• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2018/2019

История русского языка

Направление: 45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Когда читается: 3-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 2

Программа дисциплины

Аннотация

Целями освоения дисциплины «История русского языка» являются: . 1) ознакомление студентов с историей русского языка; 
 . 2) усвоение студентами знаний о законах и принципах языковой эволюции (на 
материале исторической фонологии и исторической морфологии русского и других 
славянских языков); 
 . 3) развитие представлений о внешних (историко-культурных, историко- 
социологических, историко-политических) и внутренних (сугубо лингвистических) 
факторах языковых изменений (на материале русского и других славянских языков); 
 . 4) усвоение знаний о периодизации истории русского языка, о языковом и историко- 
культурном содержании этих периодов; 
 . 5) формирование умений читать и анализировать грамматический и стилистический 
строй памятников восточнославянской письменности эпохи Средневековья. 
 . 6) формирование навыков лингвистического анализа древнего восточнославянского и 
диалектного текста с использованием современных ресурсов и инструментов (словари, грамматики, корпуса, экспериментальные данные). 
 Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: . • Старославянский язык 
 . • Введение в языкознание 
 . • Теория языка 
 . • Лингвистическая типология 
 . • Языковое разнообразие 

Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Рассказать студентам про основные черты и специфику языковой эволюции русского языка в сравнении с другими славянскими языками;
  • Научить студентов осознавать многообразие разновидностей языка (литературной нормы, диалектов, просторечия, разговорной речи) и уметь выявлять в тексте грамматические элементы различных подсистем
  • Рассказать студентам про историческую основу явлений современного русского языка.
  • Научить студентов читать и понимать памятники средневековой восточнославянской письменности
  • Научить студентов объяснять историческую природу языковой вариативности в современном русском языке
  • Научить студентов осознавать и выделять в тексте многообразие вариантов языка (в частности, элементы, находящиеся в отношениях варьирования разной степени свободы)
  • Научить студентов описывать особенности русского языка на фоне других славянских, других индоевропейских языков и типологически различных языков мира в целом
  • Дать студентам опыт лингвистического чтения памятников древневосточнославянской
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знает особенности исходной фонетической системы древнерусского языка; умеет определять основные диалектные особенности, отраженные в памятниках
  • знает этапы преобразования фонетической системы древнерусского языка; умеет определять признаки фонетических изменений в памятниках древней письменности
  • знает формальные особенности раннедревнерусского словоизменения; умеет определять морфологические формы в древнерусском тексте
  • знает этапы формирования субстантивной парадигмы в единственном числе и внеродовой субстантивной парадигмы во множественном числе; особенности истории двойственного числа и формирования категории одушевленности; умеет определять признаки отражения этих изменений в памятниках древней письменности
  • знает этапы эволюции числительных, местоимений и прилагательных; умеет определять признаки отражения этих изменений в памятниках древней письменности
  • знает этапы и особенности эволюции категорий и форм глагола; умеет определять признаки отражения этих изменений в памятниках древней письменности
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Предмет истории русского языка
    Предмет истории русского языка: понятия исторической грамматики и истории литературного языка. Источники по истории русского языка. Периодизация истории русского языка. Право-сточнославянские фонетические явления.
  • Исходная фонетическая система
    Система вокализма. Система консонантизма. Ударение. Древнейшие диалектные явления.
  • История преобразования фонетической системы
    Падение редуцированных и его последствия. Переход е в о. История фонем <ô> и <ě>. Изменения в системе консонантизма. История корреляции по глухости-звонкости и твёрдости-мягкости. История аканья.
  • Формальные особенности раннедревнерусского словоизменения
    Категории и формы существительных в древнерусском языке. Категория рода, числа, падежа, лица (потенциального субъекта). Типы склонений. Диалектные особенности в склонении имен существительных.
  • Формирование родовой субстантивной парадигмы в единственном числе
    Формирование внеродовой субстантивной парадигмы во множественном числе. Утрата категории двойственного числа; развитие категории одушевлённости.
  • История числительных, местоимений и прилагательных
    История числительных, формирование числительного как части речи, история формальных изменений. История местоимений (личных и неличных). История категориальных и формаль-ных изменений имени прилагательного.
  • Глагол
    История категории вида. История форм будущего времени. История форм прошедшего времени. История именных форм глагола. Формирование деепричастий.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий аудиторная работа
  • неблокирующий контрольная работа
  • неблокирующий экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.4 * аудиторная работа + 0.2 * контрольная работа + 0.4 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • История русского литературного языка (XI-XVII вв.), Успенский Б. А., 2002

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Захарова Л.А., Старикова Г.Н. - История русского языка: Историческая грамматика: учеб.пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2017 - 219с. - ISBN: 978-5-9765-1051-7 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/100020