Бакалавриат
2018/2019
Когнитивная лингвистика
Статус:
Курс по выбору (Филология)
Направление:
45.03.01. Филология
Кто читает:
Департамент филологии
Где читается:
Санкт-Петербургская школа гуманитарных наук и искусств
Когда читается:
2-й курс, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Язык:
русский
Кредиты:
4
Контактные часы:
46
Программа дисциплины
Аннотация
Курс посвящен ознакомлению учащихся с базовыми теориями когнитивных подходов к лингвистике и современными когнитивистскими тенденциями. Языковая проблематика будет рассматриваться в рамках курса в контексте других когнитивных наук.
Цель освоения дисциплины
- Знакомство с основными когнитивными теориями
- Знакомство с основными работами в русле дисциплины, в том числе и новейшими
- Формирование базовых представлений о когнитивных механизмах, лежащих в основании языка, и теориях, трактующих их
- Освоение навыков анализа языка в точки зрения когнитивных подходов
Планируемые результаты обучения
- Студент ориентируется в основных концепциях, связанных с когнитивным подходом
- Студент умеет анализировать языковой материал с применением методов когнитивного анализа
Содержание учебной дисциплины
- Введение в когнитивную лингвистикуВведение в проблематику. Отношение когнитивной лингвистики к формальной и функциональной линг- вистике. Основные понятия когнитивной лингвисти- ки: концептуализация, воплощение, иконичность, перспектива.
- Теория прототиповПредшественники – семейное сходство; исследования базовых цветообозначений. Логическая категория vs естественная категория. Прототип. Прототипические эффекты. Базовый уровень категоризации. Теория эк- земпляров. Применение теории прототипов в психоло- гии, психиатрии, социологии, социолингвистике, лингвистике. Прототипы в семантике. Прототип vs ин- вариант. Прототипы в лексикологии и лексикографии. Наивная дексикология. Прототипические эффекты в грамматике.
- Грамматика конструкцийПонятие конструкции. Конструкции на разные языковых уровнях. Конструкционная грамматика vs когнитивная ций грамматика. Близкие направления. Конструкции и аргу- ментная структура. Квантитативные подходы. Радикаль- ная грамматика конструкций У. Крофта. Конструкции и освоение языка
- Модели грамматики, основанные на употребленииЯзык как поведение. Частотность, воспроизводимость и правила как основа использования языка. Теории, осно- ванные на употреблении, в изучении освоения языка.
- Фреймовая семантикаИстоки: ролевая (падежная) грамматика. Соотношение с порождающей семантикой. Глубинная и поверхностная структуры. Понятие фрейма. От лексемы к грамматиче- ским конструкциям. Фреймовая семантика и когнитив- ная грамматика.
- Концептуальная метафораМетафора как когнитивный механизм. Источник, цель и метафорические проекции. Теория концептуального блендинга. Метафоризация как слияние ментальных пространств.
- Когнитивные исследования пространственных обозначенийЛингвистическая относительность при представлении пространства. Представление пространства при освоении языка: лингвоспецические факторы. Система координат, фигура и фон. Вербальные и невербальные стратегии ко- дирования пространственных значений.
Элементы контроля
- ДокладПредставляет собой самостоятельное внеаудиторное исследование студента по одной из предложенных тем. Результаты индивидуального проекта представляются в виде доклада на одном из семинаров. Доклад не должен занимать более 20-25 минут. В конце доклада студент должен сформулировать один или два вопроса для дальнейшего обсуждения, обращенные к слушателям.
- Исследовательский проектПредставляет собой самостоятельное внеаудиторное исследование студента по одной из предложенных тем. Результаты индивидуального проекта представляются в виде доклада на одном из семинаров. Доклад не должен занимать более 10-12 минут. В конце доклада студент должен сформулировать один или два вопроса для дальнейшего обсуждения, обращенные к слушателям.
- Домашняя работаЧтение статей по предложенным темам, подготовка не менее трех вопросов к прочитанной статье для обсуждения на занятиях.
- ЭкзаменЭкзамен представляет собой выполнение студентом письменной исследовательской работы, объемом 15 000–20 000 знаков. Выполняется студентом внеаудиторно по одной из предложенных тем. Источники подбираются студентом самостоятельно
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.2 * Доклад + 0.1 * Домашняя работа + 0.2 * Исследовательский проект + 0.5 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Croft, W., & Cruse, D. A. (2004). Cognitive Linguistics. Cambridge, U.K.: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=148123
- Evans, V., & Green, M. (2006). Cognitive Linguistics : An Introduction. Edinburgh: Edinburgh University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=163366
Рекомендуемая дополнительная литература
- Fuchs, Z., Gries, S. T., & Brdar, M. (2011). Cognitive Linguistics : Convergence and Expansion. Amsterdam: John Benjamins Publishing Company. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=401190
- Langacker, R. W. (2009). Investigations in Cognitive Grammar. Berlin: De Gruyter Mouton. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=293690