• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2018/2019

Маркетинг для предпринимателей и инноваторов

Направление: 27.04.05. Инноватика
Когда читается: 1-й курс, 1 модуль
Формат изучения: Full time
Прогр. обучения: Управление исследованиями, разработками и инновациями в компании
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Курс знакомит студентов магистерской программы с инструментами маркетинга, которые наиболее результативны на стадиях НИОКР и запуска на рынок новой технологии, товара или услуги. Дисциплина признана ознакомить студентов с различиями между инновационным маркетингом и маркетингом инноваций, научить их успешно пользоваться инструментами и технологиями современного маркетинга, что позволит оптимизировать предпринимательский и инвестиционный риск, неизбежно возникающий в инновационной сфере. В данном курсе рассматриваются вопросы и проблемы процесса разработки и выведения нового товара на рынок, особенности маркетинговых исследований на разных этапах этого разработки и жизненного цикла товаров, технологий и услуг, организации взаимодействия служб R&D с отделами маркетинга и с другими подразделениями компании при создании и выведении новых товаров, услуг, технологий на рынок и другие вопросы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Развитие конвергенции инновационного менеджмента и маркетинга инноваций с помощью которого технические специалисты-разработчики, специалисты в области инноваций, технологические стартаперы и инновационные предприниматели смогут овладеть компетенциями в области маркетинга, достаточными для успешной разработки и рыночного запуска инновационных технологий, товаров и услуг.
  • Ознакомление со спецификой технологического маркетинга и особенностями применения концепции маркетинга на высокотехнологичных рынках
  • Приобретение знаний и навыков, необходимых для постановки и практического решения маркетинговых задач при выведении высокотехнологичного продукта на рынок в условиях турбулентной среды высокотехнологичных рынков, высокого риска и недостатка информации.
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Знает различия между инновационным маркетингом и маркетингом инноваций
  • Знает методы идентификации рыночных возможностей за счет определения потребностей в новых товарах, технологиях и услугах
  • Знает методы сбора и анализа рыночных данных для подтверждения выявленных рыночных возможностей
  • Умеет проводить анализ отраслевого рынка
  • Знает маркетинговые термины, его базовые понятия и категории
  • Умеет проводить анализ потребностей потребителей и определять целевой рынок для инновационных продуктов и технологий
  • Владеет навыками рыночной аналитики
  • Умеет производить рыночное тестирование прототипов, α- и β-образцов новой продукции
  • Владеет методами принятия управленческих решений в области маркетинга инноваций
  • Умеет разрабатывать маркетинговую стратегию рыночного запуска новой продукции, включая нейминг, брендинг, планирование каналов сбыта, медиа-планирование мероприятий продвижения новой продукции и т.п
  • Владеет методами оценки результативности запуска инновационной продукции или технологии
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в маркетинг инноваций.
    Инновации: основные определения и классификация. Особенности маркетинга инноваций: должен ли он отличаться от маркетинга традиционных товаров. Влияние типа инноваций на маркетинговую стратегию. Соотношение между понятиями “маркетинг инноваций” и “маркетинг высокотехнологичной продукции”. Цепочка создания стоимости инновационных продуктов: характеристики и особенности. Климат и культура инновационных компаний. Специфика организации отдела маркетинга в высокотехнологичных инновационных компаниях. Взаимодействие маркетингового и технологического отделов при работе с инновациями: барьеры взаимопонимания, взаимодействие и интеграция.
  • Стратегический маркетинг инновационных компаний.
    Позиционирование инновационного продукта и фирмы на рынке. Ключевые стратегические решения инновационных компаний. Конкурентные преимущества инновационных компаний. Анализ постоянства, реализуемости и конкурентоспособности. Анализ ресурсов и компетенций. Шансы и риски венчуров и инновационных продуктов. Принятие решений в условиях неопределенности. Ориентация на заказчиков: потребитель, как участник цепочки создания ценности. Особенности маркетинговых исследований для инновационных продуктов. Специфика прогнозирования принятия инноваций. Принятие решений корпоративными и частными потребителями: процесс и определяющие факторы. Сегментирование потребителей и определение целевой аудитории инновационного продукта. Стратегии привлечения потребителей. Стратегии удержания потребителей инновационных продуктов. Модель Левитта.
  • Интеллектуальная собственность. Риски и защита
    Виды незаконного использования интеллектуальной собственности: пиратство, контра-факт, мошенничество. Обзор кейсов по пресечению онлайн мошенничеств, связанных с брендами российских компаний. Рекомендации по предотвращению и устранению угроз бренду.
  • Товарная стратегия.
    Продуктовый портфель и принципы управления портфелем продуктов. Расширенный продукт. Жизненный цикл инновации. Специфика товарной стратегии инновационного продукта. Стандартизация и индивидуализация. Архитектура продукта: модули и производные. Развитие дополнительных услуг.
  • Каналы распределения и сбытовые цепочки инновационных продуктов.
    Принципы формирования системы сбыта инновационных продуктов и факторы, влияющие на ее организацию. Критерии выбора сбытовых каналов для высокотехнологичной продукции. Управление и контроль за сбытовыми каналами инновационных продуктов. Определение эффективности сбытовых каналов. Маркетинг взаимоотношений: партнерства и альянсы инновационных компаний: причины и цели создания, риски и факторы успеха.
  • Ценообразование на инновационных рынках.
    Определяющие параметры ценообразования на инновационные продукты. Клиентоориентированное ценообразование. Ценообразование на дополнительные услуги. Технологический парадокс
  • Маркетинговые коммуникации.
    Каналы и их использование. Специфика маркетинговых коммуникаций инновационных компаний. Составляющие интегрированных маркетинговых коммуникаций и поиск их оптимального сочетания при продвижении инноваций. Критерии выбора каналов коммуникаций для продвижения различных видов инновационных продуктов. Реклама инновационных продуктов. Аннонсирование новых товаров.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Created with Sketch. контрольные задания на занятиях
  • неблокирующий Created with Sketch. письменные домашние задания
  • неблокирующий Created with Sketch. Итоговый проект
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.3 * Итоговый проект + 0.1 * контрольные задания на занятиях + 0.6 * письменные домашние задания
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • , ЕвстигнееваТ.В. Маркетинг в вопросах и решениях. : учебное пособие / ЕвстигнееваТ.В., Захарова И.В. — Москва : КноРус, 2018. — 302 с. — ISBN 978-5-406-06488-7. — URL: https://book.ru/book/929525 (дата обращения: 10.10.2019). — Текст : электронный.
  • Арженовский, И.В. Маркетинг регионов: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Менеджмент» и «Экономика» / И.В. Арженовский. - М. : ЮНИТИ-ДАНА,2017. - 135 с. - ISBN 978-5-238-02219-2. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028866

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Еремин, В.Н. Маркетинг. Основы и маркетинг информации. : учебник / Еремин В.Н. — Москва : КноРус, 2016. — 647 с. — ISBN 978-5-406-05302-7. — URL: https://book.ru/book/929526 (дата обращения: 10.10.2019). — Текст : электронный.
  • Захарова, И.В. Маркетинг в вопросах и решениях : учебное пособие / Захарова И.В., Евстигнеева Т.В. — Москва : КноРус, 2011. — 303 с. — ISBN 978-5-406-00452-4. — URL: https://book.ru/book/272679 (дата обращения: 10.10.2019). — Текст : электронный.
  • Захарова, И.В. Маркетинг в вопросах и решениях. : учебное пособие / Захарова И.В., Евстигнеева Т.В. — Москва : КноРус, 2017. — 304 с. — ISBN 978-5-406-05860-2. — URL: https://book.ru/book/926015 (дата обращения: 10.10.2019). — Текст : электронный.