• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2018/2019

Философия

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Филология)
Направление: 45.03.01. Филология
Когда читается: 1-й курс, 3 модуль
Формат изучения: Blended
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Курс предлагает знакомство с основными этапами в истории западноевропейской философии, начиная с философских направлений в древней Греции и вплоть до конца XX века. Историко-философский материал курса выстраивается на основе проблемного подхода, ориентированного на современный контекст и актуальную рецепцию.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • ознакомить студентов с основными проблемами и вопросами философии, а также с основными философскими концепциями классической и современной философии.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент распознает основные философские понятия и концепции классической и современной философии.
  • Студент интерпретирует философские тексты (первоисточники и исследовательскую литературу) и артикулирует их понимание в письменной и устной форме.
  • Студент использует навыки философского мышления при анализе идей и понятий курса.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Основы западной философской традиции: Сократ, Платон и Аристотель
    Персона Сократа и начало новой философской традиции. Созерцательный человек и борьба за авторитет. Философия как образ жизни. Общие характеристики диалектики Сократа. Философия против софизма. Проект «Государства» Платона. Философия как страж государства. К чему стремиться философ? Художественная структура «Пира» Платона. Рассуждения о любви. Сократ и истинно диалектический подход: диалектика. Прекрасное само по себе. Аристотель: теория и практика. Политика и благо. Энергия и деятельность.
  • Проект Просвещения
    Начало эпохи Просвещения. Декарт: субъективное ‘Я’ как начало познания. Декарт и проблема эпистемологии. Субъективность как: отрицание, ошибка, сомнение, безумие. Декарт и революционность.
  • Критический метод Канта
    Немецкий идеализм. Три критики. Между догматизмом и скептицизмом. Познание, не основанное на опыте. Критика чистого разума как новое философское направление. Phenomena и noumena.
  • Философия истории и сознания в системе Гегеля
    Новый дух. Философия как наука. Принцип органического развития. Абсолют/дух. Жизнь и развитие абсолютного. Aufhebung. Гегельянская триада. Нарративная схема «Феноменологии духа». Alexandre Kojève. Примитивное самосознание и желание. Признание и борьба на смерть. Господин и раб. Вещь и труд. История раба.
  • Марксистская философия
    От теории к революционной практике. Новое материалистическое понятие истории: история и производство. Материалистическое производство идей, сознания. Труд и отчуждение. Революционный класс и революционное общество.
  • Философия Достоевского
    Извращение интеллигента XIX века. Унижение и наслаждение. Проблема «законов природы». Достоевский и нигилисты: «хрустальный дворец». Логарифмическая таблица. Иррационализм Достоевского. Теория и практика: вторая часть романа.
  • Философия Ницше
    О предрассудках классической философии. Воля к власти. Хищное в человеке. Свободный ум. Философия будущего. Естественная история морали.
  • Экзистенциализм Камю
    Сизиф как герой абсурда. Чувство абсурда и современный человек. Философия и самоубийство. Бунт и свобода. Абсурд и искусство, абсурдное творчество. Абсурдные типы.
  • Современная политическая философия Х. Арендт
    Арендт о насилии. Арендт О тоталитаризме. «Банальность зла». О роли публичного интеллигента.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание (эссе)
    Домашние задания представляют собой внеаудиторное написание студентами эссе. Всего в течение модуля студентам предлагается пять обязательных тем для эссе, примерный объем – 300 слов. Источники подбираются студентом самостоятельно.
  • неблокирующий Аудиторная работа
    Обязательным условием получения высокого балла по этой компоненте является (1) презентация (одна за модуль), (2) участие в дискуссии на семинаре. Тема презентации выбирается из списка заданных тем для каждого семинара. Презентация не должна занимать более 7-8 минут и должна продемонстрировать хорошее понимание релевантных философских концепции и умение критически оценить эти концепции. В конце презентации студент должен сформулировать один или два вопроса для дальнейшего обсуждения, обращенные к слушателям. По своему усмотрению студент может сопровождать устную презентацию слайдами PowerPoint или раздаточным материалом. Каждое семинарское занятие предполагает обсуждение одной темы (содержит несколько сформулированных вопросов) по материалам лекционных занятий.
  • неблокирующий Контрольная работа
    Выполняется письменно в аудитории по вариантам. Не разрешается пользоваться никакими источниками.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в аудитории письменно в форме контрольной работы. Всего 12 вопросов. Сами вопросы неизвестны студентам заранее, но известны основные направления, основные темы. На экзамене нельзя ничем пользоваться. Время выполнения - 80 минут.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.188 * Аудиторная работа + 0.375 * Домашнее задание (эссе) + 0.187 * Контрольная работа + 0.25 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Горелов А.А. - Философия (для бакалавров) - КноРус - 2012 - 320с. - ISBN: 978-5-406-01358-8 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/908490
  • Михелъ, Д. (2003). Власть, Управление, Население: Возможная Археология Социальной Политики Мишеля Фуко. Журнал Исследований Социальной Политики, (1). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15695865

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Kenny, A. (2010). A New History of Western Philosophy. Oxford: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=516790
  • Philosophy: the Basics / Warburton, N — London: Routledge, 2012. — 200 с. — ISBN: 9781317813026. — URL: https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=1356359&query=philosophy+reader (дата обращения: 30.08.2019). — Текст : электронный.