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс обязательный (Физика)
Направление: 03.03.02. Физика
Кто читает: Факультет физики
Где читается: Факультет физики
Когда читается: 2-й курс, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Лемзяков Сергей Анатольевич, Моисеенко Дмитрий Александрович
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 72

Программа дисциплины

Аннотация

Целями освоения дисциплины «Лабораторный практикум по электричеству и магнетизму» являются: ● практическое знакомство с физическими явлениями и законами электромагнетизма ● формирование у студентов профессиональных компетенций и навыков, позволяющих формулировать, создавать и применять физические модели электромагнитных явлений для решения практических задач; ● формирование навыков проведения измерения физических свойств, величин, характеристик и навыка критического анализа полученных данных; ● получение практического навыка использования компьютеризованных методов сбора и анализа данных; ● получение навыков оформления и представления результатов своей работы; определение и развитие склонности студента к экспериментальной работе. Изучение данной дисциплины базируется на знаниях, полученных студентами при освоении учебных дисциплин: ● Математический анализ ● Механика Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении дисциплин: ● Оптика ● Теория поля
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Лабораторный практикум по электричеству и магнетизму» являются: ● практическое знакомство с физическими явлениями и законами электромагнетизма ● формирование у студентов профессиональных компетенций и навыков, позволяющих формулировать, создавать и применять физические модели электромагнитных явлений для решения практических задач; ● формирование навыков проведения измерения физических свойств, величин, характеристик и навыка критического анализа полученных данных; ● получение практического навыка использования компьютеризованных методов сбора и анализа данных; ● получение навыков оформления и представления результатов своей работы; определение и развитие склонности студента к экспериментальной работе. Изучение данной дисциплины базируется на знаниях, полученных студентами при освоении учебных дисциплин: ● Математический анализ ● Механика Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении дисциплин: ● Оптика ● Теория поля
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • умеет собрать измерительную схему, состоящую из параллельно соединенных конденсатора, резистора, катушки индуктивности, измерительных резисторов, генератора синусоидального напряжения и осциллографа
  • умеет оценить электростатические параметры
  • умеет сопоставить полученные экспериментально величины с расчетными значениями, проанализировать причины возможных расхождений теоретических результатов и эксперимента
  • умеет измерить зависимость общего тока в схеме как функцию частоты генератора. Построить резонансную кривую.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Основы измерений электрических величин
  • Измерение магнитных величин
  • Электростатические явления
  • Резонансные явления в цепях переменного тока
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Лабораторные работы
    В ходе учебного лабораторного практикума выполняются 4 лабораторных работ. Работы выполняются по установленному преподавателем графику. Выполнение работы подразумевает: непосредственное участие студента в проведении работы (подготовка стенда, проведение опыта, организация измерений), обработка полученных данных, оформление и представление письменного отчета по работе, участие в обсуждении результатов работы. При выполнении работы в составе группы, отчёты готовятся индивидуально всеми членами группы. Кроме того, по одной из работ по выбору преподавателя студент готовит презентацию и представляет ее результаты в виде доклада. Итоговая оценка складывается из оценок за отчёты о выполненных работах и оценки за доклад.Отчёт о выполнении работы представляется для проверки и оценки в письменном (электронном или печатном по соглашению с преподавателем) виде. Отчёт включает в себя необходимые для представления результаты работы, в том числе: все необходимые графики, таблицы, формулы и пояснения. Не включенные в отчёт результаты могут быть учтены или не учтены по усмотрению преподавателя. Отчёт оценивается по 10-бальной шкале. При выставлении оценки за работу учитывается: ● чёткость и корректность описания поставленной задачи и полученных результатов ● адекватность, полнота и оригинальность анализа результатов ● участие студента в проведении работы ● соблюдение правил оформления отчёта ● участие студента в обсуждении результатов работы При зафиксированном неучастии студента в выполнении работы (включая прекращение выполнения работы из-за нарушения правил поведения на практикуме), отсутствии отчёта о выполнении работы, обнаружение нарушения правил цитирования в отчёте или существенного совпадения различных отчётов ставится оценка 0 (ноль). В случае существенного совпадения различных отчётов ставится оценка 0 (ноль) за все совпадающие работы.
  • неблокирующий Доклад
    Доклад готовится по одной из работ по выбору преподавателя в формате доклада на научном семинаре. Доклад готовится с использованием электронной презентации и/или доски по выбору докладчика. Время на доклад - ориентировочно 20 минут, по усмотрению преподавателя может быть изменено. Доклад оценивается по 10-бальной шкале. Ввиду того, что выступление с докладом по сделанной работе производится перед аудиторией (группой), представление доклада вне учебного расписания является невозможным, поэтому оценка за доклад является непересдаваемой. При выставлении оценки за доклад учитывается: ● качество полученных результатов (достоверность получения, корректность обработки) ● подбор материала для презентации и организация презентации ● умение рассказать полученные результаты и отвечать на вопросы
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.5 * Доклад + 0.5 * Лабораторные работы
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Общий курс физики: Учебное пособие для вузов: В 5 томах Том 1: Механика / Сивухин Д.В., - 6-е изд., стер. - М.:ФИЗМАТЛИТ, 2014. - 560 с.: 60x90 1/16 (Переплёт) ISBN 978-5-9221-1512-4
  • Общий курс физики. Т.3: Электричество, Сивухин, Д. В., 2015
  • Сивухин Д.В. - Общий курс физики: Для вузов. В 5 т. Т.III. Электричество: учебное пособие - Издательство "Физматлит" - 2015 - 656с. - ISBN: 978-5-9221-1643-5 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/72015
  • Сивухин Д.В. - Общий курс физики. Том 3. Электричество - Издательство "Физматлит" - 2009 - 656с. - ISBN: 978-5-9221-0673-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/2317

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Тамм И.Е. - Основы теории электричества - Издательство "Физматлит" - 2003 - 616с. - ISBN: 5-9221-0313-Х - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/2333